"Стрижка каре на груди у нее..."
(с) Заклинание для игры в Книфель.
Продолжаем фотоотчет про треккинг к Канченджанге и Жанну. С предыдущими частями отчета можно ознакомиться по ссылкам:
- Введение. Общие впечатления, логистика и прочее. - Часть 1. Святилище Кумбакхарны и озеро Нупчу Покхари. В качестве одного из вечерних развлечений мы читали вслух отчеты про Канченджангу с форума Винского. Успехом пользовался отчет Ани Вермут, народ прямо подсел на ее описания, как на наркотик. Спать меня не отпускали, пока я им не прочитаю про завтрашний день. Будучи в Камбачене, читали, естественно, про Лонак. Это место у Ани было описано во всех беспощадных физиологически-бытовых подробностях, а я, грешным делом, еще приврал кое-что от себя, нагнав дополнительного страху, поэтому ко встрече с Лонаком многие готовились с содроганием.
По пути в Лонак открывается вид на вершину Кангбачен (7902), загораживающую собой массив Канченджанги и Ялунга:
Вспоминая переход до Лонака, перед глазами как в калейдоскопе чередуются Аня (не Вермут, а наша, с Акулиной), французские бабушки и облепиха. Я ел облепиху и собирал ее в термос, потом потихоньку догонял Аню с Акулиной, обходя по очереди всех француженок, потом уходил чуть вперед, снова собирал облепиху, ко мне подходила Аня и садилась рядом, спустя какое-то время мимо нас плавно проплывали французские бабушки, мы выжидали честные 5 минут, Аня уходила вперед, я оставался, выжидал еще честные 5 минут, за ближайшим поворотом обнаруживал отдыхающих французских бабушек, обгонял Аню, принимался за облепиху, потом подходили либо Аня, либо бабушки, и так продолжалось без конца в разных вариациях. Есть ощущение, что французские бабушки под конец дня меня тихо возненавидели. Где-то в промежутке были замерзший ручей с водопадом и local restaurant, в котором я съел самую невкусную в своей жизни тукпу.
Подходы к Лонаку охраняет гималайский страж:
Выйдя из Камбачена в 8 утра, мы с Аней пришли в Лонак в 13.30. Каково же было наше удивление, когда вопреки мрачным ожиданиям, мы обнаружили там просторную залитую солнцем долину с идиллически журчащим почти прозрачным ручьем, танцующего Мингму и вкусно пахнущий деревом свежеотстроенный лодж с гостепреимно расставленными лежаками перед входом.
Click to view
Я, правда, оценил все плюсы и минусы этого лоджа лишь несколькими часами позже, т.к. не дождавшись общего обеда, в одиночку умотал в радиалку с целью разведки очередного перевала. Вот такого:
Добираться туда пришлось по отменным каменоломням, поэтому я был очень рад, что никого больше не втянул в это безобразие.
Наградой за потраченные усилия послужили вечерние виды, от которых сложно было оторваться.
Жанну, как выяснилось, было прекрасно видно даже отсюда.
Низовья долины Лонака:
Я уже давно обратил внимание, что Кумбакхарна улыбается, когда бы ты на нее не посмотрел:
Солнце между тем садилось, а вершины загорались.
Wedge Peak (слева) и Gimigella Chuli:
Я не торопился и дождался конца представления.
Даже успел к лоджу почти засветло, лишь последние 5 минут воспользовался фонариком.
Народ к этому времени уже полностью обустроился, а Серега даже успел смастерить новоявленную мебель:
Печка в столовой бодро потрескивала, улыбающийся Пасанг активно подкидывал в нее "як панкейки" (он их так любовно называл). Макароны, чай с облепихой, джем "Нога" - что еще надо человеку для счастья в конце насыщенного трудового дня? Разве что оставленной в Камбачене гитары не хватало...
Говорят, что в Лонаке были самые холодные ночи за весь трек. Но я как раз перед этим прикупил себе новый спальник от TNF, поэтому никаких неудобств не испытывал.
На следующий день у нас было что-то вроде дневки с ограниченным набором активностей. Основная часть группы в качестве первой активности выбрала рисовый пудинг на завтрак, воспоминания о котором потом еще долго будоражили особо впечатлительные души, но мы с Артемом этой участи счастливо избежали, т.к. еще в 5 утра умотали на очередную радиалку вверх по основной долине ледника Лонак (накануне я в одиночку бегал в боковую правую долину). По левому борту ледника вверх до высоты 5200 идет не явно выраженная тропа, но мы по пути туда с нее сбились в какой-то момент, вылезли на фронтальную морену, и попрыгали через ледниковые речки, прежде чем выбраться обратно на тропу. Дошли до слияния двух ледников, дальше тропа на моренах исчезла и для дальнейшего передвижения пришлось бы уже спускаться на основное тело ледника. Мы этого делать не стали, т.к. ничего принципиально нового там бы уже не увидели, а основной целью этой вылазки я ставил разведать оптимальный путь прохода по леднику на запад, что мы с Артемом уже по сути выяснили. Позавтракали обледеневшей картошкой и двинули назад, теперь уже все время по тропе.
К моменту нашего возвращения Лонак напоминал томный южный курорт, народ тюленился по лежакам на солнце. Чтобы положить конец моральному разложению, я организовал после обеда построение в касках, и мы дружно выдвинулись в очередную акклиматизационную радиалку на ближайший холм.
Тропа там напрочь отсутствует, но зато есть возможность относительно быстро набрать высоту при минимальном километраже, и виды к тому же хорошие.
Внизу под нами ледник, тянущийся от Канченджанги.
Артему дообеденной радиалки показалось мало, он и сюда тоже забрался.
Поднялись до 5200. Можно бы было и выше, докуда дури хватает, но многим дышалось тяжело, так что решили не злоупотреблять. Да и время уже было не раннее.
Радиалка послужила хорошей встряской для сонных организмов, обратно все вернулись вполне себе в тонусе.
Click to view
Теперь-то мы уж точно были готовы ко встрече с Канченджангой. Ведь прошло 8 дней треккинга, а мы ее до сих пор не видели.
На следующий день вышли пораньше. Все как будто сговорились: вломили с самого порога как очумелые. Я подзадержался зачем-то, потом долго их догонял. Когда пишут про участок от Лонака до Пангпемы, во многих описаниях упоминаются участки оползней. Я почему-то представлял их более протяженными, а по факту там оказался один такой участок, и довольно короткий, проходится за 30-40 минут. Мы брали каски с расчетом как раз на эту часть пути. В общем-то, они тут нужны (на наших глазах не сыпало, но вполне могло бы что-то обвалиться сверху). Были еще небольшие разрушенные участки между Лонаком и Камбаченом, где каски тоже будут не лишними, хотя на моих глазах там тоже не сыпало.
Канченджанга мне чем-то напомнила Аннапурну. В том смысле, что к ней тоже долго-долго идешь, а открывается она лишь из базового лагеря, когда вот она уже, вся перед тобой.
До Пангпемы мы дошли за 3,5 часа (обратно 2,5, если в среднем по больнице). К этому времени солнце уже светило вовсю, а Канченджанга была открыта во всей своей красе. Группа на фоне:
В Пангпеме мы разделились по интересам. Клуб ленивцев-гедонистов рассредоточился по моренам, а шестеро неугомонных, включая меня, полезли вверх по склону холма.
Wedge Peak:
Канченджанга и сползающий с нее ледник:
Там вообще можно подняться почти до 6000, но мы ограничились высотой 5560 по показаниям моего навигатора.
Нам и тут хорошо ))
После спуска у нас даже осталось время на далбат и короткий отдых перед обратной дорогой в Лонак (фото Сергея Леопольдовича):
Обратный путь в Лонак показался каким-то особенно легким, и вроде даже как не мне одному.
Если бы мы не зависали на фотосессии, то, наверное, вообще дошли бы за 2 часа.
Пасангушка:
Судя по всему, ему сейчас "тиксца" (хорошо, по-нашему).
Погода баловала нас до конца дня.
В одно время по долине проползли облака, но в просветах между ними проглядывали горы, а по леднику крались тени, и от этого становилось только красивее.
На следующий день мы сразу спустились из Лонака до Гунзы, и некоторым удалось это осуществить уже к 12 часам пополудни (с перерывом на пиццу в Камбачене).
Но были и такие, кто не торопился :)
А были и такие, кто в реке искупался.
По пути мы встретили небольшую компанию, снимающую фильм (то ли художественный, то ли документальный, было не понятно). А еще в какой-то момент за нами увязалась парочка странных непальцев с обнаженным кукри. Они просто молча шли за нами. Когда мы останавливались, то они уходили вперед, но потом снова появлялись откуда-то сзади. Я не то чтобы чувствовал себя неловко, но был слегка заинтригован их поведением. Хотя, допускаю, что они тоже были заинтригованы моим поведением, т.к., поджидая своих друзей, я во время привалов скидывал рюкзак и выпиливал кубики для книфеля из можжевеловой веточки с помощью мультитула. Непальцы с большим интересом за этим процессом наблюдали. Молча. Я тоже молчал. С непальцами так приятно помолчать, особенно с учетом того, что это так нечасто случается )) Мы лишь понимающе кивали друг другу. Потом они растворились в лесу, и я их больше не видел.
Ах да, и еще одна странная встреча была в этот день. В тот момент я шел по тропе в одиночестве, и издалека приметил красиво одетую местную женщину, идущую мне навстречу. Были мысли ее сфотографировать, но что-то остановило. Она меня тоже заприметила издалека и заранее радостно улыбалась, а подойдя, поздоровалась за руку, что не характерно для непалок. Тоже молча, кстати. Потом меня догнали Аня и Кирилл, и выяснилось, что с ними она тоже здоровалась за руку, причем вокруг Ани даже пыталась покружиться, от чего та чувствовала себя не вполне комфортно. У меня от встречи осталось скорее хорошее чувство, но с каким-то налетом мистики. Все-таки есть в Непале колдуньи, ох есть...
В Гунзе нас ждал горячий душ, чизкейк и ответ на загадку, сколько чашек чая осталось на голове у хозяина бэйкери после того, как одна из них разбилась. И - да, именно в Гунзе, кажется, произошло исчезновение предмета - фиолетового или зеленого - породившее потом среди нашей группы много домыслов и споров (но это уже проходит под грифом "для служебного пользования").
С продолжением можно ознакомиться по ссылке:
- Часть 3. Перевал Селе Ла и Южный базовый лагерь Канченджанги. .