Mar 20, 2010 14:15
рентабельности
1. Роль и значение отрасли в рыночной экономике.
Отрасль-совокупность предпр-й, орган-й, характ-ся общностью выпускаемой продук-и,технолог.произ-ва, основ.фондов, проф.подготов.работн-в. Торговля вид хоз-но-эконом-ой деят-ти, объем действия которой-Т, купля-продажа товаров и обслуживание покупателей Два значения торговли:1.Самостоятельная отрасль хоз-ва. 2.Это торговые процессы направленные на осуществление актов купли-продажи тов-в.Предпринимательство-это орган-ция эконом-ой, производ-ой и иной деят-ти приносящий доход. Коммерция-вид торгового предпринимательства. В пром-ти: тяжелая ,легкая, пищ-ев.пром-ть. Межотрасл.комплекс-взаимодостижение различных отраслей, разных стадий произ-ва.
2.Сущность и функции торговли.
Торговля-это отрасль нар-го хоз-ва, для которой продажа товаров является предметом хоз-й деятельности, а изучение рынка потребления товаров-задачей отрасли в целом. Сущность торговли проявляется в функциях, которые она проявляет:1.Доведение товара от производителя до потребителя-несет производительный характер:-транспортировка товаров, хранение, подготовка к продаже(фасовка, упаковка, подсортировка и т.д.); 2.Смена формы стоимости деньги-товар-деньги-носит непроизводственный характер: -реклама, учет банковских и кассовых операций, изучение спроса и т.д. Социально-экономическая роль торговли заключается в том, что она: -Обеспечивает взаимосвязь различных отраслей; -Обеспечивает взаимосвязь в различных регионах; -Обеспечивает занятость населения; -Обеспечивает посткпление налоговых платежей в бюджет; -Обеспечивает развитие внешнеэкономической деятельности; - Способствует производству новых и высококачественных товаров; -Способствует стабильности денежного обращения в стране; -Обеспечивает функционирование банковской сферы, страхового рынка, валютного и фондового рынка и т.д.
3.Понятие организации (предприятия), его задачи и функции.
Предприятие-это субъект рынка, обеспечивающий производство продукции, продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Пред-е можно рассматривать в двух аспектах, как правовую категорию и как экономическую категорию. Как правовая категория пред-е-это юр.лицо, имеющее р/счет в банке, имеющее самостоятельный баланс, обладающее обособленным имуществом, имеющее права и обязанности, несет ответственность, может выступать истцом и ответчиком, д.б. гос. регистрация. Как экономическая категория пред-е-это хозяйствующий субъект, использующий определенные ресурсы(материальные, трудовые, финансовые и др.), производящий продукт(готовые товары, услуги),стремящееся к эффективному функционированию и имеющий цели получения прибыли. В соответствии с ГК РФ все юр.лица делятся на 2 категории: 1.Комерческие организации(предприятия): -хоз.общества(ОАО, ЗАО, ООО, ОДО); -товарищества(полные, товарищества на вере); -производственные кооперативы; -унитарные пред-я(ГУПы и МУПы). Их цель-получение прибыли. 2.Некомерческие орган-ции: -учереждения(здравоохранения); -фонды; -союзы(профсоюз); -ассоциации; -потребительские кооперативы(ГК, СОТ); -религиозные объединения; -общества(общество инвалидов). Их цель деятельности -удовлетворение социально-общественных потребностей. Функционирование пред-ий в настоящее время осуществляется на принципах: 1.Хоз-ой самостоятельности; 2.Материальной ответственности. 3.Материальной заинтересованности. 4.Принцип самоокупаемости и самофинансирования. 5.Принцып создания резервов. 6.Принцып эффективности функционирования и тд.
4.Отраслевые особенности предприятий торговли.
Функционирование в торговых предприятиях предполагает осуществление основной(продажа товаров), финансовой и инвестиционной деятельности. Основным технико-экономическими показателями характеризующими деятельность торг.пред-я являются: 1.Товарооборот(Т)-это объем продажи товаров за определенный период времени, основной показатель деятельности от которог зависят доходы, расходы, прибыль и т.д. М.б. оптовый, розничный и Т предприятий общественного питания. Т-это объем продаж, объем реализации, выручка и т.д. 2.Товарные запасы(ТЗ)-это вся массатоваров находящаяся в торг.пред-тии для реализации покупателям. Измеряются в натур-х показателях, в суммовом выражении, в днях, оборотах. 3.Издержки обращения(ИО)-это расходы торг.пред-я связанные с ревлизацией товаров(транспорт,эл.энергия, з/плата, амортизация). Измеряются в сумме и по уровню. Уровень опредиляется: Уио=ИО/Т*100%, чем ниже уровень ИО, тем лучше для пред-я. 4.Валовый доход или валовая прибыль(ВД или ВП)-это сумма реализованных торг-х наценок остающихся в распоряжении пред-я после продажи товаров. Служит источником покрытия издержек и получения прибыли. Измеряется в сумме и по уровню: Увд=ВД/Т*100%, чем выше, тем «+». 5.Производительность труда(ПТ)-это объем товарооборота приходящейся на одного среднестатистического работника за определенный период времени. Пт=Т/ср.r, где ср.r-среднесписочная численность. 6.Фонд оплаты труда(ФОТ)-это савокупность расходов связанных с оплатой труда работников(з/плата, премия, отпускные и т.д.). Включается в состав ИО. Измеряется в сумме и по уровню, т.е в %: Уфот=ФОТ/Т*100%, чем ниже, тем «+». 7.Прибыль(П)-это конечный финансовый результат деятельности торг.пред-я от которого зависит экономическое и социальное развитие компании. Выделяют валовую прибыль, П от продаж, П до налогообложения, П налогооблагаемая, чистая П. Измеряется в сумме и по уровню рентабнельности:Урент=П/Т*100%, чем выше,тем более эффективно работает пред-е. и т.д.
5.Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.
Предпр-во-самост-я творческая деят-ть, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Три отлич.черты: эконом-я свобода, наличие риска, новаторство. Субъекты предп-ва: -граждане РФ не огранич.законом в деят-ти; -граждане инос.гос-в, полномочия которых установлены законом; -объединения граждан. Предпр.деят-ть осущес-ся в 2 формах:1)собственником средств произ-ва;2)руковод-м предп-я от имени собств-ка. Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Источниками стартового капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть: займы (долговое финансирование - в банке или у знакомых), безвозмездная помощь (гранты или субсидии), инвестиции. Предприним-во м.б.:1).Частным. 2)Коллективным(Товарищества на вере, ООО, Общества с доп-ой ответственностью, ЗАО, ОАО). 3).Государ-е.
6.Виды предпринимательства.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности различают следующие виды предпринимательства:1.Производств-ое-деят-ть,направлен.на произ-во продукц.,услуг для послед. Реализации самим прендпринимателем. Входят: произ-во промышленности, с/х продукц.,строитель-во, перевозки,трансп.расходы,коммун.и бытов.услуги и пр.Выбор деят-ти предпогал.предварит.маркетинг.2.Коммерчес.пред-во-суть составляют товарно-денеж-ые отношения.Здесь нет необходимости обеспеч.производ.ресурсами. Особый объект ком.предп-ва-экспортно-импортные операции.3.Финансовое пред-во-разновидность коммерчес. пред-ва. Объект купли-продажи-специфич.товар: деньги, валюта, цен.бумаги. 4.Посредническое предп-во- предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях. В качестве посред-х предпр-х организ-й выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. 5. Страховое предпр-во-предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Является одной из наиболее рисковых видов деятельности.
7.Классификация типов и видов торговых предприятий.
В сфере торговли выделяют 3 направления: 1.Розничную торговлю-продажа товаров конечным потребителям. 2.Оптовую торг-лю- продажа товаров юр. и физ. лицам для последующей переработки или перепродажи. 3.Общественное питание-осуществляет производство продукции, ее реализацию, а также предоставление услуг связанных с потреблением. Розничные торг-е пред-я можно классифицировать:1.По товарной специализации: смешанные, специализированные, узкоспециализированные, комбинированные, универсальные. 2.По формам обслуживания: с индивидуальным обслуживанием покупателей, самообслуживания, реализующие товары по образцам, каталогам и т.д. 3.По видам и собственности: магазины, магазины-склады, павилионы, палатки, автомагазины. 4.По функциональным особенностям: стационарные, передвижные, сезонные, комиссионные, посылочные. 5.По уровню цен: с низким уровнем цен, со средним уровнем цен, с высоким уровнем цен. 6.По характеру местонахождения: на транспортных магистралях, на вокзалах, в центральном деловом районе и т.д. Пред-я оптовой торговли классифицируют:1.По масштабам деятельности: общенационального(федерального) уровня и регионального(внутреннего) уровня. 2.По объему выполняемых функций и формам расчетов: пред-я приобретающие права собственности на товар, пред-я без приобретения права собственности на товар, пред-я-организаторы оптового товарооборота. Пред-я общественного питания можно классифицтровать:1.По торговому признаку: заготовочные(комбинаты школьного питания), доготовочные(имеющие свою кухню), раздаточные(столовые без кухни), смешанные(фабрики-кухни). 2.По видам предоставляемых услуг: пред-я производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления; -пред-я имеющие, кроме производства и реализации, для организ-ции отдыха посетителей(кафе, рестораны, столовые и т.д.). 3.По характеру обслуживаемого:-общедоступные(столовые, кафе); -пред-я закрытого типа(столовые при пром.пред-х, учр-х, учебных заведениях). 4.По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания: -рестораны, кафе, бары(люкс, высшего и 1 классов), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющих широкий спектр услуг; -общедоступные пред-я, удовлетворяющие потребности широких слоев населения в готовой кулинарной продукции в течении всего дня и обеспечивающие необходимый для этого набор услуг(столовые, пирожковые, закусочные); -столовые при заводах, учереждениях, учебных заведениях, обеспечивающие удовлетворение минимально необходимых потребностей в готовой пище работников в основном в обеденное время.
8.Понятие, сущность и значение основного капитала.
Основные ср-ва(капитал) пред-я-это имущество пред-я, которое многократно участвует в торгово-технологическом процессе, неизменяя своей нат-ой вещественной структуре и переносят свою стоимость по частям, по мере износа на реализуемые товары путем начисления амортизации. К ОС относятся: здания, сооружения, транспорт-ые ср-ва, оборудование, компьютерная техника и т.д. ОС участвуют на всех этапах товародвижения. Обеспечивают процессы снабжения, хранения, реализации товаров и играет важную роль в торгово-технологическом процессе. В процессе эксплуатации ОС изнашиваются, выделяют:-физический износ(старение объекта); -моральный износ(проявление более агрессивных технологических объектов). Погашение стоимости ОС производится путем начисления амортизации. Амортизационные отчисления включаются в состав ИО и возмещаются при получении предприятием выручки. Амортизация является собственным источником финн-х ресурсов и напрявляется на обновление материально-технической базы и ее расширение. Эффективное использование ОС позволяет увеличить товарооборот, снизить расходы, повысить прибыль и рентабельность.
9.Классификация и структура основного капитала.
Основной капитал или основные средства пред-я, состав и структура ОС зависит от сферы торговли, масштабов деятельности, видов и типов пред-я и др. факторов. От структуры ОС зависит эффективное использование, объем продаж и др. показатели. Под структурой понимают соотношение отдельных объектов в общей стоимости ОС. Объекты ОС можно классифицировать: 1.По участию в торггово-технолог-ом процессе: -активные(транспорт, компьютеры); -пассивные(здания, сооружения); 2.По назначению: -производственные; -непроизводственные(объекты ЖКХ); 3.По использованию: -действующие; -бездействующие; 4.По отраслям торговли: -ОС розничной торговли; -ОС пром-ой торговли; -ОС обществ-го питания; 5.По видам: -здания, сооружения; -транспорт; -вычислительная техника; 6.По источникам: -собственные; -арендованные; -находящиеся в оперативном управлении; -полученные по лизингу. 7.По стоимости:-до 10т.р.(списывают сразу); -свыше 10000 т.р.(подлежат аморт-ции); По сроку полезного использования делятся на 10 аморт-ных групп.
10.Оценка основного капитала.
ОК как имущество предприятия, может иметь различные виды оценки, в т.ч. балансовую стоимость, рыночную, залоговую, налогооблагаемую, страховую и т.д. Основными видами оценки для хар-ки ОС выступают: 1.Первоночальная стоимость-это стоимость в современных условиях с учетом переоценки, а также достройки, дооборудования, модернизации и реконструкции. 2.Остаточная стоимость-это стоимость ОС за минусом начисленной амортизации(Ост=Перв(вост)-Ам). По остаточной стоимости объекты отражаются в бух.балансе. Оценка ОС используется для хар-ки состояния материально-технической базы. При этом опредиляются следующие показатели: Кгодн=Ост/Перв.ст-ть, чем выше-«+»; Кизнаш=Аморт/Первон.ст-ть=1-коэф.годности, чем ниже-«+».
11.Показатели эффективности основных средств.
Показ-ми эффектив-го исполь-я ОС являются: 1.Фондоотдача-характер-ет сколько руб. Т получено с каждого руб. ОС. ФО=Т/ОС, чем выше, то «+»; 2.Фондоемкость-хар-ет сколько руб. ОС вложено для получения 1 руб.Т ФЕ=1/ФО=ОСср/Т,чем ниже,то «+»; 3.Фондовооруженность-хар-ет тех-ю оснащенность пред-я, т. е. сколько руб. ОС приходится на 1 среднесписочного работника ФВ=ОСср/чср,чем выше,то «+»,высокая ФВ=высокой Пт-производ-ть труда; 4.РентабильностьОС-хар-т сколько руб.прибыли получено с каждого руб.ОС Rос=П/ОСср, чем выше,то «+». В результате эф-го использования ОС пред-е может экономить кап.вложения. Сумма эконом. Кап.влож-й(допол-е влож-е капитала)= ФЕ*Тф, если «-» то эконом-я, «+»доп.привл-е кап-ла. Среднегодовая ст-ть ОС опред-ся по: 1.Формула средней арифмет-ой ОСср=ОСн+ОСк/2; 2.Формула ср-й хронологической ОСср=ОСн1/2+ОСн2+ОСн3+….ОСк/2/n-1; 3.Формула с учетом движения ОС ОСср=ОСн+ОСпост*t1/12-ОСвыб *t2/12, где t1- кол-во полных мес-в до конца года с момента поступления, t2 -кол-во полных мес-в c момента убытия.
12.Понятие, состав и структура оборотного капитала.
Об-е ср-ва-имущество пред-я, которое однократно участвует в торгово-технологом процессе и полностью переносит свою ст-ть на реализуемые товары в течении 1 операц-го цикла. Относятся: сырье, материалы, товары, денеж-е ср-ва и т. д. Кругооборот оборотных ср-в включает стадии: 1.Снабжение. 2.Производство(подготовка товаров к продаже). 3.Реализация, при этом ОБ принимает формы: 1.Денежная. 2.Материальная(сырье, материалы). 3.Производственная(процесс подготовки к продаже). 4.Товарная. 5.Денежная. В результате каждого кругооборота пред-е получает выручку, покрывает затраты и формирует прибыль, поэтому чем быстрее происходит кругооборот, тем больше объем продаж и прибыль у пред-я. В составе об-х ср-в выделяют:1.Оборотно-производственные фонды -сырье,материалы; -незавершенное производ-во; -расходы будущих периодов; -топливо, тара и т.д.. 2.Фонды обращения: -готовая продукция;- товары; -дебитор-ая задолжен-ть; денеж-е ср-ва(в кассе, на р/сч, в пути(инкасация)). Об-е ср-ва обеспечивают непрерывность, ритмичность и непосредственно реализацию товаров. Об-е ср-ва классиф-ся: 1.В зависимости от функциональной роли: -об-е производ-ые фонды; -фонды обращения. 2.От практики контроля, плантров-я и управ-я: -нормируемые; -ненормируемые. 3.От источников формирования: -собственные об-е ср-ва; -заемные об-е ср-ва; -привлеченные об-е ср-ва. 4.От уровня ликвидности: -абсолютно ликвид-е ср-ва: -быстро реализуемые ср-ва; -медленно реализ-е ср-ва. 5.От степени риска вложения капитала: -с мин-м риском: -со средним риском; -с высоким риском. 6.От стандартов учета и отражения в балансе: -ср-ва в запасах: -ден-е ср-ва; - расчеты; -прочие активы. 7.От мат-но-вещественного содер-ния: -предметы труда; -готовая продук-ия и товары; -ср-ва в расчетах.
13.Оценка эффективности применения оборотных средств.
В результате эф-го использ-я об-х ср-в в пред-ии сокращаются расходы, растет Т и прибыль, а также происходит экономия фин-х ресурсов, что способствует увеличению прибыли произ-ва. Показ-ми являются: 1.Коэф-т оборачиваемости-хар-ет кол-во полных кругооборотов совершенных об-ми ср-ми за отчет-й период. Кобор.=Т/Об ср, чем выше,то «+»: 2.Оборачиваемость в днях-хар-ет продолжит-ть 1 кругооборота Од=Об ср/Тод, Од=Обср/Тодн=Обср*Д/Т=Д/Коб, чем ниже,то «+»(Д-кол-во дней в периоде); 3. Коэф-т загрузки ср-в в обороте Кз=1/Коб=Обср/Т,чем ниже,тем «+»; 4.Рентабильность обортного капитала-хар-ет сколько руб.прибыли получено с каждого руб.об-х ср-в. Rоб=П/Обср, чем выше,то «+». Ускорение оборачиваемости способствует высвобождению ден-х ср-в и улучшении фин-го состояния пред-я. Замедление оборач-ти к «замораживанию» ден-х ср-в, что ухудшает фин-е состояние. Сумма высвобож-х ден. ср-в(«замороженных ден.ср-в»)= Од*Тодн(факт.или отчет.периода, при этом если «-»-высвобожденные ден.ср-ва, «+» «заморожен-е ден.ср-ва»). Од=Од(факт)- N(Од пл), если «-» ускорение, «+» замедление оборачиваемости. Об-ср. арифметическая, ср. хронологическая. Эффект-е управ-е об-ми ср-ми способствует укреплению фин-го состояния, повышению платежеспособности и фин-ой устойчивости.
14.Капитальные вложения, их структура.
Капитальные вложения-это затраты на приобретение, создание, изготовления, строительство объектов основных ср-в, т.е. инвестиции предприятия в основной капитал. Инвестиции осуществляются на длительный период, поэтому кап-е вложения дают возможность получать пред-ю доходы в течении длительного периода. Кап-е вложения осуществляются в соответствии с ФЗ»Об инвестированной деятельности в РФ осуществляемой в форме кап-х вложений» и др.нормативными актами. Источниками финансирования м.б.:1.Собственные:-Уставной капитал-не распределенная прибыль, фонд накопления и амортизац. накоплений. 2.Заемные:-банковский кредит, облигационные займы, ссуды др-х юр. и физ-х лиц. 3.Привлеченные:-ср-ва бюджета и внебюджетных фондов, иностранные инвестиции, долевое участие, безвозмездные ср-ва от юр. и физ-х лиц и т.д. Осуществление кап.вложений способствует: расширению МТБ, увеличению продаж, улучшению показателей фин-ой деятельности. Кап.вложения классифицируются:1.По производственной структуре:-новое строительство; -расширение; -реконструкция; -техническое перевооружение; -поддержание мощностей действующих пред-ий. 2.По технологической структуре:-затраты на строительство, монтажные работы; -затраты на приобретение всех видов оборудования; -прочие кап.работы и затраты. 3.По назначению: -кап.вложения для строительства объектов; -производственного назначения; -непроизводственного назначения. 4.По отрослям нар-го хоз-ва: -промышленности; -сельского хоз-ва; -транспорта; -связи, торговли и т.д. 5.По способу производства строительно-монтажных работ: -подрядным способом; -хоз-м способом. 6.По источникам: -собственные ср-ва; -кредиты банка; -долевое участие; -ассигнование из бюджета и др.
15.Показатели эффективности капитальных вложений.
Под эффективностью кап.вложений понимается соизмерение затрат и получение результатов. Для хар-ки эффективности кап.вложений м.б. использованы показатели:1.Не учитывающие фактор времени: -срок окупаемости; -абсолютная экон-ая эффективность; -капиталоотдача; -сравнительная экон-ая эффективность и др. 2.Учитывающие фактор времени: -внутренняя норма рентабельности; -индекс нормы рентабельности; -будущая стоим-ть капитала; -чистая приведенная стоим-ть и т.д. К показателям характеризующим эффективность кап-х вложений относятся: 1.Капиталоотдача(Ко)-хар-ет сколько рублей товарооборота(выручки) получено с каждого рубля кап.вложений. КО=Т/К, чем выше, то «+». 2.Капиталоемкость(КЕ)-хар-ет сколько рублей кап.вложений произведено для получения 1 рубля товарооборота. КЕ=1/КО=К/Т, чем ниже,то «+». 3.Абсолютная эконом-ая эффект-ть(Эа)-хар-ет сколько рублей прибыли получено с каждого рубля кап.вложений. Эа=П/К, чем выше, то «+». 4.Срок акупаемости кап.вложений (С)-хар-ет период, в течении которого капит-ные затраты окупятся за счет прибыли. С=1/Эа=К/П, чем ни же, то «+». 5.Сравнительная эконом-ая эффективность(Эс)-хар-ет совокупность текущих и кап-х затрат приведенных к одинаковой размерности. Эс=ИО+Эn*К---- min, чем ниже, то «+». Эn-нормативный коэффициент сравнительной эконом-ой эффективности. Эn=0,12-0,15, приблизительно 6-7 лет. Эс-используется для выбора наиболее эконом-го варианта вложения капитала. В результате эф-го осуществления кап.вложений рационального использования основных фондов пред-е экономит свои финасовые ресурсы и наоборот требуется дополнительное вложение капитала для получения заданного объема продаж, если ОС используются не эффективно. Сумма экон.ии кап.вложений (доп. привлечение кап.) = +-ФЕ*Тср= ОСср-ОСпл*Крт, («-»экономия, «+»дополнительное привлечение кап.вложений). Крт-коэфициент роста товарооборота. Крт=Тф/Тпл. Для определения будущей стоимости кап.вложений и дополнительного дохода от вложения капитала с учетом фактора времени используется формула наращения и дисконтирования: Кt=К*(1+n) в степени t, где t-фактор времени. Д=Кt-К.
16.Состав и структура кадров торгового предприятия.
Под трудовыми ресурсами понимается часть населения способная в соответствии с проф.навыками, уровнем образования, здоровья к трудовой деятельности. Под кадрами пред-ий торговли понимают часть трудовых ресурсов непосредственно за это в данной отрасли нар-го хоз-ва. В составе кадров пред-й торговли выделяют:1.Административный-управленческий персонал(АУР, руководители и специалисты). 2. Оперативно-торговый персонал(ОТП-продавцы, кассиры). 3.Вспомогательный персонал(грузчики, уборщицы, охранники). При формировании кадров, их планирования, анализа можно классифицировать: по категории, образованию, возрасту, полу, стажу работы, специальности, клпссификации, трудовым отношениям и др.признакам. Для хар-ки кадров пред-я используются следующие показатели:1.Явочная численноть(Чяв)-это кол-во чел-к, которые ежедневно должны являться на работу. 2.Среднесписочная численность(ч.ср)-это численность работников в среднем за определенный период. 3.Списочная численность-это численность работников на определенную дату. Под структурой кадров понимается соотношение отдельных категорий работников в общей численности персонала. Структура кадров харектирезуется удельным весом(Уд.вес). Уд.вес АУР=ЧАУР/чср*100%. Увеличение доли удельного веса АУР отражает ухудшение структуры кадров и приводит к снижению производительности труда.
17.Планирование кадров и их подбор.
Планирование кадров является важной составной частью в планово-аналитической деятельности пред-я. Плановая численность включается в штатное расписание, которое утверждается руководителем пред-я и не должно нарушаться. Чис-ть работников оказывает влияние на ФОТ, на ИО, на объем продаж и др. показатели деятельности пред-я. При планировании кадров учитываются данные анализа за предшествующий период, предполагаемые изменения в экономике пред-я, режим работы, Т и его структура и др. данные.Планирование чис-ти может осуществляться различными способами и зависит от того продолжает ли действовать пред-е или только открывается. Для вновь открывающихся пред-ий торговли или существенно меняющих специфику деятельности планирование оперативно-торгового персонала(ОПТ) осуществляется в следующей последовательности: 1.Явочная численноть(Чяв)-это кол-во чел-к, которые ежедневно должны являться на работу. Определяется: Чяв=n+tрм/tрn, где n-кол-во рабочих мест, tрм-недельный фонд времени работы магазина, включая основное и подготовительно-заключительное время, tрn-это недельный фонд времени работы продавца(кассира). Женщины-36час., мужчины-40 часов в неделю. 2.Расчет среднесписочной численности(ч.ср)-это численность работников в среднем за определенный период. Определяется: чср=ПГФРВ/РГФРВ, где ПГФРВ-полный годовой фонд рабочего времени(смотреть в производственном календаре). Исчисляется из: 365(366) минус выходные минус праздничные дни; РГФРВ-это реальный годовой фонд рабочего времени определяется, как ПГФРВминус отпуск минус прочие неявки по уважительным причинам(больничные листы).Остальные категории работников планируются исходя из производственной необходимости. При планировании кадров пред-я продолжающего функционировать, м.б. использованы различные методы и приемы, в т.ч.:1.Способ тхнико-экономических расчетов: Чср.пл=Тплан./Птплан, где Т-товарооборот, Пт-произ-ть труда. Чср.пл.=ФОТплан./еплан., где е-средняя з/плата. 2.Экономико-статистический способ: Чср=Чотч.пер*Темп+-/100, где Темп+-(темп изменений). 3.Нормативный способ: Чср.пл.=Sторг.зала(м.кв.)/Nобслуживания и т.д. Плановая чис-ть включается в план по труду торгового пред-я и д.б. увязана с другими показателями деятельности(доходы, расходы, прибыль, Т и т.д.)
18.Понятие явочной и среднесписочной численности работников, порядок их расчета.
Явочная численноть(Чяв)-это кол-во чел-к, которые ежедневно должны являться на работу. Определяется: Чяв=n+tрм/tрn, где n-кол-во рабочих мест, tрм-недельный фонд времени работы магазина, включая основное и подготовительно-заключительное время, tрn-это недельный фонд времени работы продавца(кассира). Женщины-36час., мужчины-40 часов в неделю. 2.Среднесписочная численность(ч.ср)-это численность работников в среднем за определенный период. Определяется: чср=ПГФРВ/РГФРВ, где ПГФРВ-полный годовой фонд рабочего времени(смотреть в производственном календаре). Исчисляется из: 365(366) минус выходные минус праздничные дни; РГФРВ-это реальный годовой фонд рабочего времени определяется, как ПГФРВминус отпуск минус прочие неявки по уважительным причинам(больничные листы).
19.Показатели изменения численности персонала и методика их расчета.
Измен.числен.осущес-ся в рез-те приема,увольнения и внутрен.перемещения кадров.К показат.движения относ-ся:1.К обн -коэф-т обновления кадров=число принятых/сред.число.2.К выб -коэф.выбытия=число уволен/сред число; 3.К тек -коэф.текучести=число уволен.по собств.жел/сред.число;4.К пост -коэф.пост-ва кадров=число(больше года прораб-ых)/сред.число или 1-К выб; 5.К стаб. -коэф.стабильн.=число9больше 5 лет проработ.)/сред.число.Показатели изменения числен-ти сверяются с прошл.данными, с аналогич.пред-ми и и спольз-ся при планировании, анализе,управлении персоналом.
20.Производительность труда-понятие и значение. Показатели производительности труда.
Под производительностью труда в торговле понимается объем Т приходящийся на 1 среднесписочного работника за определенный период времени. Пт=Т/ч.ср. Произ-ть труда м.б. рассчитана в целом по пред-ю и по отдельным категориям работников в действительных и сопоставленных ценах(с учетом инфляции). Пт в сопост.ценах=Т/i/ч.ср, где Т-товарооборот, i-индекс цен, ч.ср-среднесписочная чис-ть. Произ-ть труда характеризует кач-во и эффективность работы персонала. И одним из экономических законов по труду является: Темпы роста произ-ти труда должны опережать темпы роста средней з/платы.Трпт>Тре.ср. Эффективность работы персонала м.б. оценена также с помощью показателей:1.Выроботка: Выр=Vр, чем выше, то «+». 2.Трудоемкость продаж-характеризует затраты рабочего времени на реализацию едениц товара, определяется: ТЕ=кол-во человекочасов/Vт, чем ниже, то «+». 3.Рентабильность трудовых ресурсов: Rтр=Т/ч.ср, чем выше, то «+».
21.Факторы роста производительности труда.
На произ-ть труда оказывают влияние различные факторы:1.Организационно-технический- это тех.оснащенность; -режим работы пред-я; состав и структура кадров; -организация труда и отдыха и т.д. 2.Экономические-это Т и его структура; -уровень подготовки кадров и др. 3.Материальные факторы-это моральное и материальное стимулирование; -формы и системы оплаты труда; -системы премирования на пред-ии и т.д. Данные факторы учитываются при разработке плановых показателей по произ-ти, при анализе произ-ти труда и в целом при управлении персоналом. Взаимосвязь данных факторов может иметь прямую и обратную зависимость, линейную и нелинейную зависимость. Пт=Тср*еср/ФОТ; Пт=ФВ*ФО; % изменения Пт(аур)=Ао-А1/100-Ао*100%, где Ао, А1-это удельный вес АУР в базисном(Ао) и отчетном(А1) периодах.
22.Формы и системы оплаты труда в торговле.
Под оплатой труда принято понимать выраженный в денежной оценке вклад работника в результате деятельности пред-я. В настоящее время пред-я самостоятельно опредиляют политику в области оплаты труда. Организация оплаты труда на пред-ии включает в себя:1.Формирование ФОТ. 2.Нормирование труда. 3.Выбор форм и систем оплаты труда. Выделяются 3 основные формы оплаты труда:1.Сдельная-при которой заработок зависит от кол-ва произведенной продукции, проданных товаров, работ и услуг исходя из сдельной расценки за 1 единицу объема. Ср з/п=кол-во товара*Сд расценку за 1 ед.; Сд расценка=Час(дни) тариф.ставки/Час(дни)нормы выработки. В сдельной оплате труда выделяют следующие системы: -прямая сдельная; -сдельно-премиальная; -сдельно-прогрессивная; -сдельно-косвенная; аккордная(в строительстве) и др. 2.Повременная-заработок работника зависит от кол-ва отработанного времени исходя из тарифной ставки или должностного оклада. з/п=кол-во часов*ЧТС, где ЧТС-часовая тарифная ставка; з/п=кол-во дней*ДТС, где ДТС-дневная тарифная ставка. Данная форма включает в себя: - простую-повременную; -повремено-премиальную оплату труда. 3.Смешанная форма оплаты-представляет собой комбинацию вышеперечисленных форм. Выделяют: -бестарифная; -систему плавающих окладов; -систему трудового участия(КТУ); -комиссионная и т.д. Конкретную форму и систему оплаты труда орган-ия должна предусмотреть в кол-м договоре, трудовом договоре, Положении об оплате труда, Положении о премировании и др. локальных актах.
23.Виды товарооборота торговых предприятий.
Товарооборот-это объем продажи товаров за определенный период времени. Выделяют:1.Оптовый Т-продажа товаров юр. и физ. лицам для последующей перепродажи или переработки. 2.Розничный Т-продажа товаров за наличный расчет, по кредитным карточкам, чекам банков конечным потребителям. 3.Т пред-и общественного питания.
24.Понятие оптового оборота, его виды и формы.
Оптовый Т-продажа товаров юр. и физ. лицам для последующей перепродажи или переработки. Выделяют 2 формы оптового Т: 1.Складская-товар отгружается покупателю со склада оптового
пред-я. Поставщик-----договор----оптовое пред-е---покупатель. (Оптовое пред-е заключает договор с поставщиком, платит деньги и получает от него товар, затем заключает договор на поставку товара с покупателем, получает от него деньги и передает ему товар). 2. Транзитная форма-товар следует к покупателю минуя склад опт. Покупателя. Поставщик---опт---покупатель()оптовик заключает договор с поставщиком и покупателем, получает деньги за товар от покупателя и передает их поставщику, а поставщик передает товар покупателю). При транзитной форме продаж сокращаются расходы связанные с хранением, погрузкой, разгрузкой, подсортировкой товара и формированием товарного ассортимента. Оптовый Т можно классифицировать:1.По категориям покупателей:-промышленные пред-я; -торговые пред-я;