Не пойду на выборы.

Dec 02, 2007 00:28



   Не пойду на выборы.
   Чего государство ждёт от меня, как от избирателя законодательной власти?
   Что я выберу каких-то незнакомцев, которые будут устанавливать надо мной законы. То есть регламентировать по расписанию чуть не каждый мой чих.
   Увольте. Пока не выжил из ума, хочу распоряжаться жизнью, как подскажет разум и совесть.
   Собственно, в этом сущность анархизма. Больше ста лет назад об этом исчерпывающе высказался один русский барин, отнюдь не дурак:

"...Стоит  только взглянуть на положение  человека, живущего  в государстве,  - к  какому  бы самому  деспотическому   или  самому  демократическому   государству  он  ни принадлежал,-  чтобы ужаснуться на  ту  степень  рабства,  в котором  живут теперь люди, воображая, что они свободны.
     Над всяким  человеком, где бы он ни родился, существует собрание людей, совершенно неизвестных  ему, которые устанавливают законы  его жизни: что он должен  и  чего   не  должен  делать;  и  чем   совершеннее  государственное устройство, тем теснее сеть этих  законов. Определено, кому  и как он должен присягать,   т.е.   обещаться  исполнять  все   те  законы,   которые  будут составляться  и  провозглашаться, Определено, как и когда  он может жениться (он должен  жениться только на  одной женщине, но может пользоваться  домами терпимости). Определено,  как он может  разводиться с  женой, как  содержать своих  детей,  каких считать  законными,  каких  незаконными, и  кому и  как наследовать и  передавать  свое имущество.  Определено,  за какие  нарушения законов, как и кем он судится и  наказуется. Определено, когда он сам должен явиться в  суд в качестве  присяжного  или свидетеля. Определен возраст, при котором он может  пользоваться  трудами помощников, работников  и даже число часов, которое может работать в день его помощник, пища,  которую он  должен давать ему.  Определено,  когда и как он должен прививать  предохранительные болезни своим  детям; определены меры, которые он должен принимать и которым должен  подвергаться  при такой-то  и  такой-то  болезни,  постигшей его или семейных животных. Определены  школы,  в которые он  должен  посылать  своих детей.  Определены размеры  и прочность  дома,  который  он  может  строить. Определено  содержание  его   животных:   лошадей,  собак;  как   он   может пользоваться  водой и где может ходить без  дороги. Определены наказания  за неисполнение всех этих и  многих других  законов.  Нельзя  перечислить  всех законов  на законах  и  правил на правилах,  которым он должен подчиняться и незнанием которых (хотя и нельзя  их знать)  не может отговариваться человек самого либерального государства.
     При  этом человек  этот поставлен  в  такое  положение,  что при всякой покупке потребляемых им предметов: соли, пива, сукна, железа, керосина, чая, сахара  и многого другого  он должен отдавать большую часть своего труда для каких-то  неизвестных  ему  дел  и  для  уплаты  процентов за долги, которые свершены кем-то во время его  дедов и прадедов. Должен отдавать  также часть своего труда и  при всяком переезде с места на место, при  всяком  получении наследства или какой бы то ни было сделки с ближним. Кроме того, за ту часть земли, которую  он занимает или  своим жилищем  или обработкой поля, с  него требуют еще более значительную часть  его  труда. Так  что большая часть его труда,  если  он  живет  своим  трудом,  а  не  чужим,  вместо  того,  чтобы употребляться на  облегчение  или улучшение  положения его  и  положения его
семьи, уходит на эти подати, пошлины, монополии.
     Мало и этого: человеку этому  в одних, в большинстве государств, велят, как  только он войдет в возраст, поступать на несколько лет в военное  самое жестокое  рабство  и идти  воевать, в  других же государствах:  в  Англии  и Америке, он должен нанимать людей для этого же дела.
     И вот люди,  поставленные в такое положение не  только не  видят своего рабства,  но   гордятся  им,  считая  себя   свободными  гражданами  великих государств  Британии, Франции, Германии, России,  гордятся этим так  же, как лакеи гордятся важностью господ, которым они служат..."

Лев Толстой  "Суеверие государства" 1900 г.

Читать статью Л. Толстого полностью.
Previous post Next post
Up