Режиссер - Скотт Дерриксон. Сценарий - Джон Спэйтс, Скотт Дерриксон, С. Роберт Каргилл, Стэн Ли, Стив Дитко.
В ролях - Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Рэйчел МакАдамс, Чиветель Эджиофор, Бенедикт Вонг.
США. 2016.
Смерть придаёт жизни смысл. Знать, что твои дни сочтены. Что времени отведено мало.
Старейшина.
Слоган: Невозможности бесконечны.
Вот и очередной фильм от Марвел. С тех пор как студия впервые предложила зрителю экранизации своих комиксов прошло немало лет. Снято уже более двух десятков кинокартин. И надо отдать должное продюсерам, которым удаётся удержать разных режиссёров и сценаристов в одном стилистическом ключе. В этом смысле «Доктор Стрэндж» достойный продолжатель сложившейся традиции. Рецепт прост и сложен одновременно: немного сюжета среднего качества, чуть-чуть философии для чайников и всё накрыть огромным слоем спецэффектов. Сложность состоит в тонком балансе этих трёх составляющих. Иногда авторам удаётся поймать золотую середину, иногда происходит перекос в ту или иную сторону. В данном случае визуальная составляющая оттянула одеяло на себя в ущерб сюжету и смыслу, что, однако, никак не сказалось на кассовых сборах.
Фильм рассказывает о становлении очередного супергероя по имени Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч), точнее доктор Стивен Стрэндж. Он был великолепным хирургом, пока не попал в автокатастрофу, в которой переломал себе руки. Хирург без рук не хирург. В отчаянии доктор пробует на себе все доступные методы лечения, даже самые рискованные, но ничто не помогает. Пока случайно он не узнаёт о загадочном месте Камар-Таж в Непале, где якобы могут вылечить всё что угодно. Стрэндж немедленно вылетает в Катманду на встречу судьбе.
После долгих поисков Стрэндж якобы случайно наталкивается на человека по имени Мордо (Чиветель Эджиофор), который и приводит его в Камар-Таж - своего рода монастырь. А монастырь-то не простой, а волшебный и учат там на волшебников, да-да как в Гарри Поттере. Возглавляет сие заведение странная женщина, которую все зовут Старейшина (Тильда Суинтон), вообще-то в оригинале её имя значит Древняя, что больше отражает сущность героини. Старейшина - главный маг, и она с ходу устраивает офигевшему доктору кучу спецэффектов, а потом вышвыривает за порог. Это классическая проверка кандидата в ученики: заманить, отказать, а потом посмотреть насколько сильно человеку хочется учиться. Стрэнджу очень хотелось, и потому он четыре часа долбился лбом в дверь монастыря, жалобно скулил и таки добился своего.
Учёба пошла у Стрэнджа сначала со скрипом, пока Старейшина не сломала ему психологический блок и не раскрыла ему все чакры (нет, это не про секс, это про Эверест). После этого доктор стал делать невиданные успехи (учёную степень не пропьёшь) и обзавёлся собственными спецэффектами, включая телепортацию. И вот тут ему раскрывают страшную тайну, что все эти спецэффекты не просто так, а для войны с вселенским злом - владыкой тёмного измерения Дормамму, вознамерившегося устроить нашей планете полный Армагеддон. Теперь перед нашим героем стоит дилемма: употребить всю свою магию на собственное исцеление и вернуться к обычной жизни или взять на себя ответственность за человечество, страдать и сражаться (волшебный плащ прилагается).
***
Фильм очень красив, дизайнеры постарались на славу. Психоделического вида параллельные измерения, дома-трансформеры, волшебные прибамбасы, взрывы и бои в астральном пространстве - здесь есть всё, и это определённо стоило посмотреть в кинотеатре. Я вот смотрел на большом телевизоре и то впечатлился. Но вся эта красота определённо идёт в ущерб сюжету и здравому смыслу. Процесс обучения героя пришлось скомкать, во всей истории зияют большие и малые дыры. На раскрытие характеров персонажей второго плана явно не хватало экранного времени и потому они получились такими картонными. Например, история главгада Касилиуса могла бы стать неплохой трагедией, что выгодно оттенило бы историю главного героя (видимо так и задумывалось), но получилось вяло и даже зверская харизма Мадса Миккельсена не спасает роль.
Линия главного героя прописана лучше всех остальных, ведь ему ещё и в следующих фильмах сниматься, а значит его историю надо было сделать максимально интересной и в чём-то созвучной зрителю. Собственно, на него потрачена большая часть того экранного времени, которое не пошло на спецэффекты. Камбербэтч хорош в этой роли, хотя ему и не удалось в полной мере показать трансформацию персонажа. Ведь дуга характера героя состоит в его преображении из эгоистичного пижона через страдания и боль в любящего, способного на самопожертвование человека. А теперь сравните образ героя в начале фильма (в сцене с выбором часов) и в конце (там, где он беседует с Тором). Камбербэтч играет в этих сценах одинаково, словно ничего не произошло. Актёр или не смог передать своей игрой изменений во внутреннем мире героя, или включил самоиронию и стёб. Ну в самом деле, как можно серьёзно играть в этом комиксе.
Старейшина, которую изображает Суинтон, на мой взгляд очередная дань западной идеологии толерантности и прочих феменизмов. В комиксе этот герой - бородатый старик, а вот режиссёр фильма настоял на том, чтобы превратить его в даже не в женщину, а в какое-то бесполое на вид существо в лучших традициях гендерного равенства (отрицание разницы полов). Подруга Стрэнджа в исполнении МакАдамс здесь вообще для мебели, чтобы обеспечить герою слёзы и сопли безответной любви и её характер совершенно не раскрыт. Мордо также намечен лишь пунктирно, но его очевидным образом собираются использовать в следующих фильмах, так что не всё потеряно. В целом работа актёрского состава типична для подобного рода развлекательного кино: выкладываться на полную катушку в этом балагане бессмысленно, значит сыграем профессионально, но с иронией, чтобы не скучно было.
***
В каждом кино, даже в таком ширпотребе как это, обязательно должен быть набор основополагающих идей, которые близки всем людям, иначе смотреть будет не интересно. Другими словами, должна быть философия, общечеловеческие смыслы. Сценаристы в Голливуде это знают и обязательно закладывают в основу сюжета основные идеи, волнующие каждого человека: проблемы добра и зла, жизни и смерти, смысла жизни человека. Так и здесь. Основная идея, вокруг которой вертится весь сюжет, заключается в преодолении смерти. Это классическая тема, старая как само человечество, но от этого не менее актуальная.
Доктор Стрэндж вначале ведёт жизнь бессмысленную и безмерно скучную. Ни любимая работа, ни красивая подруга, ни богатство не дают ему ощущения жизни, отсюда увлечение опасной ездой на автомобиле - это игра. Но вот в мгновение ока его недожизнь рушится, игра кончается. Ему больно, он страдает и ищет исцеления. В монастыре отчаявшемуся доктору помогают найти смысл жизни, который заключается в любви к людям и в борьбе со злом. И тогда он в буквальном смысле преодолевает смерть, которая персонифицируется в образе предвечной тьмы - Дурмамму. Стрэндж, как древний мифологический герой, приносит себя в жертву ради людей.
Идея хорошая, но есть пара тонкостей, которые разрушают весь героизм. Стрэндж в конечном счёте остаётся жив, а значит самопожертвования нет, это фальшивка. Настоящий герой потому только и герой, что он отдаёт самое дорогое, что у него есть - жизнь, и это необратимо. Настоящий герой всегда трагичен. Супергерой же, который вообще-то не человек, а полубог (со всеми атрибутами - от волшебных помощников до нечеловеческих суперспособностей), комичен (комикс всё-таки), а значит сопереживать ему не удаётся, что сильно вредит фильму и снижает его художественную ценность. Именно это обстоятельство делает супергеройские фильмы низкосортным продуктом для развлечения на один вечер. Но они, собственно, так и задумываются.
Также можно заметить, что на самом деле в фильме проблема жизни и смерти рассматривается с трёх сторон. Касилиус считает жизнь злом и высказывает мнение, что во всём виновато время, а значит и развитие, как неотъемлемое свойство любой жизни. Он хочет уничтожить время и развитие, желает обратить весь мир во тьму, считает смерть добром (в сущности это идейная основа фашизма).
Старейшина считает, что смерть уравновешивает жизнь и придаёт ей смысл, тем самым она также отрицает развитие как таковое, утверждая вечный покой и равновесие в мире (это уже восточная философия).
А вот Стрэндж наоборот стоит на активной жизнеутверждающей позиции: смерть есть зло и с ним надо бороться. Только вот ради чего? Нет ответа, а жаль.