Мы отсчитали 1025 лет нашей общей истории, которая развивалась под крестом святого апостола Андрея Первозванного. Что же является основанием нашего единства, почему, несмотря на самые что ни на есть трудные условия исторического бытия, мы все вместе в Православной Церкви? Потому что в основании нашего бытия - краеугольный камень, который есть Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому и сказано в слове Божием: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Не одолеют, потому что в основе Церкви - не человеческая мудрость, не человеческая власть, не человеческая сила, а сила Божия.
Мы, православные христиане XXI века, испытываем на себе колоссальные воздействия иных мыслей, иных философий, иного понимания жизни и, в частности, того, которое не признает никакой объективной истины, но связывает истину с человеческим произволением. А потому и говорят: «Сколько умов - столько и истин», а еще: «У каждого своя правда». Эта разрушительная философская идея, которая сегодня предлагается всей человеческой цивилизации, будучи ложно обосновываема свободой личности, приводит к тому, что истина исчезает, минимизируется, ее не разглядеть среди прочих точек зрения. А ведь на это и направлена борьба с Церковью - чтобы не видно было пути, истины и жизни.
Но мы сегодня свидетельствуем свою верность Христу. Через Него мы входим в общение с Триединым Богом, в Царствие Божие. Мы на Нем как краеугольном камне основываем свое бытие. Мы помним, веруем и исповедуем, что Он есть путь и истина и жизнь.
Непросто сегодня исповедовать эту евангельскую истину. В некоторых местах и некоторых странах даже возникает убеждение: тех, кто настаивает на том, что владеет истиной, следует наказывать - они должны принять истины других людей, согласиться с лжеистинами, даже если те принадлежат меньшинству, но через закон включаются в жизнь общества и государства. И если кто-то, ссылаясь на истину Христову, отвергает эти лжеистины, то в ряде стран его уже могут подвергнуть преследованию по закону.
Мы являемся свидетелями множества последствий человеческой греховности. Для нас сегодня, может быть, наиболее актуален грех раскола, разделения, когда люди, мотивируя свои поступки политическими или национальными интересами, разрушают единое тело Церкви. Но никогда никому не дано разрушить краеугольный камень, как никогда и никому не дано разрушить невидимое тело Церкви, которое есть Тело Самого Христа Спасителя.