Оригинал взят у
alekseyt в
До острова и обратно. Ямал. Часть 3. Я часто ловил себя на мысли, особенно в последствии, уже сидя дома, что на Ямале трудно совладать со временем. Ты растворяешься в нем. Каждое утро как день сурка: ты встаешь, выскакиваешь в пронизывающий холод, делаешь быстро свои дела и ныряешь в спасительное тепло. А после завтрака ты видишь туже картину, что и вчера - сквозь туман на горизонте встает тусклое солнце, и колея бежит прямо к нему.
Выскакиваешь вновь на улицу, делаешь кадр, и думаешь, ведь точно такой, ты сделал вчера.
Вчера утром, был точно такой же уазик, с него свисали такие же сосульки, и также все щели были забиты снегом. Но самое удивительное то, что ты отличаешь дни не по курсору в навигаторе, который в другом месте, и не по числу на телефоне. Ты видишь, что сосульки на машине стали больше, немного сдвинуты вещи на багажнике, лопата торчит не так, и….
Ты точно знаешь, что в машине стало меньше бензина. Пожалуй, здесь это единственное верное мерило времени и пространства. Только количество топливо определяет, где ты находишься, как далеко ты сможешь заехать, и как долго ты здесь протянешь.
Бензин.. Как вторая кровь. И это не пафос и не драматизация. Каждый день, каждый час и каждый километр я веду подсчет бензина. Я постояно меряю расход, сверяю показания бортовика с указателем на панели. Мы постоянно с Женей высчитываем сколько у нас его осталось. Начинаешь рассуждать другими категориями - осталось еще 300 литров? - это хорошо. Остается меньше 200 ?? - это как уже не по себе. Ну а меньше 100 - это где то уж на грани…
Поэтому, ничто не греет душу так, как установленные баки от Самовара
Мы едем где то в тундре. Не думал, что до Сеяхи так далеко. Да и никто не думал. Мы идем уже, кажется, пятый день. Хотя, до Сеяхи от Лабытнангов почти 600км, и мы идем еще очень здорово.
Еще на Ямале очень проблематично ходить в туалет. Дует аццки. Это не Якутия, где снегу чуть не два метра, можно выкопать яму. Здесь все сдувает, снега мало, там где его много, снег как бетон. Сырой ветер. Жуть короче. Мы выжидали хорошую погоду, чтобы дуло поменьше, чтобы хоть как-то не поморозить себе все там.
Тем временем, мы нагнали санно-тракторный поезд. Я такое вижу первый раз. Эти трактора привозят в тундру дрова, чтобы ненцы топили ими свои чумы. Старые ЧТЗешки ползут по прямой, по азимуту. Стекла замерзшие, ничего не видно, внутри даже какие-то люди :).
В реальности - полный сюр. Белоснежная тундра, синее небо. Среди белого ничего, громыхая ползут огромные железные машины. В никуда, из ниоткуда. Это не передать словами. :) Мы, на маленьких, юрких машинках, разноцветных, с красными прицепчиками, шутками и плясками. И ползущие грохочущие железяки.
https://youtu.be/Ll5o22QqKG4 Тем временем адски хотелось жрать. У меня на крыше ехало 200 кг разной замороженной еды, и исходя из редкости потребления, у меня стало закрадываться впечатление, что мы везем эту еду как аккумулятор холода чтобы от наших машин тундра нечаянно не разморозилась.
Кстати, с багажником вообще начались проблемы. Все это весит больше 400 кг. Еды на 200 с небольшим, 150 литров бензина, такелаж, тара, сам багажник около 45 кг, и вуаля! Более 400 кг на крыше.
Так как все мы знаем, что Патриот сделан из говна и палок, то именно поэтому, а не из-за каких то 400+ кг, у нас стало расшатывать стойки лобовые и боковые, и стало двигаться в рамке лобовое стекло. В малейшем крене, раздавался скрип, и если приложить руку, то чувствовалось, как лобовое стекло ездит вдоль кузова. Но что еще интереснее, оно стало сползать на капот и замок-резинка вышла в нижней части проема из зацепления и стало сползать на капот. С этого момента я стал чувствовать себя Жаком Кусто, который сидит в батискафе выпучив глаза, и смотрит, выдавит стекло или нет. Ну и конечно, перспектива поехать без стекла никак не прельщала.
Сегодня не только день хорошей погоды, но и просто удачный день. Мы остановились на полноценный обед. Женя взял у друзей мощную плитку, Cooleman, бензиновую, двухкомфорочную, и мы, когда перестаем шпарить, как кони на скачках, даже готовим суп. Из Рационалевских фрикаделек.
Но Сеяха сам не придет, как объяснил нам Андрей, и поэтому мы едем дальше. Фраза конечно идиотская, «едем дальше»… Как будто здесь еще есть что делать…
Вдалеке стояли олени. Вообще тундра интересная. По сути, здесь вообще только олени :). Ну еще газовики.
Мы оленей проехали. Женя конечно хотел посмотреть, но я включил режим «херли ты оленей чтоль не видел» и проехал мимо. Я видел, как Женя грустно смотрел в окно, и мне даже показалось, что он что то шепчет им.
А вот Саша не проехал мимо. Как мы узнали по рации, он остановился, и даже потрогал оленя. За нос. Нос оказался мягким, теплым и бархатным. А олень добрым. Саша рассказывал, что на работе он видит только большой серый шкаф, который закрывает ему окно. Поэтому встреча с теплым бархатным носом очень растрогала Сашу. Возможно, если бы багажник 80-ки был бы больше, Саша погрузил бы одного оленя и поселил его в шкафу. И в обед бы трогал его за нос. Ну, или когда начальство не видит..
Тем временем, мы пересекли 70-й градус. Все радовались и фотографировали.
А я нет. Внезапно я подумал, что я наверное родился в уазе. Ну или родители меня забыли в нем, и я три года прожил в багажнике уаза. Совсем оскотинился, ни олени , ни 70-й градус не радуют. Только бы сидеть и держаться за руль. С этими грустными мыслями я вышел на улицу и сделал фото уазика.
Тем временем темнело. Было уже не смешно, до Сеяхи оставалось всего 15 км, а видно ее не было. И тут бац! И за 5 км мы ее увидели. Я кстати, как истинный столичный сноб, думал, что Сеяха это десять чумов и бензин из бочки, а оказалось, что это яркие новые дома, отличные магазины с продуктами, и две заправки с нормальными ТРК.
В Сеяхе нас встречал человек, который помог с заправкой. Первым делом, я конечно побежал в магазин. Ну все побежали. Галдящей толпой залетели внутрь, напугали продавщицу. И вновь я показал себя морально разложившимся элементом. Все купили хлеба, пирожков и печенья, а я стыдливо пряча глаза, попросил бутылку вина. Мы с Женей залили 100 литров бензина по 50 руб, а ребята заправились соляркой.
И вот, нам осталось 200 км до Сабетты. В Сабетте должно было быть хорошо . Нас там ждали. Потом ждать перестали, но по крайней мере там точно нас ждало топливо.
Мы нашли выезд из поселка, представлявший не особо приметный след между домов, немного потыкались за огородами, и встали на нужную колею. По плану отъехать хотя бы из зоны видимости Сеяхи и встать на ночевку. И в этот момент полыхнуло.
Первое сияние всегда самое важное. Ты его ждешь. Когда же, ну что там.. Фотографируешь. К нему быстро привыкаешь, и впоследствии уже все не так. Поэтому первый раз его важно не проспать.
Позже, мы решили, что это было самое яркое из всех нами виденных. Я не все запечатлел, но я и вправду видел такое впервые. Оно было быстрое, переливалось красными и синими цветами, резко меняя свою форму и цвет. Но так же быстро и кончилось.
С утра у нас уже традиция. Мы качаем спустившее за ночь колесо. Которое без камеры. Снег набивается между ободом и резиной, тает от трения, и замерзает. Лед расширяется и колесо травит. Собственно, от чего и спасают камеры. Я прям злюсь на свое глупость, что не проконтролировал этот момент при сборке.
Солнышко снова тусклое. Как будто просто горят фары.
Сегодня у нас встреча с пермско-ижевской командой. Ребята на девяти машинах на АрктикТраксах тоже ходили на остров Белый и возвращаются обратно. Сначала показался Саша Зедияров. Его я знаю, даже был у него в гостях и знаю эту «буханку». Собственно от буханки только кузов остался.
Пермяки парни суровые. Помните я рассказывал про то, как Женя прожил в тундре несколько лет и мутировал? Так вот, это оказывается гораздо более древняя традиция. Оказывается всех мальчиков из Перми в детстве увозят в тундру на несколько лет. Там они привыкают к холоду, и потом уже ничего не боятся. Ни ветра ни морозов. Поэтому пермяки едут в трусах.
Также, у многих включены кондиционеры в машинах. Одевают только обувь. Чтобы ступнями не плавить вечную мерзлоту. Я конечно, как вы догадались, в очередной раз поежился и натянул шапку на х… на уши то есть…
Хотя что скрывать, даже уазик поежился.
День оказался вообще богат на впечатления. Сегодня у нас тут небольшой арктический Актолагай.
Вот на этом кадре отчетливо видно, как Женя молится богу тундры, чтобы ему разрешили побольше открывать окно в уазе.
Уазик красив, чертяка!!
Вообще снежный чинк впечатляющ. Представьте, вы едете по тундре, ровной как стол, день за днем, нет ни кочек, ни перепадов. И неожиданно! Это выглядит как большой каньон.
Это время суток завораживает. Едешь на встречу огню. Все меняется. В два постоянных цвета, синий и белый внезапно врывается желто красный огонь. Можно даже иногда почувствовать тепло этого огня. Но ничего не меняется за дверью машины - там все так же дует холодный ветер.
Мы стараемся торопиться на сколько это возможно. Впереди у нас Сабетта, там должны ждать.
Огни Сабетты мы увидели почти в потемках, но ехали к ней еще пару часов. Дороа заходила в нее с севера, и нам пришлось сначала проехать ее полностью, а потом по дороге вернуться обратно.
Сабетта произвела на меня впечатление. Этакий Лас-Вегас. Город из ниоткуда в снежной пустыне. Миллионы огней, бетонные дороги, сотни грузовиков. В самом городе, за КП, оказалось еще ярче. Все залито светом фонарей, перекрестки, огромные емкости, бесконечные трубопроводы. Трубопроводов столько, что кажется прямо отсюда подают газ на Луну. Нас встретили, выдали сопровождающего и повезли сдавать оружие. В городке все строго, ни алкоголя, ни оружия, ни блекджека со шлюхами. После нас разместили в рабочем общежитии. Душ, приготовили еду на общественной кухне, и провалились в сон. Завтра у нас день заправки, небольших ремонтов и еще чего то.
Cпасибо всем, кто поддержал нас в этой экспедиции и помог собрать машину.
ЯмалСПГ -
http://yamallng.ru/Равенол -
http://www.ravenol.su/УазПотребсоюз -
http://uazps.com/Wesem-Light -
http://wesem-light.ru/Рациональ -
http://rational64.ru/Беркут -
http://berkut-compressor.ru/Такелаж+ -
http://tp-pro.ru/ИжТехно -
http://www.izh-techno.ru/Самовар -
http://npk-samovar.ru/МЗСА -
http://www.mzsa.ru/KennyMaster -
http://kennymaster.ru/GKA Sport -
http://gkasport.ru/ ЖилКап -
http://www.zhilcap.ru/ h