Эта картина висит в Лувре на втором этаже в зале 66 "Идиллия и романтическая драма". И то правда, идиллия - четыре окоченевших трупа и пятый полуживой.
Полное название картины: "Фьорд Магдалена, вид с полуострова могил на севере Шпицбергена. Эффект сияния", 1840.
Что в ней интересного?
Упоминание сияния автором Франсуа-Огюстом Биаром (1799-1882) почти риторическое, его без того видно с первого взгляда. И это, верно, сияние смерти, тот самый случай, когда красота бывает страшной. Сияние, которое своим парализующим светом накрывает сцену на переднем плане. И оно же отражается в воде прямо напротив безжизненных фигур.
Обломки корабельных снастей в воде и пять жертв крушения. Катастрофа произошла не так давно, это видно по не до конца занесённым снегом телам троих людей. Двое других не покрыты изморозью, но один из них, лежащий на спине, уже не подает признаков жизни. Пятый ещё жив, хотя его обреченная поза полна безнадежности. Что ему осталось? Сидеть и ждать смерти над замерзшими товарищами.
Однако сюжет картины не ограничивается рамкой холста. Следы, оставленные на снегу и уходящие за правый нижний край, принадлежат ещё одному - шестому человеку.
И тут остается поле для фантазии. Возможно, этот шестой увещевал своих выживших спутников двигаться в поисках хоть какого-нибудь спасения. Но тщетно. По следам явно видно, что он сделал несколько шагов прочь, затем остановился, обернулся в последний раз, вероятно что-то сказал и, не дождавшись ответа, ушёл.
Франсуа Биар писал свою картину во время участия в двухлетней научной экспедиции в Арктику (1838-1840) на корвете La Recherche. Одной из главных целей исследования было изучение возможностей выживания человека в условиях крайнего севера. К счастью, сюжет является вымышленным, экспедиция благополучно завершилась, все вернулись домой.
Корвет La Recherche у острова Медвежий, 1838 г.
В команде вместе с Биаром состоял ещё один художник - Barthélemy Lauvergne. Была надежда, что они создадут произведения, убеждающие общественность в ценности исследований и открытий.
Запуск воздушного шара над фьордом Магдалена, Шпицберген.
Barthélemy Lauvergne, 1839
Художники имели также и неявную педагогическую миссию: учить людей, что научно-технический прогресс имеет жизненно важное значение, а расширение границ человеческого знания к тому же романтично и красиво. В этом смысле, конечно, картина Биара вышла за рамки дозволенного. Автор намекнул, что это также и опасно. Поход в неизведанное может быть чистым безумием.
Фьорд Магдалена находится на самом северо-западе Шпицбергена. На карте обозначен буквой j
Сегодня сюда заходят круизные лайнеры и возят досужих туристов.
На снимках на заднем плане хорошо виден ледник между скалистыми горами. Тот же самый, что на картине Биара.
Фотки с сайта
tripadvisor.com Так Магдалена фьорд выглядел во времена экспедиции La Recherche
Вид на фьорд Магдалена, Шпицберген.
Barthélemy Lauvergne, 1839
Любопытно, что после экспедиции, в которой никто не умер, своей драматической картиной Франсуа Биар в 1840 году словно предвосхитил события, произошедшие через пять лет тоже в Арктике, хотя и в совсем другом месте. В том путешествии умерли все 134 человека.
В 1845-м два английских корабля "Террор" и "Эребус" под командованием капитана Джона Франклина отправились к берегам Америки в поисках пресловутого Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий. Через месяц они попались на глаза капитану китобойного судна у берегов Гренландии. Это был последний европеец, видевший корабли экспедиции. Поиски продолжались больше 10 лет, не в последнюю очередь стараниями жены пропавшего капитана.
История до конца не ясная, обросшая мистикой и туманом, как наш Перевал Дятлова.
В 2007 году вышла объёмистая книга Дэна Симмонса "Террор" (в 2008 переведена на русский). Полуисторический роман разрабатывает как раз мистическую версию пропажи экспедиции Джона Франклина.
Издатель оформил обложку фрагментом картины "Фьорд Магдалена"