Параллельно, перпендикулярно и по диагонали
К добру и злу постыдно равнодушны,
...
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию презренные рабы.
Из стихотворения «Дума» (1838) М. Ю. Лермонтова
В начале февраля 2015 года я написал обращение, воззвание к людям, кому не безразлична судьба России в условиях подготовки войны с ней. Официальная Россия, многие годы беззубо, вяло или вообще никак не реагировавшая на антироссийскую пропаганду в западных странах, на открывавшиеся повсюду «музеи Оккупации», на уничтожение прав русскоязычного населения и унижения русскоязычных повсюду от Прибалтики и Молдовы с Украиной до бывших республик СССР в Средней Азии… в связи с последними событиями на Украине и информационной агрессией на новом витке, наконец, обратила внимание на эти угрозы собственной национальной безопасности. В связи с чем я придумал актуальный проект прорыва западной информационной блокады. Этот проект состоял в том, чтобы вместо бесконечных обращений к западным политикам, к еврочиновникам официальных европейских структур и на бесконечных официальных мероприятиях донести российскую точку зрения на события на Украине непосредственно до европейских народов, живущих в информационной изоляции и не знающих истинного положения вещей в текущих событиях. Вместо того чтобы бесконечно и безрезультативно объясняться с теми, кто и организовывал в Киеве вооружённый государственный переворот, кто был в этом заинтересован и всесторонне содействовал (и продолжает покровительство и содействие) преступлениям нацистов на Украине, я предлагал обратиться к обманутым народным массам Европы с информационным обращением, в котором бы содержалась хроника событий на Украине, начиная с Майдана и заканчивая доказательствами преступлений захвативших сегодня в Киеве власть людей.
С
данным обращением, воззванием я обратился, прежде всего, к тем, кто сам беспрестанно взывает к патриотическим чувствам россиян, кто с высоких трибун и в телестудиях с утра и до вечера выступает в роли радетеля за судьбы отечества (собственно, видимо, одним этим и занимаясь - столько времени проводя в бесконечных теледебатах, да ещё с подготовкой, гримом, с косметическими и оздоровительными для внешнего вида процедурами и временем на гардероб, переездами с одной говорильни на другую, с одного заседания на следующее…). Всё это, конечно, лишь с надеждой, что кто-нибудь из них, хотя бы в качестве того же радения, в демонстративном порыве да откликнется (ведь тут не какая-то безделица, не уровня селегерских стартапов и социальных перфомансов инициатива, а «святое»!). Однако наши пропагандисты, видимо, настолько выдрессировались в привычной роли рупоров, проповедников патриотизма, что никакой другой функции выполнять уже не умеют. Настолько, видимо, привыкли только говорить, транслировать, что исполнять роль приёмника уже неспособны.
Одним словом, моё обращение осталось безответным.
Если же эти господа уже просто не воспринимают информацию от безымянного адресата (не известного, не их круга или круга других известных, публичных общественных деятелей), то это их не красит нисколько не меньше. То, что лица, говорящие от лица народа или апеллирующие к народу, на самом деле не являются никакими народниками и на самом деле плевать хотели на его мнения и чаяния, просьбы о помощи и т.д. и т.п. - не служит никаким оправданием, скорее наоборот, служит отягчающим обстоятельством в данном деле. Пренебрежение к собственному народу и соответственное бездействие, нежелание вникать и разбираться в обращениях, просьбах (не говоря уже о посильном содействии) - это зло не меньшее чем псевдопатриотизм. Псевдонародничество, маскируемое бурной вербальной активностью (из-за которой у них нет времени обращать внимание на собственный народ) - это банальное чванство и доказывает подлинный дух этих придворных болтунов, радетелей за народ и отечество.
Могу предположить ещё одно обстоятельство, которое послужило тому, что моё обращение осталось безответным. Только и оно не служит никаким оправданием, а скорее, также, - наоборот. Это зашоренность, служащая самым комфортным условием произрастания и цветения буйным цветом, благоухания всех родов высокомерия и чванства, лицемерия. Зашоренность, с которой сегодня вообще многие ни во что не вникают и не желают вникать, с которой не только письмо, но и книгу читают «по диагонали», не говоря уж обо всём остальном восприятии окружающей действительности. Эти люди уже не способны ничего воспринимать без презентации в Power Point или в других лоскутных, клиповых формах подачи материала. И желательно на один абзац. Их самозабвение - неспособность вникать, неспособность смотреть по сторонам и видеть, что происходит, нежелание разбираться и вообще прилагать какие-то усилия - всё это та же подлость, которая говорит о нежелании пошевелить хотя бы пальчиком, если в этом не видно выгоды, всё это те же бессмертные «ничего не вижу и ничего не слышу» или «моя хата с краю», как говорят люди попроще. Всё это - то же банальное наплевательство на других: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех!», - как советовал один персонаж. И, судя по тому, что у этих парней всё действительно в полном ажуре, все при делах, при должностях (а многие и с несколькими!..), все успешные люди… - они действительно соответствуют данному правилу жизни.
Итак, я обратился с просьбой хотя бы о содействии советом (например, к кому можно обратиться с подобной инициативой, если даже им самим данная акция покажется неинтересной или не заслуживающей поддержки по каким-то другим причинам) к следующим организациям и персоналиям: Максим Шевченко, редакция «Специального корреспондента» (включая лично Аркадия Мамонтова, а также корреспондентов Александра Рогаткина и Александра Бузаладзе), к Крупнову Ю.В., Болдыреву Ю.Ю., в «Комсомольскую правду» и в Life News (чьими погибшими собкорами трясли на всю страну, в отличие от сотен безымянных погибших не из журналистского цеха), Пушкову Алексею Константиновичу (в Комитет Государственной Думы по международным делам, чьим Председателем, кроме прочего, он является), а также в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Всё это с нижайшими просьбами не оценивать данный эскиз слишком критично: «Возможно, моё обращение к вам, моё описание проекта покажутся вам не отвечающими принятому обращению, принятым формам подачи подобных проектов, с лишними, на первый взгляд, рассуждениями… Да, это описательный проект, эскиз, можно сказать основные тезисы…». Но снисхождения не было. Не было никакого совета, никаких рекомендаций или замечаний, вопросов… Ничего не было. Даже формального вежливого типа: «Спасибо, но нас на данный момент времени это не интересует». Исключение составил Юрий Юрьевич Болдырев, единственный ответивший мне.
Я не хочу сказать, что всё это плохие люди. Наверное, они хорошие семьянины, прекрасные мужья и любящие отцы семейств, заботливые добытчики, наверное, они много работают, не покладая рук, в заботах о своих семействах и родственниках, о своём доме и даче, автомобиле… они, вероятно, очень приятные в общении и профессиональной деятельности с коллегами по работе и активные общественники, хорошие руководители и исполнители… Вот только с главным у них проблема - с совестью.
Ps
Да, и ещё. Не хотелось бы, чтобы кто-то подумал, будто тут, помимо констатации факта, есть место ещё и какому-то разочарованию. Нет, ни разочарования, ни даже отвращения уже давно нет. Все эти этапы до отчаяния и брезгливости мною уже прожиты. Сегодня это скорее можно назвать выжженной пустыней моего сердца, в которой Христос усердно молится за этих людей. «Даже не знаю, что ждёт этих людей, преступно безразличных привратников, равнодушно отказывающих просящему, взывающему к ним, всех этих книжников и фарисеев наших дней», - как говорит моя жена… Дело в том, что это далеко не первый мой проект с попытками достучаться хоть до кого-то. Несколько лет назад я обращался ко всякого рода подобным, публичным деятелям с проектом для детских домов. Помню, писал и таким как бы неравнодушным, с гражданской позицией, защитникам справедливости, униженных и оскорблённых… вроде журналистов Караулова и Хинштейна, к другим, которые были на виду и слуху и казалось бы не могли остаться глухи и равнодушны к теме заботы о сиротах, о детдомовских детях… ещё писал в какие-то департаменты, к видным политическим деятелям… Всё это, конечно, исключая либеральных общественников, с которыми я на одном поле, как говорится, справлять нужду не сяду. Из всех мне ответил только Сергей Миронов (на тот момент бывший ещё в должности Председателя СФ России). Но и он отправил меня в какой-то комитет Совета Федераций (по-моему, по делам семьи и чего-то ещё), откуда меня послали дальше, а те оказались вообще не готовы обсуждать это… на чём всё и закончилось. Потом были другие безответные социальные проекты и инициативы. Затем я вообще поменял образ жизни и больше полутора лет писал киносценарий, потратив на одну только работу над материалом (скудным, который подолгу приходилось искать, в т.ч. на других языках…) около года. Тут я столкнулся ровно с тем же самым, только теперь в киноотрасли. Прожив несколько лет за границей, где к любым творческим или социальным инициативам всегда неиссякаемое, неравнодушное внимание, где это всегда востребовано и поощряется, я с той же наивностью поверил на слово причитающим на всех углах кинопродюсерам и прочим кинодеятелям, что, дескать, не хватает хороших сценариев. Дескать, это только поэтому у нас кинематограф в таком неприглядном состоянии (а десять лет назад это состояние было ещё печальнее). Но и этот мой экзерсис обнаружил полное в реальной жизни (отличной от позёрства перед камерами и микрофонами) равнодушие этих людей даже ко всему тому, что составляет, если верить им, соль жизни для этих людей… Вплоть до того, что ни один из нескольких продюсеров, к телу которых мне удавалось пробиться, не выразил желания даже ознакомиться с киносценарием. Один посетовал на кризис, другой сказал, что у него своих проектов неснятых или недоснятых целый ворох и т.п… Спустя месяцы поисков выхода к телу, контактов (а это всегда до нескольких кругов ада, т.е. кругов знакомых, и знакомых тех знакомых… прежде чем выйдешь на связь с САМИМ), в отчаянии я бросил эту безнадёжную затею с расшаркиваниями перед небожителями от кинематографа.
Были затем ещё проекты, ещё безответные письма всяким «патриотам» и прочим «неравнодушным» к судьбам отечества, радетелям за наш народ и т.п., вроде Михаила Делягина или Ирины Ермаковой… Не получая ответов на письма, человек пытается найти диалог с этими людьми по горячим вопросам под их же собственными статьями, пишет им серьёзные аналитические комментарии, некоторые из которых приходится даже разбивать на части (целиком не убираются в окошко для комментариев)… Но эти люди глухи к простому человеку, они не снисходят даже к их собственному читателю. А для кого же тогда они крапают свои статейки, если не для тех единственных, кто это читает? Для гонорара, для умной позы перед коллегами, для галочки, что и ты высказался по тому или иному вопросу?! Они не участвуют в дискуссиях не только со мной, но и вообще, включая других комментирующих. Как я писал недавно: «Для кого тогда они пишут, «ради показаться», посветиться, покрасоваться на трибуне (всё это то же самое повсюду в России привычное пускание пыли в глаза, лицемерие, демонстрация радения за отечество…), оставаясь к его народу подло равнодушными и не интересующимися его мнением, не снисходящими до общения с «чернью»? Почему авторы высокомерно не участвуют в обсуждениях своих статей, поднятой ими же темы, почему они превратили площадку для дискуссий во что-то недостойное их светлостей, отведённое исключительно для копошений «черни»?! (А ведь ещё и поэтому - благодаря их высокомерному безучастию - место для комментариев зачастую и превращается в свалку мнений и оценок доходящих до пустопорожней эмоциональной смуты, сутяг и т.п.). Почему они не участвуют в дискуссиях даже в своих блогах, и как прикажете относиться к этому чванству, к этому наплеванию на людей, которые им пишут, обращаются к ним с вопросами (остающимися без ответа) и т.п.?.. И почему такое отношение к своему читателю, к любителям и ценителям этих фальшивых «народников» - всех их устраивает? Эти манипуляторы «быдломассами» (как они, по всей видимости, видят народ) считают своего читателя недостойным дискуссии с ними, не способным воспринимать-понимать их высоколобые рассуждения. Но, в таком случае, если они так понимают своего читателя, то остаётся одно: они действительно пишут только для заработка или для позёрства, для утешения самолюбия, им, наверное, даже льстит, что у них «нет на это времени» (имея его в избытке для общения в узком кругу неких «избранных», чьё мнение, чей интеллект они считают достойным себя)!»
Отверженность - сильное слово. Неприкаянность - тоже мощное, но тут нет режущих звуков как будто нож к горлу, как будто режут саму душу. Однако, как и сильная болезнь - это полезное, хорошо отрезвляющее испытание, очищающее от гордыни и опускающее на землю, возвращающее способность чётко видеть всё вокруг, без высокомерия к деталям, без высокомерного - поверхностного - взгляда вообще. Отверженный человек, скажем, пишущий «в стол», которого не печатают и не читают, трудов которого, многомесячных и даже многолетних трудов, душевных сил и слёз, мыслей которого никто не видит и не разделит, вместе с автором которых никто не воспламенеет идеей, не вспыхнет светом мысли, озаряющей душу… - такому человеку это, очевидно, дано, чтобы лучше уметь разглядеть и научиться снимать с себя шоры эгоизма, «недооценённости», чтобы преодолевать ущемлённое самолюбие и усмирять гордыню. Кроме того муки неприкаянности хотя и бьют по здоровью, но, как и любая другая телесная немощь, очищают ум и сердце от накипи суеты, пустого мельтешения, пустозвонства, поверхностности, мелочности и желания покрасоваться, показать себя, самоутверждаться… (хотя всё это тоже производные гордыни, самолюбия, эгоизма).
Нет, понятно, в наше время все как раз провозглашают всё это хорошими, лучшими качествами, воспитывают лидерские замашки и борются со скромностью, непоказушничеством…
Так что то, что я жил последние годы под постоянным прессом нереализованности - в этом тоже есть немало силы. Без этой силы отрешённости я бы, может быть, и вообще не понял бы многого и не написал бы ничего! Одна только занятость чем-то посторонним и то не даёт возможности глубоко и вдумчиво, качественно размышлять и писать. А уж с веригами тщеты, муками напрасности трудов и невостребованности - с такими-то пинками под зад грех не писать! Вприпрыжку бы даже следовало! Хотя, казалось бы, с веригами-то вприпрыжку скакать не больно-то весело, но весело-невесело, а скачешь, а скакать надо, а ничего, а и пой, коли тяжело, пой, ругайся и пляши - авось и превозможешь, авось и прорвёмся!.. Живы будем - не помрём!
Вот только как же быть с тем, о чём мои помыслы и волнения, о чём я рассуждаю и пишу - ведь не о себе же и не для себя же всё это, все эти напрасные труды? Мы-то проживём, прокопошимся как-нибудь свой век, а вот что будет с нашими потомками, с окружающим миром в условиях массовой глухости и слепоты? Что ждёт Землю-матушку, в условиях оккупации, беспросветного рабства всех творческих сил человечества (не имеющего больше своего социалистического проекта, проекта построения всеобщего братства, движения к гуманизму…), не имеющих выхода своей созидательной энергии, реализации? Творчеству и реализации циников и разрушителей, всяким либеральным экспериментальным ёрничествам - повсюду зелёный свет, а противоположные силы сегодня в опале, да ещё и стараниями тех, кто рядится в одежды их воинства, в то же время, являясь служителями данной, подавляющей созидательные силы, системы. Кто, работая на эту систему, будучи встроенным в неё, являясь её служителем и получателем благ (мест работы и должностей, зарплат, премий, командировок, известности и популярности…) умудряется напускать на себя заинтересованный, озабоченный вид и оттягивать внимание людей неравнодушных (душа их инициативу и веру в них, последнюю надежду и силы). Когда даже на воззвание в защиту отечества, на противодействие его очернению, унижению и т.д., направленных, в конечном счете, на его уничтожение - полное равнодушие и безразличие.