г. Тихвин, «Еврейка»

Oct 23, 2015 03:07

Есть на северной окраине города Тихвина небольшая сосновая рощица. Некогда здесь располагалось местное еврейское кладбище. Сейчас это место называют «Еврейка»



Город Тихвин (Ленинградская обл.) известен как родина композитора Римского-Корсакова и как место поклонения со всей России к чудотворной Тихвинской иконе Божьей Матери.

Малоизвестные исторические факты о тихвинских евреях предоставила ведущий библиограф по краеведению Тихвинской ЦРБ Алла Титова:
О появление евреев в Тихвине пишет Н.А. Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни»:
«Тихвинский бальный оркестр состоял долгое время из скрипки, на которой выпиликивал польки и кадрили некий Николай, и бубна, в который артистически бил Кузьма - маляр по профессии и большой пьяница. В последние годы появились евреи (скрипки, цимбалы, бубен), которые сделались модными музыкантами и заменили Николая с Кузьмой». «В последние годы» - это рубеж 1850-60-х гг. Последний раз Н.А. Римский-Корсаков был в Тихвине в 1862 году.
В «Еврейской энциклопедии» о нашем городе сказано: «Тихвин - уездн. гор. Новгородской губ. По переписи 1897 г. в Т. жителей свыше 6 тыс., среди них 121 евр.».
Среди домовладельцев г. Тихвина на 1901 г. значатся Кагана Ильи насл., Хаунины Иосель Лейб. и Цалка Лейб., мещ., Черняк Праск. Наум., вд. кол. асс., мещане Ялунеры Ривка Берк., Слава Лейб., Иона Яковл..
В «Списке учредителей Тихвинской еврейской религиозной общины Бейс Тфило» 1919 г. значится 69 человек.






Документы ЛОГАВ. Ф. Р-3197, оп. 1, д. 16, лл. 40-41. Картинки кликабельны для увеличения.

Одна из жительниц нашего города, известная учительница В.П. Леонтьева вспоминала:
«Много их было, вот даже в нашем классе, где я училась - Дыня Мойзес, Юда Салман, Клара Лерман, Цима Хаунина, Нюня Коган и Лили Кайем - вот это только в одном классе. Но всё это было до середины 30-х годов, когда был НЭП. А когда НЭП стал свёртываться, они уехали. И осталась вот многодетная семья Мойзес, между прочим, здесь есть представители этой семьи, в Тихвине, Мойзес на Социалистической улице жили, и портной больной Хаит. Это улица Новгородская, угол Танкистов или Большая Кузнецкая. Они уехали в основном в Белоруссию. Это была середина 30-х годов. Цибака у меня жила по соседству с нами. Мы с ней переписывались, они жили в Могилёве. А потом вот папу арестовали, так наша закончилась переписка. И сразу как-то после войны мы случайно, у Казанского собора, встретились с Юдой Салман. Узнали друг друга. И вот он рассказал, что судьба тихвинских сложилась трагически. Они в середине 30-х годов поселились в Белоруссии. В 39 году началась война. Наши войска заняли Западную Украину, Западную Белоруссию. А немцы заняли остальную территорию Польши. И часть поляков бежала на ту территорию, которую заняли немцы. Освободились места. И так как тихвинские-то ещё не утвердились по-настоящему, они туда, в Западную Белоруссию переехали. А в 41-м году началась война и очень многие погибли.
Здесь, в Тихвине они занимались ремеслами: часовых дел мастера, даже ювелирные мастера были, зонтики чинили. Вот в основном такими ремеслами. Между прочим, никакой вражды не было. И даже такое унизительное слово «жид» - оно совершенно не употреблялось. И что интересно, евреев в Тихвине называли французами. И говорили: «Да сходи ты к этому французу, он тебе сделает», или «Сходи ты к этому французу, он тебе посоветует, что сделать». Вот я не знаю почему, но называли их французами .
Ну, о том, что евреев было много в Тихвине, уже говорят два факта - еврейское кладбище и синагога.
В основном у нас евреи врачи были. Например, главный врач Бриксман Абрам Александрович. Он окончил медицинский факультет Берлинского университета. Он женился на русской, Екатерине Васильевне. Жил в доме Светловских Якобсон, терапевт, Герман Абрамович. Зубной врач была Гуревич. Дантист был, на Советской улице жил, Богорад. Врач-туберкулезник был Дунаевский. А аптекарем был Кайем, во главе аптеки стоял. Это всё были евреи, образованные, воспитанные, свои кабинеты в торговые точки не переделывали. Но после войны, они эвакуировались, и вернулись только Якобсон и Гуревич, но уже в таком возрасте, что они уже не работали врачами».
[Французами, с некоторой иронией, называли евреев в начале прошлого века в старых петербуржских семьях. В тихвинском варианте ирония не звучит.]

Идиллическая картина, нарисованная В.П. Леонтьевой не совсем справедлива. Были и другие свидетельства:
«С первой недели поста того же 1914 года захворал папа. Это было начало его конца. До сих пор мы считали его совершенно здоровым. У него обнаружилась слабость, кот. постепенно усиливалась. Летом он жил у нас около 1 месяца, даже на фунт прибавился. На 2-й день Тихвинской был у Виноградовых пожар, кот. и нам в Тихвине навредил немало. Папенька был на время пожара переведен к Ялунерам и там по разсеянности ругнул по привычке жидов». Антонина Леонидовна Остроумова (Григорьева). Воспоминания: рукопись. - С. 8.

Среди тихвинских врачей действительно было много евреев.
Н.Н. Филипсон был в 1930-х годах заведующим больницей.
В «Тихвинском земском календаре на 1917 год» перечислены врачи:
«Врачи, занимающиеся частной практикой. Белый, Яков Моисеевич (Береговая ул., д. Михайловых). …Штенко-Белая, Леонилла Львовна (Береговая ул., д. Михайловых). -Фуксман, Вера Борисовна. - Сапотницкая, Фанни Капелл, зубной врач. - Эйдельнант Мера, дантистка. - Рабинович, Зал. Абр.».

Гита Васильевна Мустафина (1936 г.р.) вспоминала:
«Мои дед и бабушка - Мойзес Борис Вениаминович (жестянщик, работал на химзаводе) и Лия Залмовна (в «Списке учредителей Тихвинской еврейской религиозной общины Бейс тфило» - Елена Соломоновна), все её звали Елена Александровна. Они приехали в Тихвин в молодости с Малой Вишеры. Кроме них перед войной в Тихвине только Хайт остался, ходили к нему в гости, поговорить. Дома разговаривали на идиш, поэтому у меня не было проблем с немецким языком. Было девять детей. Выросло шестеро. Ни одна дочь, ни один сын языка уже не знали. Мою мать - Софья Борисовна. Сёстры - Шера (звали Шура), Сейна (звали Женя, когда получала аттестат, отказывалась - «Это не мой»). Она даже не знала своё настоящее имя. Не посвящали детей. После войны, когда было «дело врачей», бабушка запиралась в доме, открывала только на условный стук, сидела в углу, даже на улицу боялась выйти.
Бабушка пекла мацу, кýхон (очень вкусный), лапшу делала.
Соседи относились к нам изумительно, только один мальчишка стучал в окно и кричал всякие нехорошие слова».

Была в Тихвине и синагога, располагалась она на улице Пятницкой (ныне ул. Школьная). В «Материалах для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии. Т. III. Г. Тихвин. - Новгород, 1901» участок 285 (Кв. № 69) значится принадлежащим братьям Марковским, мещанам. Двухэтажного здания синагоги на нем нет, т.е. оно было построено после 1901 г.




"Матералы для оценки городских недвижимых имуществ г. Тихвин". Новгород, 1901 г. Картинки кликабельны для увеличения.

Раввин Мулин Гирш Моисеевич (бывший рубщик мяса) жил в одной из комнат дома, находившегося неподалёку, тоже на Пятницкой улице


Фото из архива А. Титовой

Этот дом стоит и сейчас. Угол улиц Школьной и Коммунаров


Фото А. Титовой

Синагогу закрыли в декабре 1930 г. 10 декабря 1930 г. был составлен акт о сдаче имущества еврейской общины в Тихвинский краевой музей, госфонд и Тихвинский горсовет. Составили акт представитель Тихвинского райорготдела А.Н. Дымский, от Тихвинского краевого отдела В.И. Рассказов, от Тихвинского райфо А.Г. Спирин, от Тихвинского Госсовета А.Н. Никитина с одной стороны, председатель двадцатки Тихвинской еврейской религиозной общины Я.Л. Хаунин и cекретарь двадцатки Л.М. Романовский с другой.

В здании синагоги сделали спортзал школы № 2.






Фотографии из альбома Н.П. Леонтьевой

Позже, после войны, в этом здании сделали жилой дом. Этот дом отличался от других постановкой. Почти все дома в Тихвине стояли по красной линии, а он с отступом, посреди двора. Вплоть до сноса в начале 1980-х годов здание назвали синагогой.

Недолгое время существования иудейской конфессии в Тихвине сравнимо с человеческой жизнью - около 80 лет.

Последние захоронения на еврейском кладбище были сделаны в конце 1920-х-начале 1930-х гг.
До войны была ограда, сторож, точнее сторожиха. Ещё в 1960-х годах всё было в порядке. Ныне кладбище регулярно перекапывается, надгробия были сдвинуты, перевёрнуты бессчетное количество раз и в конце концов разбиты.





Копают с 1960-х годов, ищут золото и брильянты





Надгробия разбиты, видимо из молодецкой удали, а не по причине антисемитизма. Национальная ненависть возникает когда срабатывает шаблон "евреи - богатые". В Тихвине богатых евреев не было.
На кладбище лесного Рёконьского монастыря в тихвинской округе, кстати, такая же картина.

В относительной целости сохранилось только одно. Написано:
"Здесь лежит праведный рав Бецалель бар Иуда Лейб (фамилия неразборчиво). Умер 13 швата 5687 года (16 января 1927 года). Аббревиатура "пусть его душа будет связана в связку вечной жизни".
Спасибо за перевод
parvuss и
fossa_s.



Говорят, здесь по ночам на Хэллоуин собираются на свои игрища местные сатанисты-любители. Впрочем, это только слухи, врать не буду. Почему именно здесь, трудно сказать. Наверное, они думают, что евреи кушали христианских младенцев. Чтоб страшно было.





Здесь же перекладина для гимнастических упражнений



Скамеечка и кострище



Через ручей виднеется храм Иова Многострадального и старое городское кладбище. Там же воинский мемориал Великой Отечественной. Слышен звон колокола









Это место на карте

Архивные снимки и документы предоставлены Аллой Титовой. Остальные фотки мои.

Тихвин, путешествия, история

Previous post Next post
Up