Архстояние 2015

Sep 03, 2015 18:38

История места и фестиваля

В далеком 1989 году в деревню со странным названием Никола-Ленивец приехал Василий Михайлович Щетинин, советский художник, дизайнер и архитектор. Он искал действительно далекое от цивилизации и глухое место и он его нашел: к тому моменту в деревне было семь домов, три жителя и полуразрушенная церковь.



03. Вид на Маяк (автор - Николай Полисский) из Николина Уха (Савинкин и Кузьмин).

Вскоре вместе с ним поселились другие московские творческие люди, в том числе и Николай Полисский - в будущем, идейный вдохновитель и автор идеи фестиваля международного масштаба.

А пока они жили своей компанией, притягивая всё новых и новых людей: в 1990 к ним присоединился Василий Копейко, один из первых дизайнеров в России, Анна Чижова, приехавшая из Лондона со своей дочерью погостить в 95 году, так и осталась здесь навсегда, выйдя замуж за Щетинина. В том же году в Николу приехал и бизнесмен Игорь Киреев.



04. Несравненная Анна Александровна

С 2000 года Полисский круто сменил свою творческую направленность. Вместо нормальных картин, как все приличные художники делают, он вдруг начал заниматься чем-то странным: лепить множество снеговиков, строить огромные башни из сена и прочие штуки.



05. Например, вот такой ленивецкий Маяк.



06.



07. Насколько я понял, по ночам эти штуки должны светится. И да, в бульбу сверху можно залезть и посидеть (а то и полежать).

Ленд-арт такого рода понравился всем. В деревню стали ездить эксперты в области искусства, журналисты, туристы и зрители. Постепенно Никола-Ленивец набирал всё большую известность.



08. Река Угра в районе деревни Звизжи.

И вот, в 2006 году состоялся первый фестиваль Архстояние. Название перекликается со стоянием на реке Угре, происходившем где-то здесь и положившем конец монголо-татарскому игу на Руси.

Архстояние: объекты 2006-2014:

Сразу оговорюсь: показываю только наиболее понравившиеся объекты. Также здесь нет тех объектов, на которых мы работали, про них выйдет отдельный пост.

При всём разнообразии, у произведений есть общая тема, как бы манифест: они построены из дружелюбных природе материалов (дерево, мусор, старые вещи) кустарным или полукустарным способом с минимальной затратой денег и сил. С природой они действуют с природой на равных началах, не подавляя её и не сливаясь с ней до конца. Объекты не стоят просто так, а имеют какую-то функцию: смотровая площадка, крыша над головой, голубятня или даже летний кинотеатр.

[Карта на всякий случай.]

Карта на всякий случай.


Давайте же посмотрим на некоторые из них:


09. Шишкин дом суперизвестного голландского архитектора Адриана Гейзе, основателя бюро West 8. Создан на втором архстоянии (2007), интересен как попытка в строгих модернистских линиях создать ландшафтный объект, отвечающий духу фестиваля: экологические материалы, слияние с природой и всё прочее, ну я уже написал. Такая современная "журнальная" архитектура, но в неформальном месте и из неформальных материалов.

На мой взгляд, получилось хорошо, но как-то скучно: всё-таки ждешь от Гейзе чего-то более интересного, а это просто стена из шишек, непонятная и невнятная. Этакий забор, как в коттеджном поселке. Может, конечно, я не дорос до его архитектуры, но кто знает?



10. Борьба дятлов с долгоносиками. Весело и ни к чему не обязывает. Этакая батрахомиомахия.



11. Ротонда. Бродский, 2009.

Пожалуй, мой любимый объект. Снаружи она невзрачна и обычна, но после посещения интерьера представление о ней меняется коренным образом. Ключевая идея её - это абсолютное гостеприимство, она создана для того, чтобы человек в ней чувствовал хорошо. В отличие от, например, Вселенского Разума, она не подавляет человека, а принимает его в себя. Очень долго после неё не покидает чувство приподнятости и легкости.



12. Позолоченный телец Василия Щетинина. 2009.

Объект имеет богатый и многогранный набор смыслов: начиная с апелляции к Библии и заканчивая символом финансового процветания и накопления капитала. При этом образ мыслится как защитник тыла, спасительное пристанище и терпение. Как и большинство объектов, он не стоит просто так, а имеет какую-то функцию: в нижнем этаже расположена голубятня (образ защиты и покровительства), затем лестница ведет на широкую спину-палубу (символ спасения и защиты от бедствий), а ещё выше располагается смотровая мачта.

Всем он хорош, но на мой вкус, он слишком изобразителен. Но это лично я против, а так изобразительность сама по себе никогда ещё ничего не портила, особенно, примененная уместно. А вот отсутствие диалога с храмом (бык развернут к нему задницей) немного огорчает (хотя, кто знает, может, это так и задумано: типа Бог там, а золотой телец демонстративно от него отвернут).



13. Сарай Сараев. АБ Manipulazione Internazionale, арт-группа Missisipi. 2011.

Ах, да, совсем забыл: фотографии - это результат коллективного труда вместе с slaso. Часть моя, часть его, сейчас вот уже не разберешь. Вот эта - точно общая, снимали и обрабатывали вместе.

Объект обитаемый и очень приятный: по-современному осмыслено традиционное русское деревянное жилище: та же трехчастная структура с прохладным двором посередине и общественной и жилой зоной по краям; печь; полати-нары. При внутренней преемственности вышел полностью современный объект, не копирующий мертвые формы бревенчатых изб, а перенимающий суть.

Мы провели там долгих 10 дней, а кто-то даже больше. Надо сказать, что это самое крутое здание, в котором я когда-либо жил: здесь архитектурно всё, до последнего сочленения досочек. При минимальных удобствах был достигнут максимальный комфорт: всё, что можно выжать из неотапливаемой постройки с четырехэтажными деревянными нарами, включая красоту и эстетичность как интерьера, так и экстерьера, там было. В следующем посте постараюсь рассказать про него подробнее.



14. Блиндаж. Просто милая беседка под землей.



15. Городище. Николай Полисский, 2012.

Объект расположен на месте древнего поселения Вятичей. Тематика понятна: всякие древние штуки, первобытный культ охоты и вообще страсти всякие с проткнутыми свиньями и оленями. Место довольно мрачное, надо сказать.



16. Вселенский Разум. Николай Полисский, 2012.

Объект строился три года, став одним из самых масштабных за всю историю фестиваля. Вокруг центральной инсталляции из огромных переплетенных щупалец располагаются, занимая собой целое поле, обелиски, отсылающие нас одновременно к древнеегипетским или шумерским верованиям и ракетам - символам прогресса и космической эры. Сбоку от него также стоит куча непонятных штук, которые можно качать, вертеть, в которые можно залезть и т.п.



Вселенский Разум из космоса.

Объект рассказывает нам о техногенном мифе, играя на теме мифологизации науки, например, искусственного разума, ещё не существующего, но уже породившего огромный культурный резонанс.

При  всей грандиозности и здоровскости "Мозгов", это вам не Ротонда: они оставляют гнетущее и давящее ощущение, сознание своего ничтожества и слабости перед окружающим миром. Многим по душе, а вот лично мне - нет.



17. Внутри "пепелаца" сбоку от Мозгов. Ночью там вообще прелестно, можно лежать на полу и смотреть на небо.



18. Штурм неба. АБ Manipulazione Internazionale, 2012.

Огромная куча лестниц наверх, смысл - показать тот тяжкий труд, который человек совершает каждый раз, когда хочет сделать что-то действительно качественное, преодолевая энтропию пространства.

При потрясающей задумке особого впечатления не произвел: возможно, из-за общего высокого качества архитектуры вокруг. Был бы он один, а не вместе со всякими Ротондами и прочими изысками типа Сарай Сараевых, он бы смотрелся гораздо выигрышнее, неплохой же по сути!



19. Скорая тропа. АБ Salto Architects, 2012.

Этакая развлекаловка: помогает нам перемещаться в пространстве с определенными эмоциями (батуты грустными не бывают). Ну и шуточная вариация на тему сапогов-скороходов, ковров-самолетов и всего в этом роде.



20. Бобур. Николай Полисский, 2013.

Форма элементов, из которых составлен объект - это цитата из центра Жоржа Помпиду в Париже (вентиляционная труба). Главная цель - показать, что формы хай-тека могут отлично гармонировать с природой, идеально вписываясь в неё. Более того, хай-тек может быть и кустарным, сделанным из плетеных прутиков руками сельчан.



21. Вид с Бобура в сторону Звизжей.

Кстати, Бобур - это квартал Парижа, в котором Центр Помпиду и расположен.



22. Ленивый зиккурат, проектная группа "Поле-дизайн", 2014.

Лучше всего про него рассказали, как ни странно, сами авторы:

«Все дети строят башни. Из разных кубиков: цветных, с буквами или картинками, новых или старых, потертых, доставшихся "по наследству". "Ленивый Зиккурат" - наша попытка "вырастить" объем из клетей-„кубиков“, без затей и смыслов, поднимая один на другой, следуя только правилам рубки и сборки. Но главное - следуя тому, почти забытому, радостному азарту всех Строителей башен»

К сожалению, объект оказался не очень надежным: построенный без фундаментов на подвижном грунте, он начал проседать на один бок, а бревна, зараженные жучками-короедами, приходится обрабатывать, чтобы не заразить здоровый ленивецкий лес. Сейчас постройка находится в аварийном состоянии, ведутся вялотекущие работы по реконструкции объекта.



23. Вид с Ленивого Зиккурата.

Это единственное место, где у меня ловила сеть. Можно было впервые за неделю с лишним позвонить кому-нибудь.

А ещё у Поле-Дизайна есть очень упоротый сайт: рекомендую.

Архстояние 2015. Новые объекты.

Их было много. В этом году сменился глава Дзержинского района. Им стал бывший министр строительства Калуги. Возникли трудности со строительством объектов на территории национального парка "Угра", поэтому фестиваль было решено перенести в деревню Звизжи, что в четырех километрах от Никола-Ленивца.

Темой фестиваля стала помощь деревенским жителям и создание всяких штук, которыми они могли бы пользоваться.



24. Кликабельная панорама музея сельского труда от Чобана, известного русско-немецкого (как написано в Википедии, лол) архитектора.

Немного отвлекшись от строительства небоскребов в Москве-Сити и жилых комплексов в Потсдаме, он строит самую настоящую землебитную башню. История землебитного строительства очень интересна, во времена Павла I из земли построили целый приорат Мальтийского ордена; землебитные постройки продвигал архитектор Львов, их пытались возродить при СССР (тут я могу наврать, помню, что пруф был, но он куда-то исчез). Честно сказать, я думал, что секрет их строительства давно утерян, но, видимо, нет.

К сожалению, я не видел башню готовой. То, что видно сейчас - это внутренняя опалубка из фанеры. Потом её снимут.



25. Входная группа сельского ДК. Группа Archpoint.

Вдохновились крылом жар-птицы. Глядя на рендер, который, к сожалению, сам не имею, думалось: ну и дерьмо! Как такое можно сделать, дикий шит же. А в натуре всё вышло очень круто (при том, что на фотках смотрится по-прежнему отвратительно, за исключением единственного ракурса - вот этого). Такие дела.



26.



27. Автобусная остановка. А. Козырь.

Единственный объект, отвечающий задаче фестиваля: сделать что-то полезное для сельчан. Выглядит очень приятно и симпатично.



28. А вот и автобус. По иронии судьбы посадку/высадку он осуществляет в противоположную от остановки сторону.



29. Гвоздем программы было Сельпо Николая Полисского. Про строительство этого объекта я расскажу в следующий раз, пока упомяну только то, что они дико не успевали и доделали всё в последний момент.

Честно говоря, я думал, что помимо обкладки заброшенного магазина планируется также возобновление его функционирования. Увы, нет.



30. Вот, кстати, рендер того, что должно было выйти, православно стащенный с главной страницы архстояния.



31. Продолжение пейзажа. Ляля Ваганова. Роспись помещения магазина.

Роспись стен продолжает пейзаж деревни Звизжи. Теперь, стоя в очереди в магазин, можно будет провести время с толком, разглядывая росписи, а не мух на голове соседа.

Работа была тяжелая: две стены в узком коридоре, покупатели постоянно шмыгают туда-сюда. Особенно весело было, когда прошел ураган и на два дня вырубило свет: приходилось расписывать при свете чего попало: фонарика, а когда и свечи.

Резюмируя кратко: к фестивалю можно относиться по-разному. Лично меня безумно радуют инсталляции и ленд-арт, действительно приятный, кто-то относится к этому как к бесполезной, бессмысленной и ненужной мути: впрочем, как и ко всему современному искусству.

Это место, куда архитекторы приезжают отдыхать от бед и забот реального проектирования, где они наконец могут построить то, что в голову взбредет, не стесняя себя не только требованиями заказчика, но и функцией вообще. Объекты архстояния именно что бесполезны - и в этом их прелесть и особый смысл.


архитектура, Калуга

Previous post Next post
Up