ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ С ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫМИ ФЕНОМЕНАМИ.
Рябиков В.В.
В рамках научно-исследовательской экспедиции «Поморское кольцо» проводился историко-географический эксперимент, целью которого, помимо прочего, являлось исследование возможностей реконструкции в сознании современного человека психических структур управляющих восприятием, интуицией, способностями древних поморов во время морских походов.
Предпологалось, что в условиях путешествия на судах, созданных по древним поморским технологиям, при творческом погружении в переживание контакта с природной и культурной средой, органично связанной с историей поморами, мироощущение нашего современника, как, собственно, и весь комплекс процессов поддерживающих его взаимообмен информацией с окружающей средой должен неизбежно изменяться, приближаясь по своему типу к структуре и мироощущению людей, некогда освоивших территории так называемого Русского Севера и Беломорья.
Проблема сохранения психологической устойчивости при наблюдении трансперсональных феноменов.
2 июня 2011 года два судна, «св. Николай» и «апостол Андрей» построенные по технологиям, которые использовались поморы в 16-17 веках вышли из Петразоводска и 3 июля того же года в Петрозаводск вернулись, пройдя при этом через Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Белое озеро, р.Шексна, оз. Кубенское, р. Сухона, Северная Двина, Белое море, острова Соловецкого архепилага, острова Кузовского архепилага, Беломорканал.
Казалось бы, реконструкция психических состояний, состояний сознания, как и самого мироощущения свойственного представителям других эпох и культур, значительно облегчается, если человек произвольно или не произвольно оказывается в обстоятельствах, которые вызывают резонансы в глубинных слоях психики, связанной с филогенетической памятью, уровнем коллективного бессознательного, трансперсональными уровнями.
Однако, возникновение или произвольная реконструкция внешних обстоятельств совершенно не обязательно влечет за собой реконструкцию психологическую.
Причины, препятствующие развитию психических состояний свойственных представителям иных культур и эпох:
1. Наличие в когнитивной карте установок, отрицающих реальность собственной Души.
2. Ограничение в способности распознавать содержание собственных переживаний и активно их выражать (алексотимия), связанная с недополученным в родительской семье опытом обращения к состояниям собственной Души.
3. Наличие психологических защит, связанных с ограничением способности контейнировать энергии некоторых собственных аффектов (гнев, стыд, вина и т.д.).
4. Посттравматический синдром.
5. Внутригрупповая ситуация, несущая угрозу для достоинства и самооценки человека.
6. Внешняя интерференция, вынуждающая защищать свои мысли от внешних влияний.
Все эти причины могут быть рассмотрены в модели Кластеной Теории Интеграции (М.Щербаков) , и сведены к проблеме устойчивости и психической стабильности.
Психологическая реконструкция, требующая от человека обращения к глубинным слоям опыта, связанного с трансперсональным, архетипическим уровнем, несут в себе угрозу для сохранения психической стабильности.
Весь континум психических процессов может быть описан в следующей плоской модели.
«В данной упрощенной двухмерной модели это соответствие не является полным.
Верхний слой мы будем называть мотивационным , или адаптативным , - это та часть сознания, которая отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Глубинные области - архетипические или трансперсональные слои - содержат информацию, получаемую при рождении. Они недоступны для осознания в обычных условиях.
Между ними - слой сознания, связанный с пренатальной и перинатальной информацией, т. е. информацией и опытом, полученными в период внутриутробного развития плода и в процессе родов. Все слои, кроме адаптативного, недоступны для непосредственного осознания и исследования. С информацией, хранящейся под поверхностными слоями, мы можем непосредственно взаимодействовать только во сне или в измененных состояниях сознания, с информацией более глубоких слоев - только в специфических состояниях глубокой медитации, клинической смерти, непосредственно перед смертью.
Наконец, самый глубокий слой - уровень универсального единства - изначально является интегрированной структурой. О природе и значении этого уровня мы поговорим немного позже.
Важно отметить, что, хотя в обычных условиях прямой доступ к глубинным слоям сознания практически невозможен, они оказывают постоянное влияние на всю структуру личности, в том числе и на поведение, т.е. на поверхностный адаптативный слой.
Органической причиной разделения слоев сознания на поверхностные и глубокие и наличия энергетического барьера между ними (Рис. 1) является особенность эволюции мозга. Если древний мозг формировался на протяжении ок. миллиарда лет, то новые отделы коры - немногим более миллиона. Это одна из причин наличия "щелей" между новыми и древними отделами мозга и между полушариями.
Из теории систем известно, что любая сложная структура стремится перейти в стабильное состояние. Сознание также не является исключением из этого правила; оно постоянно находится в более или менее нестабильном состоянии и стремиться перейти в более стабильное .
Рис. 2
Нестабильность структуры сознания обусловлена тем, что различные кластеры нерезонансны , не подстроены друг к другу, причем, чем сильнее различие, тем большая напряженность возникает между ними. При этом наиболее интересны случаи, когда вектор напряженности действует в одной и той же области смыслов, т. е. либо "вертикально" между различными слоями (рис. 2, связь 1) и эту ситуацию мы будем называть нестабильность первого рода , либо между симметричными областями различных полушарий (рис. 2, связь 2) -нестабильность второго рода.
Почему мы обращаем особое внимание именно на эти случаи? По-видимому, сильные нестабильности первого и второго рода не являются органичными для системы сознания и их наличие приводит к различным психологическим проблемам. В то же время эти нестабильности оказывают существенное влияние на структуру сознания, так как при этом возникает напряжение между "близлежащими" кластерами.
В структуре сознания новорожденного верхние слои почти прозрачны, а нижние - хорошо сформированы. В дальнейшем развитие верхних слоев происходит в условиях постоянного конфликта внешней энергии (ВЭ) и энергии глубоких. Формирование такого конфликта начинается уже с процесса рождения. Внешняя энергия, существующая в обычном роддоме, имеет мало общего с архетипической энергией глубинных слоев смыслов. Программы, существующие в глубинных слоях человеческого сознания, связаны с естественной энергией природы и с эволюционно-обусловленными программами животных. Таким образом, нестабильность 1-го рода и соответствующие вертикальные вектора напряженности формируются уже во время родов и в дальнейшем способствуют формированию новых нестабильных кластеров в более высоких слоях.
Итак, верхние слои сознания, как правило, довольно слабо резонансны глубоким, т. е. слою универсального единства, архетипам и универсальным модальностям, связанным с природой. Хотя слой универсального единства и отделен энергетическим барьером от поверхностных слоев, его энергия достаточно велика, и он постоянно воздействует на все слои сознания, включая адаптативный. Другими словами, даже весьма далекий от веры и религии человек в глубине души ощущает, что что-то из того, что он делает, не хорошо, не по-божески. Чем больше это что-то отличается от принципов универсального единства и чем выше чувствительность сознания к внутренним сигналам, тем сильнее это ощущение.
Даже такой бескомпромиссный атеист как В. И. Ленин, на закате жизни, одинокий и больной, решился на тайную исповедь. В русской культуре существует масса примеров, когда жестокие разбойники становились святыми отшельниками. Вспомним пословицу : "не согрешишь не покаешься, не покаешься не спасешься", т. е. сильный дисбаланс между слоями (сильный вектор напряженности или совести ) и повышенная чувствительность системы к внутренним сигналам болезнь, одиночество создают возможности для перехода системы в более гармоничное состояние; верхние слои подстраиваются под энергию слоя универсального единства. Но только создают возможности ...
Будут ли они реализованы? И от чего это зависит?
Если система находится в сильно нестабильном состоянии, она обязательно должна перейти в более стабильное или найти источник энергии для поддержания этой нестабильности.
В этом случае существуют три основные возможности развития системы сознания :
Система использует свою энергию для снижения чувствительности к внутренним сигналам и поддержания существующей нестабильности - для этого могут использоваться:
-химические средства, изменяющие сознание алкоголь, наркотические препараты;
-"информационный шум", постоянный поток информации извне активные развлечения, действия, связанные с острыми ощущениями, тотальное погружение в определенный вид деятельности;
-средства mass media "наркотического" характера - телевизор, компьютерные игры, Интернет и т. д.
Этот способ довольно распространен, потому что возможность заглушить совесть вином и внешним шумом кажется наиболее простой и доступной. Однако это не решает проблемы надолго, так как, во-первых, не позволяет полностью подавить внутренние сигналы (и подавлять их 24 часа в сутки), а во-вторых, требует много энергии, причем со временем все больше и больше. Рано или поздно энергия кончается и система либо саморазрушается, либо деградирует, либо находит другой способ взаимодействия с ситуацией.
Система перестраивается так, что верхние слои подстраиваются к нижнему.
Через осознание, раскаяние и прощение человек приходит к более духовному состоянию. Сильная внутренняя напряженность - один из возможных трамплинов к быстрым и значимым изменениям. Однако такой путь может оказаться очень непростым и, скорее всего, потребует полной изоляции в условиях, где внешняя энергия более резонансна к глубоким слоям - в монастыре или естественной природном окружении. Для человека доиндустриальной эпохи этот путь был несколько проще, так как его подповерхностные слои и слои личностной истории были более подстроены к архетипическим уровням.
Все же этот путь представляет известные сложности, особенно в условиях действия нерезонансной внешней энергии и отсутствии в западной культуре устойчивых навыков к глубоким медитативным практикам.
Система формирует специфические структуры, экранирующие вектор напряженности и приводящие ее в более стабильное состояние.
Этот способ самый быстрый и самый простой (не считая первого, разумеется), при этом в отличие от способов, связанных с употреблением алкоголя или наркотиков, он может давать достаточно стабильный результат. Вероятно, именно формирование специфических экранов является одним из основных способов взаимодействия человека современной западной культуры с проблемами . Особенно это относится к духовной области.
Рассмотрим формирование духовного экрана в двухмерной модели КТИ (рис.4). Отсутствие резонанса между адаптативным и духовным уровнями приводит к возникновению напряжения в системе ("вектора совести"), причем, чем сильнее модель поведения и восприятия на адаптативном уровне отличается от ценностей, связанных с глубокими слоями сознания, тем большим оказывается напряжение.
(М.Щербаков «7 Путешествий в структуру сознания». М. 1998 г.)