Рышкова, кажется, это такое место, что стоит туда попасть и фиг выберешься. Во всяком случае, когда мы попали туда в начале ноября, то ещё не скоро вернулись домой...
4-го ноября -
готовились к большой посадке;
5-го ноября -
собственно устраивали большую посадку;
6-го ноября - прикапывали оставшиеся саженцы и сажали тополя возле сельского стадиона. А потом оказалось, что в город ехать всё равно уже поздно, и пришлось остаться ещё на одну ночь.
Так что седьмого заканчивали обработку и прикапывание саженцев, смотрели местный парк, а потом после обеда героически вернулись домой - и то, потому что точно уже надо было.
Но в целом вышло неплохо. От всего этого чувствуешь себя каким-то посадочным героем, который каждый день что-то сажает, сажает дальше... хотя копаю в основном не я. Ну ладно.
Команда была куда меньше, несколько взрослых, много детей... но мы успели посадить два ряда тополей (31 штуку) и защитить каждый из них. И каждому находились интересные задачи: собирать глину и навоз для болтушки, размечать территорию, копать, готовить саженцы к посадке (срезать лишнее сверху, обновлять корни и «купать» их в болтушке), сажать, поливать, собирать листья для мульчирования и мульчировать, таскать брусья для забора, создавать заборчики, красить стволы, прыгать в мешках и даже сажать жёлуди на опушке леса... подтверждение моей уверенности в том, что сажать с детьми - по крайней мере, не слишком взрослыми - очень даже можно.
Не отказалась бы повторить.
Несколько местных жителей всё-таки вышло поучаствовать, и сыграли решающую роль в том, что мы всё успели.
С погодой снова повезло.
Я каким-то естественным образом занималась обработкой саженцев (не очень хорошие оказались, но когда кто-то другой саженцы добывает, никогда не знаешь) и спасанием детей от скуки.
Тут я внезапно обнаружила в себе ту самую безжалостную уверенность, которой мне раньше не хватало для обрезки верхушек и обновления корней. Более того, я раньше так мучилась, глядя на то, как Женя это делает - зачем, зачем, у него и так корней мало, зачем ты его так?
Поняла.
Когда детям надоедало копаться - но как серьёзно они углубляли ямы! - они приходили ко мне. Плюхать корни в "кашке-милашке" (вот уж не знала, что румыноязычные дети тоже её знают), укорачивать стволы, обновлять корни... любопытно и здорово было рассказывать им, зачем - особенно когда они понимали. Надеюсь, это знание-история с ними останется...
А потом они у меня ещё красили стволы - во все три кисточки, которые были с собой.
И ещё много саженцев осталось - чуть меньше половины тополей, десяток кустов для местного парка (это Женя потом опять приезжал помогать им сажать), а ещё сотни гледичий, акаций, ясеней, дубов и клёнов, а также шиповника. Часть осталась в Рышкове, часть уехала в Сынджерей, ну и часть сейчас в Бубуечь - что-то уже посажено, что-то ждёт.
У меня пока перерыв от отчёта, разбираю хоть какие-то "личные" дела и архивы... а Женя уже несколько дней снова там, в Рышкове, наперекор зиме сажает ореховый сад для родившегося вчера в Германии ребёнка и его родителей.