Тарифы

Apr 10, 2017 23:10


Пост из серии "Ж/Д аналитика"

В продолжение темы с вредоносностью модели ценовой сегрегации ниток в графике (при которой немногим становится сильно лучше, зато многим - заметно хуже) затронем еще один больной вопрос: ценообразование на железной дороге.

Общий вопрос здесь (но не в нормально функционирующих тарифных системах) можно разложить на две составляющие: ценообразование разовых билетов и стоимость абонемента относительно билета на одну поездку на той же дистанции.

Сразу оговорюсь, множество проблем, лежащих за гранью аналитики, в основном, в плоскости банальной житейской логики (типа кассы в 500 метрах от платформы или невозможность использовать билет за ту же цену на другом участке), мы не рассматриваем. Хотя очень хотелось бы. А тут - только цена, стоимость и ассортимент.
Препарировать традиционно будем Горьковку как родное направление автора и типичное тупиковое направление с ветками заодно.



Инфографика кликабельна

Для работы использовались инструменты визуального программирования (Dynamo for Revit), но все-таки решить, что делать с огромным массивом данных цен от...до, я не смог. Поэтому инфографика скуднее, чем хотелось бы.

Итак, цена разовых билетов. Направление проходит по территории трех субъектов РФ, на каждом из которых установлен свой тариф. По Москве это фиксированные 32 рубля, в Московской области - 20,5 р/зону, где зона примерно равна 10 километрам, но отличается от них порой довольно сильно - по историческим причинам. Москва тоже разделена на зоны - они используются при поездках из области в столицу и наоборот. Во Владимирской области тариф покилометровый и составляет грабительские 2,7 с чем-то рублей/км (и без льгот студентам/школьникам).

На диаграмме в самом низу листа мы видим разброс цены за километр поездки в зависимости от продолжительности поездки. В самом начале баснословно высокая кривая (до 20 р/км) стремительно понижается, в районе 10 километров уже приходя в себя. Этот скачок нас не интересует, так как представляет из себя вполне естественное явление - определенная минимальная сумма одной поездки. Внизу под этой кривой болтаются малочисленные точки Владимирской области, где тариф строго зависит от расстояния.

А вот дальнейшее поведение кривой демонстрирует нам всю воровскую сущность ЦППК и региональных властей. Посмотрите на верхнюю границу облака точек: она не понижается с расстоянием! Достигнув определенного порога, она остается такой же. При этом нижние точки тоже повышаются до постоянной верхней линии: то есть цена за километр пути с расстоянием растет!

Надо сказать, что это одна из основных причин образования зайцев: при приемлемой стоимости билета на короткие расстояния плоская, а то и повышающаяся тарифная шкала вздувает общую цену билета на непомерную величину. Да, пару раз во Владимир за 400 с лишним рублей можно сгонять, но каждые выходные тратить почти 1К - это уже перебор.

Перейдем к абонементам. Рассматривались лишь основные, наиболее характерные маршруты. Пользование абонементами принималось как два раза в рабочий день. В месяце у нас 30 дней, 20 рабочих и 8 выходных (ну такое). В году 12 месяцев, соответствено.

Итак, парад недоразумений открывает Большая Москва, на маршруте Жел-дор - Чухлинка обладающая аж отрицательной выгодой в -9 поездок. Остальные абонементы не лучше: самую весомую фору в экономии денег дает абонемент выходного дня - никому не нужный.

Тут стоит пояснить, а куда делись остальные абики: а очень просто. Раньше они были, но как и БМ, имели отрицательную выгоду, то есть стоили дороже, чем сумма разовых поездок за то же время. Казалось бы, уже достаточно для восхищения, но нет - этим заинтересовалась ФАС. Вместо того, чтобы скорректировать цены на абонементы, тем самым сделав пассажирам удобно (о выгоде речи вообще не идет), бравые манагеры в ЦППК решили совсем их убрать. С чем их и поздравляю.

Все остальные линейки абонементов имеют общие принципы: самые удобные абонементы стоят дороже всего; выгода растет с увеличением расстояния, абонементы на количество поездок доступны только на полностью затурникеченных маршрутах (ибо борьба с заоцами важнее удобства пассажиров) и так далее. Остается добавить еще, что абонементы Москва-Петушки...Владимир стоят дешевле абонементов Владимир...Петушки-Москва, то есть место покупки билета имеет значение. Официальный ответ ЦППК - так потому, что в Петушках начинается другая железная дорога (как это влияет на ценообазование частной независимой компании - непонятно).

Резюмируя: если поставить цель извлечь максимальные прямые доходы от перевозок пассажиров, то транспорт никогда не будет удобным. Цель развитых систем общественного транспорта - всегда увеличение косвенных доходов. Если говорить очень грубо - дотации на транспорт идут с налогов на выросшую кадастровую стоимости земли, вдоль которой он проложен, и качественный общественный транспорт увеличивает цену на землю гораздо больше, чем потребляет субсидий сам.

ЦППК, РЖД и регионы, увы, пошли другим путем.

ж/д, городская электричка, дилетантская аналитика

Previous post Next post
Up