Год открытий чудных

Jan 06, 2018 19:13


Наступила любимая мною пора - пора открытий! Новые станции, вестибюли и переходы сыплются, как из рога изобилия, радуя москвичей, и вас, и меня лично. Под конец прошлого года открыли аж три интереснейших объекта - это обновленный вестибюль Петровско-Разумовской, совершенно новый выход с Международной и станцию Ховрино.

О последней будет отдельный пост - чтобы не раздувать этот и не портить послепраздничное настроение. Здесь же посмотрим на новые вестибюли: если вы не согласитесь, что они безумно хороши, то любопытны точно.



Москва-Сити, над Международной



Начнем с Международной. С самого начала эта станция стала козлом отпущения, зеркалом, в котором отражалось все титаническое наслоение глупостей, допущенных при проектировании Москвы-Сити: с момента самой концепции огромного делового центра в "медвежьем углу" и до реализации идей его адекватного транспортного обслуживания.

Вообще, все три линии метро, МЦК и железная дорога, проходящие через Сити можно показывать на экскурсиях для юных планировщиков "как не надо создавать проекты", но если нету времени - достаточно посетить одну Международную.



Схема всего понастроенного в Сити. Актуальна за исключением некоторых деталей, не относящихся напрямую к этому посту. Источник - форум Нашего Транспорта

В полном размере чертеж можно посмотреть тут.

С самого начала была допущена огромная ошибка: вместо нормальной линии метро в Сити было решено проводить непонятный кадавр, скопированный с западных образцов без понимания сути решения (мини-метро). Приставка "мини" в проекте обозначала не только попрание половины нормальных метрошных нормативов (с сохранением зачем-то другой половины), но и в том числе уменьшенные габариты станций и расстояние между ними.

Так что перегон между Выставочной и Международной изначально делался очень коротким вполне сознательно. То, что проект мини-метро сыграл в ящик, только добавило масла в огонь: Международную в экстренном порядке, уже во время строительства начали удлинять в сторону Выставочной, еще более сокращая перегон между станциями. На и так тесной станции появился знаменитый кусок с микроскопическими платформами.



Милые детали вестибюля

От Выставочной до Международной и раньше можно было дойти пешком не напрягаясь минут за пять. Появившийся Деловой центр Солнцевской линии только сократил путь. Дошло до абсурда: чтобы пересесть с Делового Центра на Деловой Центр (МЦК) проще выйти и пройти пешком, чем делать две пересадки и ехать 400 с лишним метров.

И вот, теперь станции стали еще ближе: новый выход направлен прямо в сторону Делового Центра. Между турникетными линейками обеих станций чуть менее 200 метров по прямой, и в перспективе их можно будет пройти, не выходя из-под крыши. Следующим закономерным этапом, по идее, должен стать переход с Делового Центра на Международную (и, соответственно, пеший проход с Международной на Выставочную в зоне метро).



А это расстояние между старым и новым выходами на улицу с Международной. Концентрация метроинфраструктуры на участке зашкаливает! К сожалению, пользоваться ею от этого удобнее не становится. Но давайте перейдем к, собственно, вестибюлю.

А он очень милый. И необычный. Главная его фишка - это удивительно маленькие размеры. Кто-то будет ругать его за тесноту, но я бы сказал, что благодаря габаритам, человек, находящийся в нем, переживает совершенно невиданное для московского метрополитена ощущение - интимности, уютного и укромного уголка. Что-то отдаленно похожее есть, наверное, только на некоторых станциях первой очереди.



Этакий макет вестибюля, кукольный домик

"Вестибюль для тебя" - первое, что приходит в голову, когда поднимаешься по лестнице и оказываешься совершенно один на промежуточной площадке, как будто у себя в комнате. И это не просто уменьшенная копия "обычного" перехода - очень интересную игру с масштабом создают стандартные и скучные в другом месте элементы: поручни, детали зонта, лампы. Это добавляет легкий налет "игрушечности" пространству, словно мы оказались в большом макете железной дороги.



Фотография, к сожалению, не передает ощущений в полной мере. Кстати, обратите внимание на очень красивый мрамор в переходе.

В общем, вестибюль может нравиться, может не нравиться, но его необычность стала достойным дополнением к удивительному ансамблю московского метро.

Другой открытый в конце года вестибюль находится на Петровско-Разумовской. Он уже был на этом месте - спроектированный, построенный и открытый вместе с первой станцией. При подключении второго зала его закрыли на реконструкцию, и, вот, открыли.

Не секрет, что я очень не люблю капитальные ремонты с наведением чистоты и удобства в московском метро. Поэтому я поднимался на эскалаторе вверх с очень предвзятыми суждениями о том, что же они могли там натворить. Что ж, к счастью, скептицизм был развеян: с чистой совестью можно утверждать, что новый вестибюль выглядит ничуть не хуже старого.



Входная группа выглядывает из-за колонн

Планировочная организация вестибюля сохранилась с 1991 года: прямоугольный каркас колонн держит на себе массивную крышу, накрывающую оба наклона, турникеты, кассы и все-все-все, за исключением блока служебных помещений сзади. По-корбюзиански свободные перегородки зигзагами виляют между колоннами, образуя довольно бестолковые узоры в постмодернистском ключе. Облицованный кирпичом, до недавнего времени павильон был типичным продуктом своей эпохи - странным и не очень приятным сооружением, полным противоречий.

Поновленный, он смотрится более чисто и логично. Зигзаги стен никуда не делись, но облицованы они уже приятными оранжевыми керамическими панелями. В контрасте с ними несущие стойки чернее тучи: а черные колонны всегда выглядят очень изящно и динамично. Кажется, авторы концепции вдохновлялись станцией Marienplatz в метро Мюнхена:



Тут фотка не очень, на самом деле она чуток поярче

Черным стал и потолок. На фотографиях он отсвечивает и кажется серебристым, но это не так - он такой же черный и по-джентльменски изящный, как и весь этот вестибюль.



Половина его, кстати, построена "с нуля" - как и подземная часть станции

Немного портит впечатление лишь центральная часть с кассами, слишком дробная, оставляющая неуверенное и слабое впечатление, во многом из-за вездесущих изломов стен. Еще не совсем удался ряд деталей - например, вот эти "шикарные" изогнутые ограждения, явно приехавшие на стройку из начала двухтысячных:



Напоминаю, потолок на самом деле черный, и смотрится гораздо лучше.

Крутейшие черные колонны предательски блестят в швах, теряя минимум половину своего шарма, если посмотреть с "неправильного" ракурса. Но это, пожалуй, и все: а так перемены действительно пошли вестибюлю к лучшему, сделав его чище, опрятнее и свежее.

Вот такие хорошие новости на сегодня. В следующий раз будет, кхм, Ховрино.

Метро, Москва-сити, архитектура, открытие станций

Previous post Next post
Up