Почему не нужно смотреть Ван Гога в музеях. Цифровая реставрация
Apr 02, 2017 19:49
Не только Ван Гога, других тоже. Но его особенно.
Как это ни покажется кощунственным, но смотреть его надо не в подлиннике, а в фотошопе, и вот почему.
"Жизнь нужно искать в цвете. Подлинный рисунок есть моделирование цветом". "Художником будущего может стать лишь невиданный еще колорист". "Я понял, как важно научиться доводить колорит до предельной яркости". К счастью Ван Гог оставил после себя большое литературное наследство. Это лишь часть его рассуждений о значимости цвета. Вряд ли можно ли предполагать, что художник, пытавшийся доводить колорит до предельной яркости и моделирующий цветом, рисовал те блёклые невыразительные картины, которые мы видим висящими в музеях.
В 2015 году в Музее Ван Гога в Амстердаме была осмотрена и восстановлена картина «Вид на Арль с ирисами на переднем плане». Ван Гог нарисовал её в 1888 году. В этой работе основной акцент был сделан на контрастные цвета: красные крыши и зеленые деревья, синяя полоса неба и прежде всего контраст желтых и фиолетовых цветов на поле. В 1927 году, спустя почти 40 лет после того, как Ван Гог завершил работу над картиной, она была покрыта лаком - обычная практика того времени. На протяжении многих лет этот слой лака значительно пожелтел. Этот тусклый, пожелтевший блеск притупил первоначальные цвета. В процессе реставрации был удален слой лака, скрывавший яркие цвета.
Картинка: (c) Van Gogh Museum
Вид на Арль с ирисами на переднем плане, до (слева) и после (справа) восстановления:
Картинка: (c) Van Gogh Museum
Однако этого оказалось недостаточно: не все цвета были восстановлены в полной мере. В частности, красные пигменты оказались обесцвечены под воздействием света. Это обнаружилось, когда картину осматривали без рамы. Ирисы у нижнего края картины имели гораздо более глубокий красно-пурпурный оттенок. Будучи защищены от света под рамой, они сохранили свой первоначальный цвет значительно лучше. Специалисты музея уверены, что лишь цифровая реставрация позволит увидеть картину хотя бы приблизительно в том виде, как она была нарисована в 1888 году.
Знаменитую "Спальню" Ван Гог нарисовал вскоре после переезда в Арль в октябре 1888 г. В письмах к брату он подробно описал свою комнату, указав что мебель желтого цвета, покрывало красное, стены сиреневые, а двери фиолетовые. Все эти цвета предназначены для выражения абсолютного покоя и сна. Однако на картине мы вмдим не фиолетывые и сиренеые стены и двери, а бледно-голубые:
Картинка: (c) Van Gogh Museum
Взяв микроскопические образцы краски и исследовав их, эксперты увидели остатки исходного пигмента. На стенах это в смеси с синим кармин или кошениль, который даёт яркий красный цвет, но быстро обесцвечивается со временем. Другой пигмент эозин использовался в изображении досок пола. Его выцветание привело к тому, что пол потерял изначальный розоватый оттенок, став более коричневым.
Будучи всю жизнь стесненным в средствах, Ван Гог не мог позволить себе приобретать дорогие материалы. Работая много и плодотворно, он вынужден был покупать дешевые краски, которые к нашему времени потеряли свой цвет. Сотрудникам музея эти факты теперь хорошо известны, но ничего поделать с ними они не могут. Реставрация в виде перекраски шедевра, чтобы он выглядел ближе к его оригинальной версии, широко запрещена в музейном мире.
Идея цифровой реставрации состоит в том, чтобы: 1. Выяснить химический состав картины. 2. Понять, как ведут себя со временем те или иные пигменты. 3. Создать компьютерную модель цветового пространства картины. 4. Восстановить её в первоначальном виде в цифровой копии.
На основе этой схемы при сотрудничестве со специалистами в области компьютерной цветокоррекции Музей Ван Гога выпустил цифровую версию "Спальни". До (слева) и после (справа) восстановления:
Картинка: (c) Van Gogh Museum
Но даже эта весия является, разумеется, приблизительной. Как в действительности выглядела какртина в 1888 году, мы уже не узнаем. С большой долей вероятности она скорее всего выглядела так.
Серия картин «Подсолнухи» - пожалуй, самые известные картины Ван Гога. Недавние исследования картин показали, что подсолнухи медленно начинают приобретать коричневый цвет. Группа ученых во главе с Коэном Янсеном из университета Антверпена выяснила, что солнечный цвет вызывает нежелательную химическую реакцию на картине. Ван Гог использовал белый пигмент на основе сульфата для высветления оттенков желтого цвета в этой своей картине. Теперь из-за этого пигмента работе грозит потеря оригинальных цветов.
В Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле (Франция), команда Янсена провела глубокие исследования, в результате которого выяснила, что именно ультрафиолетовое излучение приводит к изменению цвета картины на темно-шоколадный оттенок. Грубо говоря, желтые подсолнухи становятся коричневыми.
Потерю цвета можно остановить, если защищать картину от воздействия солнечного света и держать ее при прохладной температуре. В связи с этим, всем музеям, которые владеют "Подсолнухами" Ван Гога, а в их числе Музей Ван Гога в Амстердаме, Национальная Лондонская Галерея, Музей изобразительных искусств в Филадельфии, Новая Пинакотека в Мюнхене и др., было настоятельно рекомендовано приглушить свет в залах галереи, как чтобы "Подсолнухи" были почти не видны зрителям, а также искусственно понизить температуру в залах до нуля градусов. Эти меры помогут сохранить "Подсолнухи" от необратимого выцветания. Вряд ли посетители музеев испытают восторг от "встречи с прекрасным" в полутёмных холодных залах, скорее наоборот.
Существует замечательный проект Google Art, который публикует цифровые репродукции произведений искусства в высоком разрешении. Кроме того музеи всё чаще на официальных сайтах предоставляют доступ к свободному скачиванию цифровых копий своих коллекций (на Google Art такой возможности нет). Музей Ван Гога в Амстердаме тоже даёт возможность посмотреть и скачать свои картинки. Это не только 980 произведений самого Ван Гога, но и ещё две с половиной тысячи работ других авторов. Всё это исключительно высококачественные копии с большим разрешением, выполненные с предельной аккуратностью и абсолютно точной цветопередачей. То есть ровно в том виде, как они и выглядят на сегоднящний день в музеях, вместе со всеми дефектами, вызванными старением картин.
Картинка (c) Van Gogh Museum
"Картины выцветают как цветы", - говорил Ван Гог. Он прекрасно понимал, что некоторые пигменты, которые он включал в свою палитру, очень неустойчивы и подвержены сильной деколоризации. Но ему так нравились эти краски, что он махнул на это рукой.
Все мы имеем некоторый культурологический бэкграунд, привычку восприятия. Мы привыкли к тому, что живописные работы Ван Гога выглядят малоконтрастными, пожухшими и блёклыми. Выражаясь фотографическим языком "вялыми". Нам кажется, что так оно и должно быть, что такова авторская мысль, что в этом и заключается прелесть восприятия. Мы с детства привыкли, что вот, дескать, музей, вот картина, Ван Гог. Значит он так и нарисовал, так она и должна выглядеть. По-другому и быть не может. Может. Нам это хорошо известно по результатам научного анализа полотен и из писем самого Ван Гога к брату Тео. То есть рисовал он не совсем то, что можно увидеть сегодня в музее или на сайте.
Кстати говоря, то же самое явление наблюдается в индустрии звукозаписи, отсюда ноги растут у лукавых рассуждений про так называемый тёплый ламповый звук винила. Услышав в далёком детстве в первый раз музыкальный виниловый альбом на всококачественной звуковой аппаратуре, когда мурашки идут по коже, аудиофил получает этот культурологический заряд на всю оставшуюся жизнь. Ему кажется, что вот, это кайф, так и должна звучать эта музыка в записи. Всё остальное, включая цифровые носители звука, и особенно цифровую реставрацию альбомов, это уже, по его мнению, профанация. Однако, как в действительности должна звучать аудиозапись, известно лишь её автору и звукорежиссерам, писавшим и выпускавшим альбом. И навряд ли, скажем, Роджер Уотерс, прослушивая только что готовую мастер-ленту "The Dark Side of the Moon" в студии Abbey Road альбом, слышал аккурат то же звучание, что и на домашней звуковой аппаратуре самого продвинутого коллекционера.
Выставка "Ирисы и розы" в Метрополитен музее в 2015 году представила публике четыре картины Ван Гога. Кураторы честно дали зрителям информацию о поблекших цветах. Изначально фиолетовые ирисы со временем превратились в синие, а розовые розы стали практически белыми. На специальных видеоэкранах в зале выставки была размещена инсталляция, позволяющая проследить творческий процесс художника, последовательность воплощения серии и цифровую реставрацию утраченных цветовых оттенков натюрмортов.
Этот ролик доступен на канале Youtube Метрополитен музея:
Разумеется, цифровая реставрация живописных полотен Ван Гога будет только лишь приблизительной. Но в любом случае она будет куда ближе к авторскому замыслу, чем те оригиналы, которые висят в музеях. 99 из 100 художников стремятся использовать максимально разнообразное количество цветовых тонов. И особенно искушенный колорист Ван Гог. Это максимальное разнообразие сегодня на полотнах во многом утеряно, но цифровая обработка в фотошопе позволит в некоторой мере его восстановить.
Алгоритм предложен отечественным специалистом по цветокоррекции и физиологии зрительного восприятия Алексеем Шадриным. В целом я его и придерживался в своих экспериментах, кроме небольшого заключительного пункта.
Берем портрет почтальона Жозефа Рулена с сайта Нью-Йоркского музея современного искусства.
Портрет Жозефа Рулена Арль, начало 1889 года Холст, масло, 64,4 x 55,2 см (с) Музей современного искусства, Нью-Йорк
1. Открываем файл в фотошопе
2. На панели Adjustment кликаем иконку Кривые и создаем первый корректирующий слой Curves 1. Выбираем режим Color. На панели Properties выбираем синий канал Blue. На разных картинах, естественно, гистограмма синего канала будет выглядеть по-разному. Сдвигаем правый ползунок графика кривой (которая на самом деле пока остаётся прямой) влево до края этой гистграммы. Тем самым отсекаем паразитную засветку пожелтевшего лака.
3. Создаем второй корректирующий слой Levels 1. Сдвигаем левый и правый ползунки графика к центру до краёв гистограммы. Тем самым избавляемся от блёклой вуали.
4. Создаём третий корректирующий слой Curves 2. Оставляем по умолчанию режим Normal. В канале RGB устанавливаем на графике кривой две точки и приводим её в S-образный вид, оценивая картинку визуально. Тем самым усиливаем контрастность, компенсируя потемнение белил.
5. Создаём четвертый корректирующий слой Curves 3. Выбираем режим Color. На панели Properties выбираем синий канал Blue. Самый ответственный момент. Ставим точку в центре кривой синего канала и очень аккуратно и деликатно двигаем её вправо-влево, вверх-вниз. При этом оцениваем изображение на глаз, добиваясь максимального разнообразия цветовых тонов на всём изображении. Останавливаемся в той точке графика, где максимальное разнообразие достигнуто. У меня здесь эта точка получилась чуть правее и ниже центра.
6. Здесь же выбираем красный канал Red. Проделываем ту же манипуляцию с кривой красного канала. Этот этап может и не потребоваться в зависимости от исходного изображения. У меня получилась точка на графике левее и чуть-чуть ниже центра.
7. Создаём пятый корректирующий слой Hue/Saturation. На панели Properties тащим ползунок Saturation вправо на 10-15 пунктов, тем самым усиливая насыщенность и компенсируя распад пигментов. На этом этапе Шадрин советует повышать насыщенность на 20-30 единиц, но я считаю, что 10-15 достаточно. Цвета должны "звенеть", но не должны "кричать".
8. Возвращаемся в корректирующий слой Curves 2. Если изображение выглядит слишком светлым, либо слишком тёмным, либо недостаточно контрастным, поправляем точки S-образной кривой, добиваясь оптимального результата.
На этом всё. Готовый результат цифровой реставрации:
Стало лучше? Гораздо лучше! Сравнение оригинала (слева) и нашего результата (справа):
Ещё раз. Мы не знаем, как именно выглядел портрет друга художника, мудрого и добросердечного почтальона Жозефа Рулена в тот момент, когда Ван Гог завершил его. И никто этого уже никогда не узнает. Наша цифровая реставрация может считаться лишь приблизительной. Тем более, что на результат влияют ещё множество факторов, типа индивидуальной калибровки монитора и формулы компрессии стандарта JPEG. Но в любом случае, наша работа куда ближе к истине, чем тот подлинник, который висит в музее.
По указанной схеме я обработал ещё несколько изображений. При клике на любую картинку открывается страница, где можно посмотреть полноформатный размер и скачать.
Сад приюта в Сен-Реми Сен-Реми-де-Прованс, декабрь 1889 года Холст, масло, 72,0 см Музей Ван Гога, Амстердам
Картинка с сайта музея (c) Van Gogh Museum:
Фотошоп:
Фрагмент как есть:
Он же в фотошопе:
Сравнение:
Кресло Гогена Арль, ноябрь 1888 Холст, масло, 90,5 см x 72,7 см Музей Ван Гога, Амстердам
Картинка с сайта музея (c) Van Gogh Museum:
Фотошоп:
Фрагмент как есть:
Он же в фотошопе. Синий цвет избавился от желтизны и стал действительно синим вместо серого, каковым казался до этого. Появился белый цвет, при этом желтый остался желтым:
Сравнение. Не нравится. Кажется, перебор. Здесь действительно получились "кричащие" цвета:
Возвращаемся в фотошоп, и во всех корректирующих слоях слегка меняем настройки, снижая интенсивность. Результат:
Сравнение. Так лучше:
Урожай Арль, июнь 1888 года Холст, масло, 73,4 см х 91,8 см Музей Ван Гога, Амстердам
Картинка с сайта музея (c) Van Gogh Museum:
Фотошоп:
Фрагмент как есть:
Он же в фотошопе:
Сравнение:
Пшеничное поле с жнецом Сен-Реми-де-Прованс, сентябрь 1889 года Холст, масло, 73,2 см x 92,7 см Музей Ван Гога, Амстердам
Картинка с сайта музея (c) Van Gogh Museum:
Фотошоп:
Сравнение:
Вид на Арль с ирисами на переднем плане Арль, Май 1888 Холст, масло, 54 см x 65 см Музей Ван Гога, Амстердам
Это уже отреставрированная вручную картина, о которой упоминалось в начале поста. Со снятым слоем пожелтевшего лака.
Картинка с сайта музея (c) Van Gogh Museum:
Фотошоп:
Сравнение до и после ручной реставрации:
Сравнение результата ручной реставрации и цифровой обработки:
Ирисы Сен-Реми-де-Прованс, май 1889 года Холст, масло, 74,3 см x 94,3 см Центр Гетти, Лос-Анджелес
Картинка с сайта музея (с) Getty Center:
Фотошоп:
Сравнение:
Оливковые деревья Сен-Реми-де-Прованс, июнь-июль 1889 года Холст, масло, 72,6 см x 91,4 см Музей современного искусства, Нью-Йорк
Картинка с сайта музея (с) Museum of Modern Art:
Фотошоп:
Сравнение:
Поле с маками Арль, Май 1888 года Холст, масло, 24 см x 35 см Музей Ван Гога, Амстердам
Картинка с сайта музея (c) Van Gogh Museum:
Фотошоп:
Сравнение:
Подсолнухи Арль, январь 1889 года Холст, масло, 95 см x 73 см Музей Ван Гога, Амстердам