Про технические восхождения в Непале

Jun 09, 2021 07:21


Наткнулся в фейсбуке на пост Валентина Сипавина о ситуации с обеспечением безопасности на Лхоцзе. Пара фоток оттуда:





Так выглядят непальские "станции", на которых закреплены перильные веревки.

Это к вопросу о том, почему я избегаю проводить в Непале туры с техническими восхождениями. Потому что так или иначе, но ты завязан на местный непальский сервис: на провешенные шерпами перила, прежде всего. Не говоря о куче других мелких (и не очень) технических моментов. Мне хватило одного раза на Айленд Пике в 2013 году.

Прочитав пост В.Сипавина, первой ассоциацией всплыла история, случившаяся этой весной в Непале на одном из восхождений, организованном крупным российским туроператором. Не буду говорить, каким именно, поскольку не хочу никому вставлять палки в колеса. Порвалась перильная веревка, и человек пролетел более 100 метров по крутому ледовому склону. Каким-то чудом, остался жив, и даже обошлось без переломов. Не спрашивайте, что за компания. Это не важно, на самом деле. Такая история могла случиться с любым туроператором, работающим в Непале. Потому что все (абсолютно все!) используют местный непальский сервис при организации коммерческих восхождений. В 2011 или 2012 году (точно не помню, так как слышал это только со слов) на Писанг Пике улетело сразу несколько человек. И подобные истории случаются регулярно, просто они редко просачиваются наружу, а гораздо чаще замалчиваются. Освещать их никому не выгодно: ни непальской стороне, ни иностранным туроператорам.

Почему рвутся непальские веревки? Тому несколько основных причин:

1. В качестве перил используются дешевые несертифицированные веревки, разрывная нагрузка которых в 1,5-2 раза меньше по сравнению с современными международными стандартами.

2. Веревки провешиваются в начале очередного восходительского сезона и висят на склоне бессменно как минимум пару месяцев. В течение этого времени на них воздействуют ультрафиолет, влага и резкие перепады ночных и дневных температур. Все эти факторы приводят к снижению прочности веревок как минимум еще в 2 раза.

3. Шерпы часто не брезгуют тем, чтобы в начале нового сезона откапывать из-под снега старые веревки и связывать их обрывки между собой. При виде подобного макраме иной раз волосы встают дыбом.

4. В Непале повсеместно распространена практика, когда по одной перильной веревке двигаются и нагружают ее одновременно несколько человек (иной раз, до 10 человек на одну веревку). Даже один здоровый мужчина, весом около 90-100 кг, оступившись, может создать динамический рывок около 3 килоньютонов в результате микросрыва на жумар. А с учетом вышеописанных факторов, для некоторых непальских веревок такая нагрузка может оказаться предельной.

5. Веревки часто крепятся непосредственно на скальные/фирновые крючья или ледобуры без использования карабинов. Результат - перетирание веревок об узкие металлические грани.

Про качество забитых крючьев и прочих точек страховки - отдельный разговор.

Я знаю много хороших ребят, ходивших со мной, кто всерьез задумывается совершить в Непале техническое восхождение на популярные или не очень вершины. Подумайте еще раз, прежде чем на это подписываться. Восхождение можно назвать относительно безопасным, если веревки провешиваются разово в процессе восхождения, а после спуска снимаются. Но в Гималаях такое практикуется крайне редко, поскольку это дорого и очень трудозатратно. При движении по непальским перилам рискуют все: как новички, так и мастера спорта по альпинизму.

треккинг в непале, Айленд Пик

Previous post Next post
Up