Пост из серии "Ж/д аналитика".
Сижу я летом за компом, листаю ленту друзей, и тут снизу выплывает вот такой пост:
"Пунктуальность" от
central_ppk Если прочитать подробнее, то может создаться впечатление, что мы идем семимильными шагами к коммунизму, а график у нас соблюдается безукоризненно, не то что у капиталистических вонючек за океаном, например.
Так как я имею большой опыт поездок в электричках в часы пик, то статистика повергла меня в некоторое недоумение. И я решил разобраться самостоятельно в этом вопросе...
В полном размере можно открыть по ссылке... Так как у меня нет ни навыков, ни технологий, с помощью которых я мог бы проанализировать весь массив данных, обработанный ЦППК, то я решил взять для примера одну обычную неделю одного обычного направления - Горьковки.
Общую статистику по количеству поездов любезно выложил Сергей Болашенко на своем сайте. Согласно его данным, каждый будний день между Москвой и Владимиром на разных участках проезжает 138 поездов. В выходные их количество уменьшается до 114 штук. Итак, начнем.
Собственно, распределение "отказов технических средств" по дням недели оказалось вполне предсказуемым. Больше всего опозданий происходит в понедельник и пятницу, между ними наблюдается этакая долина. Меньше всего опозданий, разумеется, в выходные, когда поездов сравнительно мало и никто никуда не спешит.
Немного о том, как считались опоздания: брался
любимый нами сайт, и парсились все электрички за выбранные даты. Если хоть где-то зафиксировано опоздание на 5 минут и больше - все, готово. Исключение составляет опоздание на станции отправления, и, в некоторых случаях, прибытия, т.к. а) очень много глюков именно в этих местах и б) если поезд отправился попозже, а потом нагнал, то пассажирам только лучше от этого.
В итоге процент опозданий за самую обычную неделю с одним средним и одним маленьким происшествием, тремя стандартными будними днями и двумя не менее обычными выходными составил чуть больше четверти от всего объема движения электричек. А не менее 2% или сколько там.
Почему так вышло? Так как ЦППК не делится методикой подсчета, у меня есть только несколько догадок:
1) Опоздание ровно на 5 минут не считалось за опоздание. Это отсекает от 30 до 50% всех "опоздунов", точнее не скажу.
2) Подсчитывалось опоздание прибытия на конечный пункт. Вроде это наиболее вероятный сценарий. Но что мне до того, что Москва-Петушки придет в свои Петушки вовремя, если я еду от Новогиреево до Кучино? (наиболее проблемный участок вечером). Правильно, ничего. Но циферки выходят красивее.
3) РЦ и БМО ездят по графику. Тут надо развеять стереотипы: во-первых, БМО обслуживается аж 80 электричками в день (71 в будни), это больше, чем Павелецкое направление, а во-вторых, БМО намного пунктуальнее, чем радиальные направления: да, если там что-то опаздывает, то опаздывает конкретно, но сам факт опозданий случается гораздо реже, чем где-либо еще. В принципе, это может внести поправки, и сделать более лучшие показатели. Но мне кажется, несущественно.
4) Горьковка имеет уникальные условия, вроде невероятно тупого СЦБ и графика в районе Реутово или постоянные поломки Стрижей. Но что-то верится с трудом, остальные направления тоже не идеальны.
5) У ЦППК какая-то невероятно хромая аналитика. На самом деле, это больше похоже на правду, чем можно подумать. По крайней мере, в их
телеграм-канале из 55 критических опозданий за неделю я нашел лишь 12. Это чуть больше одной пятой. Куда делись остальные задержки - непонятно.
Вот такие вот дела. Очень, очень интересно, почему такая разная статистика одного и того же. Может, вы знаете?