глава 40. держи под контролем чувство собственной важности

Dec 05, 2010 19:41


◊ шла по улица такса, и ей было стыдно, что у неё кривые лапы. ◊ чувство собственной важности - это не является чем-то простеньким и наивным. с одной стороны, как чувство собственного достоинства, это ядро всего доброго в нас, а с другой стороны - это источник нашей внутренней гнили...  мир  вокруг  нас - загадка, - сказал дон хуан.  -  и  люди ничуть не лучше, чем что-либо ещё. ты же слишком  серьезно себя воспринимаешь. ты чертовски важен. ты так важен в собственных глазах, что чувствуешь себя вправе раздражаться по любому поводу. ты  настолько важен, что ты позволяешь себе уйти,  когда ситуация складываются не так, как тебе бы хотелось. ты, вероятно, думаешь, что все это показывает, что ты имеешь характер. чепуха! ты слаб, чванлив и мнителен в своей самовлюбленности! ◊ Кастанеда

◊ я уехал на несколько дней в другой город на соревнования по дзю-до и вернулся, награжденный кубком и грамотой за пер­вое место. я чувствовал себя очень гордым и счастливым, и захватил свою грамоту на встречу с мастером Ли, чтобы порадовать его моими достижениями. учитель отнесся к моим восторгам до­вольно прохладно и насмешливо. - человек издавна ценит не то, что действительно являет­ся ценным, -сказал он. - в его ценностях, ценностях обычного человека, заложено в первую очередь самоутверждение среди подобных ему существ. твоя грамота - это как перо в голов­ном уборе индейца, акулий зуб в ожерелье туземца или медаль на груди солдата. все это - миф. сомнительный факт призна­ния обществом каких-то твоих заслуг, заставляющий человека считать себя особенным, выделенным из общей массы.



трепетное отношение к подобным знакам отличия стиму­лируется самим обществом, моделирующим мнимые ценности взамен истинных, лишь для того, чтобы управлять сознанием и поведением людей, время от времени вручая им бумажки или блестящие значки в качестве поощрения за правильное пове­дение. стремясь получить знак отличия твоих заслуг, ты можешь по­жертвовать своим здоровьем, счастьем, а иногда и жизнью только потому, что общество создало привлекательную приман­ку, на которую с легкостью клюют подобные тебе идиоты.

- Ли, раз тебя так раздражает грамота, давай, я сожгу ее, -предложил я. - жечь ее так же глупо, как и травмировать свое тело для того, чтобы ее получить и повесить на стену. грамоты и медали нужны человеку, чтобы поддерживать свой престиж в собствен­ных глазах и в глазах окружающих людей. сильный человек и так знает, что он сильный, а если он еще и мудрый, то не станет демонстрировать свою силу остальным, помня, что сила может стать слабостью, когда о ней всем известно. помнишь пословицу: «все знают, как важно быть полезным, но никто не знает, как важно быть бесполезным». перефразируя ее, можно сказать: «обычные люди знают, как важно демонстрировать свои достоинства, но только мудрые знают, как важно эти дос­тоинства скрывать». - это одна сторона медали, - сказал я, - а как же ее обрат­ная сторона?

- с другой стороны, грамота может оказаться и очень по­лезной для человека, не уверенного в себе, в своих силах. полу­чение грамоты успокаивает его, избавляя его от комплекса не­полноценности и доказывая, что он тоже может добиться успе­ха в жизни. подобная победа важна для человека, но нет смыс­ла относиться к ней с таким эмоциональным накалом, как ты к своему титулу чемпиона. это всего лишь временный успех, тебе же нужен успех постоянный, постоянная внутренняя сила, ров­но и спокойно ведущая тебя к гармонии и совершенству. ты не должен доказывать обществу, что ты можешь чего-то добиться в физическом или интеллектуальном плане. важно то, что ты представляешь собой сейчас, каждую минуту. только ровная и постоянная внутренняя сила действительно воздействует на окружающих, выявляя друзей и врагов, тех кто пойдет за тобой и кто встанет против тебя. только уровень внутренней силы делает человека Человеком с большой буквы, способным без излишней эмоциональности общаться с окружающим миром и принимать себя таким, какой он есть, без позы и самоутверж­дения, четко понимая свои преимущества и недостатки. навык видеть себя со стороны и трезво оценивать свои преимущества и недостатки позволяет впоследствии быть снисходительнее к окружающим людям, понимать внутренние импульсы, управ­ляющие их поведением, и не требовать от окружающих боль­ше, чем они могут дать. Медведева ◊

◊ как люди воспринимают себя в прошлом, в настоящем и в будущем? только как череду важности-неважности. почти любое социальное действие определяется этим чувством, ради этого сомнительного «кайфа» мы живём и работаем, богатеем и создаём новое, гонимся за политической властью или за «крутыми» друзьями и ждем одобрительной реакции. именно по этой причине мы все - конкуренты на этой маленькой земле. каждодневная активность такого рода выматывает, требует бесчисленных усилий - но обычный человек  не способен остановиться. Ксендзюк ◊

◊ самое первое и самое главное в этой жизни - это стараться владеть собою. Гумбольт ◊ это банальная истина, скажешь ты, читатель. я соглашусь с тобой. и добавлю. что ●● «чувство собственной важности» - это та кнопочка на пульте манипулирования человеком, на которую он ярче и быстрее всего отзывается. это точка максимальной уязвимости, надаванием на которую человек проще всего отключается от владения собой. ●

◊ гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться. ◊ люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, и из-за избытка гордости. они видят, что «первые ряды» в правом деле уже разобраны, а «последние» им не хочется занимать. ◊ люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить. ◊ тщеславие заставляет нас поступать против наших вкусов гораздо чаще, чем требование разума. ◊ желание вызвать жалость или восхищение - вот что нередко составляет основу нашей откровенности. ◊ мы всегда любим тех, кто восхищается нами. но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы. ◊

◊ мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас. ◊ как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп. ◊ какие бы похвалы нам ни расточали, мы не находим в них ничего нового. ◊ мы хвалим других обычно лишь для того, чтобы услышать похвалу себе. ◊ уклонение от похвалы - это просьба повторить её. ◊ мы так привыкли притворяться перед другими, что уже начинаем притворяться перед собой. ◊ мы ничего не раздаём с такой щедростью, как советы. ◊ люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам. люди большого ума всё замечают и ни на что не обижаются. ◊

◊ не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у близких. ◊ порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. ◊

◊ счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему себялюбию. ◊ чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвлённое тщеславие. ◊ все циататы от Ларошфуко ◊ зло, причинённое тебе, легко прощается. гораздо труднее простить другим людям зло, которое мы сами им причинили.  Моэм. ◊ ●● мы хотим выглядеть в собственных глазах максимально безгрешными. осознание причинения зла другому мешает обезгрешиванию себя. ● ◊ различная манера держать себя есть лишь естественное следствие уважения, которое каждый питает к самому себе по сравнению с другими. ◊ Мальбранш. ●● чем больше чувство собственной важности, тем сильнее разнится манера держать себя с людьми разных - более высоких и низких - социальных уровней. ●

◊ вся наша критика сводится к упреку ближнему за то, что он не обладает достоинствами, которые мы приписываем себе. Ренар ◊ чувство величия - одно из проявлений ничтожества.  Б.Шоу ◊

настрой воина, из моей книги

Previous post Next post
Up