Конец года для департамента строительства - время спешного закрытия статистики (и открытия новых станций). После появления почти в одночасье гигантской Солнцевской линии, одна станция, к тому же, на уже действующем перегоне, выглядит скромно, но это не отменяет ее значимости. И конечно же, повода съездить и посмотреть.
Как обычно, пост делится на три части и не содержит ничего, кроме личного мнения (если кто-то вдруг подумает иное).
1. Местоположение и генплан
Кажется, тенденция открывать станции в чистом поле для белочек и застройщиков начала уходить - ну или как минимум, разбавляться долгожданными станциями в давно сложившихся районах. Беломорская очень удачно расположена посередине огромного спальника к северо-востоку от Речного Вокзала. И если ранее открывшееся
Ховрино задевало жилой массив по касательной, предназначаясь в основном, для пересадок из области (напомню, за МКАДом вечно стоящие Химки, в которых нет ни миллиметра выделенных полос), то Беломорская находится почти в сердце района.
1. Вестибюль, собранный из типовых и ужасно мерзких деталей, но в неожиданной компоновке. Так расстекловка, основной элемент раздражения в проектах навесов, выглядит менее ужасно - и на вход в метро даже можно смотреть издалека, не испытывая чувство омерзения.
Несмотря на первоначальные протесты жителей против метро (даже увенчавшиеся было успехом, но об этом в следующей части), станция уже сейчас весьма популярна: вы можете видеть это на фотографиях, которые мне не удалось снять без огромного количества людей.
2. Строительство
История строительства станции очень веселая (
170 страниц подробностей можно прочесть тут) . Когда участок до Ховрино только начинали проектировать, Беломорскую, разумеется, включили в планы. Но местные жители устроили массовую акцию протеста против метро, которое принесет в район шум, толкотню, кучу машин и так далее. Стройкомплекс, в сущности, был не против - ему главное гнать километры в отчетность, а без станции это даже дешевле выйдет - и вычеркнул станцию из проекта.
2. Подземный переход под пешеходной зоной. Вообще организация выходов поражает сказочным (по нынешним меркам) удобством и ужасной тупостью одновременно - но об этом в третьей части.
К счастью, здравый смысл восторжествовал, и станцию опять включили в проект в последний момент, когда тоннели до Ховрино уже были построены. Пришлось расковыривать их и оперативно делать новую станцию как придется. Но на этом бешеный Депстрой решил не останавливаться и
открыл Ховрино, не дожидаясь Беломорской: поезда с пассажирами проезжали через открытый котлован, в котором вовсю шла стройка.
Удивительно, но ничего так и не случилось, хотя конечно, так класть болт на безопасность пассажиров, строителей и работников метро еще постараться нужно.
3. Архитектура
3. Спуск оформлен волнистыми фальшпанелями а-ля Деловой Центр. К сожалению, в сечении весьма четко просматриваются прямоугольные ступеньки перекрытия, это сразу нивелирует всё впечатление от неровных, динамичных форм.
Простая на первый взгляд станция на самом деле весьма противоречива и неоднозначна. Когда я только смотрел на рендеры и фотки строительства, я уже зевал и думал, как бы так еще написать про "скучные и правильные" станции, не повторяя большую часть постов. Но реальность оказалась куда интереснее!
Начнем с объемно-планировочного решения. Станция проектировалась в последний момент и поэтому является буквально кладезем артефактов технологии строительства. Центральный зал Беломорской состоит аж из трех разных частей: сначала идет двухпролетный кусок, затем - трехпролетный, а потом вообще две узкие боковые платформы без проходов,
как на Лубянке в 1935.
4. Выход со станции - узкий и тесный
Вверх с платформы ведут две эскалаторные группы по два эскалатора в каждой. Это следствие узости расстояния между путями, ведь до последнего момента станции здесь не планировалось.
На верхних уровнях и кроются самые большие эргономические косяки. Все выходы со станции ведут на одну четверть перекрестка. Казалось бы, логично было вывести оба эскалатора в один наземный вестибюль, доведя их с платформы на уровень земли, как на станциях, например, Кольцевой линии. К сожалению, у Мосинжпроекта подземные переходы головного мозга, поэтому на ровном месте получилось самое наитупейшее решение.
План станции с
http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=41011 (по клику на изображение можно открыть его в большем размере)
Во-первых, для выхода и входа сделали два разных подземных вестибюля - оба довольно тесные и не очень удобные. Во-вторых, из вестибюлей проход идет аж в целый подземный переход. Подземник этот, пожалуй, побил рекорд бесполезности, принадлежавший до того
внеуличному переходу под забором на Мантулинской улице - по нему можно перейти разве что пешеходную зону сверху.
Справедливости ради, этому крайне неудобному решению есть оправдания. Во-первых, территория над станцией является
«природной и озелененной территорией общего пользования». Да, под строительство метро из нее были изъяты некоторые куски, но их старались сделать как можно меньше, в идеале - до контура лестничных сходов. А представьте себе, сколько природной территории отъел бы здоровенный наземный вестибюль!
5. При создании потолков в вестибюлях явно вдохновлялись натяжными потолками 2000х. Дополнено это великолепие неоновыми трубками, "имитирующими северное сияние".
Во-вторых, кстати о вестибюле. Габариты типового вестибюля «Пятницкого Шоссе» или «Алма-Атинской» - 30х40 метров. Расстояние от ближайшего дома до проезжей части - 60 метров. Совсем не исключено, что со всеми санитарными зонами, инсоляцией и отступами вестибюль бы просто не влез.
Перейдем к эстетике. Она очень неоднозначна: какие-то элементы весьма удались, а какие-то, наоборот, не взлетели. Безусловно, стоит отметить прекрасную цветовую гамму станции, особенно выделяющуюся на фоне Ховрино. Грамотно подобранные цвета и материалы отлично смотрятся не только на рендере, но и вживую.
Первоначальный проект станции. Источник - forum.nashtransport.ru
К сожалению, всё портят упрощения, сделанные в ходе процесса строительства. В основном пострадали отделочные материалы и их расшовка. На омерзительные квадратные панели с толстенными швами невозможно смотреть без боли. Особенно это касается панелей со звездным небом (списанным со
станции Toledo в Неаполе): эффект растворения границ станции в космическом пространстве пропал полностью - именно из-за швов.
Также сильно упростили форму зеленого фальшпотолка, раньше волной изгибавшегося по краям, а теперь просто загнутого под углом. Важно понимать, что архитектор здесь часто бывает ни при чем - скорее всего, детали упрощали уже «по живому», силами подрядчиков на местах, так как жестко выбивались из уменьшающейся сметы. Вопрос, почему это вообще приходится делать - сложный, и не для этого поста=)
6. Звездное небо, мозаики, скамейки и так далее. Сравните с рендером выше
Мозаики сами по себе весьма хороши и очень здорово сделаны, но к сожалению, они несколько диссонируют с общим оформлением, выполненным с явным стремлением к современному минимализму в широком его понимании.
Благодаря разному конструктивному исполнению частей станция выглядит очень пластичной и разнообразной - это не просто унылая кишка, а куча отличающихся друг от друга объемов. К сожалению, при всем старании архитекторов, обратную сторону разнообразия преодолеть удалось не полностью - перронная часть распадается на ряд слабо связанных друг с другом отдельных помещений. Большой вклад в это, кстати, вносят мозаики, благодаря которым одна часть станции сильно отличается от остальных.
7. АААААА короб проводки! Ну неужели нельзя было спрятать в колонну?
Из мелочей - скамейки под мозаиками - одни из самых удобных, которые я тестировал в метро за последнее время, а круглая стела довольно неплохо вписывается в интерьер (чего не скажешь, например, о Кузнецком Мосте).
В общем и в целом, можно сказать, что станция получилась "средней" - но это не та серая среднесть, как на, скажем,
Бутырской, а результат множества интересных решений, как удачных, так и не очень. Скучной ее назвать точно нельзя - так что можно поздравить метрополитен с еще одной необычной станцией (а вас, дорогие читатели - с наступающими праздниками!)