Режиссер - Уит Стиллман. Сценарий - Уит Стиллман, Джейн Остин.
В ролях - Кейт Бекинсейл, Хлоя Севиньи, Завьер Сэмюэл, Морфидд Кларк, Эмма Гринвелл.
Ирландия, Франция, Нидерланды. 2016.
Какую ошибку вы сделали, выйдя замуж за мистера Джонсона.
Слишком стар, чтобы быть под каблуком, слишком молод, чтобы умереть.
Леди Сьюзан.
Англия 18-го века. Живописные сельские уголки и тихие с виду семьи английской аристократии. Шумный Лондон, по улицам которого лениво прогуливаются элегантные денди. Кэбы, молчаливые слуги, больше похожие на статуи. Картинка - блеск, но блеск внешний, под ним бушуют страсти и пороки. Насколько эти леди и джентльмены хороши снаружи, настолько же они пошлые, а иногда и уродливые, внутри. Это конечно не экранизация Шекспира, но всё же классик английского романа - Джейн Остин. Если вы любите костюмированные драмы и тонкий юмор, то этот фильм для вас.
Главная героиня фильма - некая леди Сьюзен Вернон (Кейт Бекинсейл), вдова тридцати двух лет (по тем временам уже много), самовлюблённая и коварная интриганка. Она любит красивую и вольную жизнь. Так как эта леди уже вытянула все деньги из мужа и свела его в могилу, то у неё возникла проблема, вернее две проблемы. Первая - отсутствие денег, вторая - взрослая дочь Фредерика (Морфидд Кларк) на шее. Но леди Сьюзен весьма умна, и у неё есть план как убить двух зайцев одним выстрелом. Она находит дочери богатого жениха - сэра Джеймса Мартина, у которого, кроме денег, есть ещё одно «достоинство» - он полный идиот. Таким образом хитрая женщина надеется избавиться от дочери и получить доступ к кошельку сэра Мартина. Но возникают непредвиденные препятствия.
Внезапное увлечение леди Сьюзен лордом Мэнуорингом ломает все планы. Лорд женат и в финансовом плане полностью зависит от жены, а у леди Мэнуоринг влиятельные покровители. Разражается скандал, в Лондоне оставаться нельзя. Леди нужно где-то залечь на дно пока всё не успокоится. К счастью брат покойного мужа Чарльз Вернон достаточно глуп, чтобы по-родственному предоставить ей убежище в своём поместье Чёрчхилл. Там она и проводит несколько месяцев. От скуки и спортивного интереса леди Сьюзан охмуряет брата своей невестки Реджинальда (Завьер Сэмюэл) и даже подумывает о браке.
Между тем дела с сэром Мартином идут плохо: Фредерика сопротивляется. Девушка очень умна, и перспектива жить с мужем, который не в зуб ногой в поэзии, ей претит. К тому же она влюбляется в Реджинальда и тот уже готов сорваться с крючка. Нужно срочно что-то делать. Но леди Сьюзен не зря славится как мастер интриги. С помощью своей подруги Алисии (Хлоя Севиньи) она готовится к контрнаступлению и только её невестка, жена Чарльза - Кэтрин (Эмма Гринвелл), способна противостоять ей.
***
Фильм сильно на любителя. Я, как ни странно, люблю костюмированные драмы. Так уж получилось, что родители слабо следили, что именно я смотрю по телевизору и поэтому в нежном возрасте неизгладимое впечатление на меня произвёл мини-сериал «Джейн Эйр», а затем на него лег мини-сериал «Гордость и предубеждение». Никогда не позволяйте маленьким мальчикам смотреть эти фильмы! Ибо в смеси с «Войной Роузов» и «Кошмаром на улице Вязов» они дают очень странный эффект, сильно мешает потом в жизни. Так что мнение моё по этому фильму предвзято, это словно привет из детства.
Бэкинсейл отлично играет, что не удивительно, так как она начинала свою карьеру с подобных ролей. Стерва в элегантных нарядах удалась ей отлично - пять. Остальные актёры на уровне - средне, могли бы и лучше. Стивен Фрай появляется только в паре эпизодов, а жаль. Что, как всегда, в таких фильмах на уровне, то это костюмы и интерьер. Обстановка домов английской знати 18-го века - это роскошь, которая не бросается в глаза. Когда смотрю на мужские костюмы, то становится немного жаль, что теперь так не одеваются. Хотя тратить полчаса на одевание по утрам это слишком. Вообще создаётся впечатление, что дизайн в этой картине переигрывает актёров. Режиссёр тут немного перемудрил.
***
Почему создатели фильма назвали его «Любовь и дружба» ума не приложу. Самое первое произведение Джейн Остин (первая проба пера) не имеет никакого отношения к этой картине. Фильм почти полностью следует сюжету романа «Леди Сьюзен», который тоже не фонтан (Остин даже не разрешила его публиковать). Странно как-то. Но фирменный юмор писательницы, её точность в описании психологии персонажей присутствуют. Даже сюжет тут продвигается вперёд с помощью писем: герои всё время пишут друг другу изысканным слогом, получают почту. Это потому что роман был создан в эпистолярном стиле, то есть подан в виде писем (40 штук). В фильме эту особенность постарались сохранить.
В смысловом поле фильм не представляет из себя ничего особенного, любовь-морковь. Хитрые и коварные женщин охмуряют мужиков, вертят ими как хотят. Почему-то все основные мужские персонажи представлены непроходимыми болванами, сэр Мартин так и просто идиот. В романе это не было выражено так ярко. Ярким пятном выделяется только мистер Джонсон, герой Стивена Фрая. Он проницательно смотрит на этот гадюшник и жёстко одёргивает свою жену Алисию, чтобы не вмешивалась (неудачно). Одной фразой всё происходящее в фильме можно описать так: «Господа с жиру бесятся.»
И это так и есть, если не забывать об историческом контексте. Роман написан в 1805 году. Во Франции только что взошёл на престол Наполеон I. Европу сотрясают войны, кровь рекой. Английская знать грабит Индию, Америку, добралась до Китая (естественно с сотнями тысяч жертв несчастных индийцев, китайцев и многих других). В свете этого вся эта полная мелочных интриг жизнь богатых балбесов не вызывает симпатии. Их дома, платья, экипажи оплачены за счёт грабежа половины мира, и нас в том числе. Так что если смотреть фильм с этой точки зрения, то происходящее на экране приобретает совсем иной привкус.
P.S. Как удивлялся сэр Мартин: «Ни церкви, ни холма. Почему такое название - Чёрчхилл.»