Как исправить худший трамвай в Москве (часть 1)

Mar 16, 2020 12:05


Все привыкли, что трамвай в Москве перестал быть стыдной высокопольной развалиной, ходящей раз в никогда и стоящей в пробках: обособление большинства участков, перекраивание маршрутов и новые вагоны позволили превратить этот вид транспорта в приятный и легкий для использования.

Однако, так происходит далеко не везде: обособления с переделыванием маршрутов на некоторых участках оказывается совсем недостаточно. В этом посте мы рассмотрим один из таких отрезков сети: постараемся понять его проблемы и наметить способы их исправления. Информации будет много, поэтому придется разложить ее на два поста - сегодня будет первая часть.



Здесь и далее фото с transphoto.org. Протопоповский переулок/ Автор: Юрий Боб, 2010 г.



Да, мы говорим о бывшем «Миусском кусте» - сети линий, расположенных к западу от Каланчевской площади, вместилище участков 7, 9, 50 маршрутов.

Несмотря на обособление и перекройку маршрутов, проходившую там в два этапа, трамвай там остался абсолютно неконкурентным видом транспорта - безбожно медленным и (9 маршрут) совершенно нестабильным. Средняя скорость на отрезке от Каланчевской площади до МИИТа у трамвая 50 номера редко когда превышает 8 километров в час (и никогда не превышает 9).



Замеры скорости на трамвае №50 где-то в районе проспекта Мира (точнее забыл).

В целом, скорость нигде не достигает нормальных значений, но основные потери времени возникают в силу следующих причин:

1. часто расположенные остановки

2. пересечения вылетныыыыыых магистралей, которые у нас, как вы знаете, протяяяяягиваются чтобы город ехал

3. куча лишнего путевого развития и лишних кривых на линии: неиспользуемые стрелки, ненужные искривления и так далее.



Улица Образцова / Трифоновская улица. Автор: ARTём, 2005 г.

В этом посте разберем глобальные проблемы сети вроде трассировки линий, расположения остановок, основные места простоев на пересечениях с разными затрудняющими движение штуками (это не только радиальные магистрали, как оказалось).

Остановки

Как мы знаем, нормативное расстояние между остановками составляет 300-400 метров.И если какой-нибудь социальный автобус еще может позволить себе останавливаться у каждого столба (наверное), то трамвай - транспорт магистральный, и оправдания перегонам меньше 300 метров у него нет.



Расстояния между текущими остановками (от станции МЦД Каланчевская до площади Борьбы)

Как мы можем видеть, из 12 перегонов только 6 соответствуют нормативам. Остальные имеют длину 50-200 метров, немногим больше длины самого трамвая. Остановка "по требованию" на всем участке лишь одна.

Поэтому первым шагом по ускорению линии должна быть решительная отмена половины остановок. Например, так:



Расположение остановок с нормативной частотой

Уничтожив три остановки мы сможем сделать линию значительно быстрее. Но одними остановками дело не ограничится: за ними плотно идет и трассировка самой линии. Когда-то, во время строительства театра Советской Армии и площади перед ним, трамвай считался немодным и не прогрессивным видом транспорта. Убрать его совсем постеснялись, а вот перенести на параллельные улицы - пожалуйста.

Создался парадокс, с постройкой метро только ухудшившийся: трамвай едет в полтора раза длиннее, старательно объезжая важнейшую точку притяжения по периметру. Логично было бы переложить рельсы, вернув трамвай на площадь, с которой он ушел в 1930-х.



Основные места простоев трамвая

На этой картинке выделены основные места простоев трамвая. Красным - классика, светофоры гигантской длины цикла с маленькой фазой для трамвая по остаточному принципу. Город должен ехать, ну а трамваи - стоять, как известно. Умные светофоры, включающиеся при подъезде трамваев к перекрестку, были бы здесь очень полезны.

На самом деле, сейчас трамваи стоят еще и на пересечении с Самотечной и с Селезнёвской улицей, но спрямление трассы решит эту проблему автоматически.



Трифоновская улица. Автор: ARTём, 2005 г.

Зелеными точками выделена тупка на путевом развитии. Традиционно стрелки у нас делают очень интересными, поэтому на них установлено ограничение 5 км/ч. Если площадь Борьбы спасут только современные стрелочные переводы, то стрелку у Проспекта Мира можно просто демонтировать, потому что ведет она на неиспользуемую уже более 10 лет линию.

Отдельная проблема в районе синей точки - там трамвай совершает левый поворот, и ему не уступают машины. Когда трафик маленький, это место не представляет особых проблем, но в пробке простоять там можно немало. Проблему решила бы установка светофора, синхронизированного со светофором на Щепкина и с трамвайным приоритетом, разумеется.



Переулок Достоевского. Автор: Yotjeg, 2009 г.

Предложенные меры позволили бы значительно ускорить трамвай на этом участке - конечно, не до состояния, например, Шоссе Энтузиастов, но до конкурентного пешей ходьбе хотя бы. В следующем посте разберем конкретные решения по реконструкции улиц и площадей, позволяющие воплотить ускорение трамваев в жизнь.

дилетантская аналитика, городской транспорт

Previous post Next post
Up