Западный Кавказ, июль 2016 - фотоотчет, часть 2

Sep 26, 2016 12:54



Продолжаем рассказ про горный поход по Западному Кавказу (июль 2016).

Начало отчета здесь:
- Часть 1. Прогулки по озерам.

Итак, мы уже посмотрели озера Уллукель и долину реки Трехозерная, пройдя перевалы Восточный Уллукель и Длинная Осыпь и сходив радиально на перевал Дырявый и вершину Уллукель-Баши Главная. Далее нам предстоял следующий маршрут: перевал Беляева - альплагерь Узункол - перевал Малый Кичкинекол - перевал Техника Безопасности - долина реки Талычхан - долина реки Чиринкол - долина реки Кубань - перевал Хотютау - ледники Большой и Малый Азау - поселок Терскол.

В этой части я буду использовать также фотографии Лизы Трофимовой с ее согласия, чтобы немного оживить повествование (Лизе удавалось отснять различные яркие моменты).

Утром шел дождь, затяжной и сильный. Выход с турбазы "Глобус" пришлось отложить (мы надеялись, что к обеду дождь прекратится или хотя бы ослабнет). Запланированный график похода позволял нам делать небольшие подвижки в полдня, наверстывая упущенное в последующем.

Делать нечего, попросили у Захары еще хычинов. И, стоило нам их съесть, как дождь стал стихать. Вышли уже после 12, перешли последовательно по мостам реки Нахар, Гандарай и Джалпакол, и стали подниматься по тропе вдоль Джалпакола, не отказывая себе в остановках на отдых, чаепития и поедание бутербродов с паштетом.

Притоки Джалпакола заметно разлились, по камушкам уже не перепрыгнешь:


Сам Джалпакол тоже сильно разлился, и тропа, проложенная очень близко от реки, местами оказалась затопленной. В таких случаях приходилась обходить разливы по осыпным склонам, а осыпь там крупная, и это заметно замедляло передвижение. Зато мы имели возможность любоваться разливами сверху:


Было уже понятно, что дойти к запланированному месту стоянки мы сегодня не успеем, а ночевать где попало тоже не хотелось, поэтому решили встать лагерем в месте удобном и красивом, хотя и находящемся полкилометром ниже.


Пришлось, конечно, немного поразгебать коровьи лепешки (ниже по течению находится кош). Но это того стоило.

Чтобы наверстать упущенное из-за дождя, назавтра было решено вставать в 4 утра и работать до упора, а пока что мы любовались закатными видами:





Ночь выдалась холодная, а это хороший признак. Погода была для нас сегодня особенно важна, день предстоял длинный.

Вышли в 6 утра, как и планировали. Не успели пройти пару переходов, как уткнулись в очередную переправу. После обильных дождей даже небольшие ручьи превратились в бурные речушки. Но ведь нет ничего приятнее, чем закаливающие процедуры по утрам! Именно эта мысль согревала нас со Стасом, пока мы подстраховывали девчонок.

Фото Лизы:


К счастью, вскоре мы вышли на солнечные склоны, да и рюкзак на спине тоже хорошо согревает.


Закладывая в нитку маршрута перевал Беляева, я исходил главным образом из желания посмотреть озера Куршо. И, грешным делом, даже подумывал обустроиться там на ночлег перед перевалом (как программа-максимум в день подхода). Но вчерашний дождь не дал осуществиться этому светлому замыслу, поэтому на озера удалось посмотреть только мельком, и то не всем. Мы остановились на привал чуть ниже нижнего озера, и во время привала я налегке сбегал наверх, чтобы отщелкать эту панораму:


Потом мы еще с парнями посмотрели на озера сверху, во время попытки восхождения на вершину Узловая. Озера красивые, можно отложить в закладки для следующего раза :)

Между тем, зеленые склоны закончились, началась супуха, достаточно нудная, а местами так и просто неприятная, а перевал все не показывался. Точнее, мы его увидели разок ниже на подходе, а потом он все скрывался за очередными перегибами. Казалось: ну вот сейчас, поднимемся на тот приступочек, и откроется седловина. Но за приступочком следовал другой приступочек, на который приходилось взбираться, балансируя на "живых" камнях. Наконец, добрались до снега. К этому моменту в группе стала зарождаться крамольная мысль, что, возможно, Беляев был человеком со скверным характером (иначе, зачем бы называть его именем такой перевал?).


Судя по всему, происходит процесс оглашения ЦУ (фото Лизы):


Показалась таки перевальная седловина:


На перевал мы заползли лишь к 15 часам. И все как один сошлись во мнении, что открывшийся с седловины вид на Эльбрус стоил потраченных усилий:


Перевальная записка. Лиза, помимо обязанностей штатного фотографа, добровольно взяла на себя роль художника-оформителя.


Насчет четырех человек, поднявшихся на вершину Узловая, я в записке погорячился написать. Вот не надо было забегать вперед :) На вершину мы решили "по-быстрому" сбегать вчетвером с парнями, но из снаряги с собой ничего не брали, рассчитывая пройти ногами, если получится. Но, дойдя до ключевого участка, поняли, что без провешивания веревки дальше двигаться небезопасно, и благоразумно решили повернуть назад к ожидавшим нас девчонкам (они тем временем предавались чувственным фотосессиям).



Зато с вершинного гребня открылся вид на озера Куршо:


Фотаемся на перевале на фоне Эльбруса:


Пьем чай из растопленного снега, фото Лизы (зацените Сашину кружечку):


И приступаем к спуску, времени уже в обрез, а нам до темноты еще надо пройти ледник и спуститься до теплых стоянок. С перевальной седловины до выполаживания на леднике пришлось провесить веревку, закрепленную на ледорубе:


Снизу это смотрелось как-то так (фото Лизы):


По леднику на всякий случай двигались в связках, хотя трещин по левому борту я не заметил (они все уходили направо). Пологая часть быстро закончилась, и до следующего выполаживания пришлось осторожно спускаться между скальными выходами по умеренно крутым снежникам:




Наконец, зона снега закончилась. Обнаружился моренный тур и отходящая от него слабо выраженная тропа. Радостно побежав по ней, мы едва не проскочили альпинистские стоянки "Футбольное поле" (я почему-то не ожидал, что мы дойдем до них так быстро, и хотел уже было двигаться дальше вниз, но вовремя одумался).



Лагерь ставили в последнем свете уходящего дня, вершины напротив тревожно полыхали:


Пожалуй, это был самый длинный "рабочий" день за весь поход. 1200 метров набора и 500 сброса, из которых львиная доля пришлась на сыпуху и снег.

Утром выяснилось, что Саша заболел. Пока было не понятно, чем именно: ночью его бил озноб. По дальнейшим симптомам выяснилось, что это все-таки была кишечная инфекция. Так Саше пришлось познакомиться с ципрофлоксацином.

Спуск в долину реки Мырды тоже оказался непростым. Пришлось потратить время на поиски тропы. Тропа нашлась, но потом опять потерялась, и какое-то время мы спускались по крутым травяным склонам, пока снова не вышли на тропу. В довершение ко всему зарядил дождь. К полудню мы благополучно спустились, но Беляев, ей-богу, был человек с тяжелым характером.

Переход через Мырды:


Лиза удачно сфотографировала мостик:


От моста до Узункола дошли примерно за час. Тропа прекрасная, молочная река, зеленые берега.


Прошлое посещение Узункола (2004 год, 12 лет прошло, как же так!) было у меня связано с нежнейшими воспоминаниями. И, естественно, как у человека не слишком высокой душевной организации, это были воспоминания исключительно гастрономического свойства. Дело в том, что тогда в Узунколе я попробовал самый вкусный в своей жизни шашлык. Нет, не думайте, что мы голодали в том походе: раскладка была 600 с лишним грамм, и часть продуктов даже оставалась несъеденной. Просто шашлык был действительно божественный. Группа у нас была большая, 16 человек, и, грешным делом, для нас зарезали целого барана. Как сейчас стоит перед глазами та вакханалия посреди похода: дымящиеся сочные куски мяса, вино по кружкам, раскрасневшийся свежевыбритый Евгений Вадимович, разом скинувший пару десятков лет, и шумная компания благородных донов и доний, толкающих громкие тосты и склоняющих Евгения Вадимовича к проведению дополнительной дневки в этом гостепреимном месте.

Эх, говорят же, что нельзя войти в одну реку дважды! Не довелось нам в этот раз отведать Узункольского шашлыка... Ушло то время. Хотя внеше альплагерь совсем не изменился. И домики чистые, и душ хороший, и в столовой вкусно кормят, и администрация приветливая. Но шашлыка не предложили :)

Остаток дня в Узунколе мы провели в банно-прачечных процедурах, завесив все свободное пространство постиранным бельем на просушку. А наутро повторилась история с турбазой "Глобус": проснулись мы под звуки дождя, и вновь было принято стратегическое решение выжидать :) Выжидали опять до обеда, коротая время за чаем, поеданием сублимированных сырных пельменей (до чего дошел прогресс!) и чтением чужих отчетов. После 12 дождь прекратился, около 13 мы вышли и даже прошли полтора часа без накидок, но тут дождь снова зарядил, а поскольку поворачивать уже было несподручно, да и времени не было, то дальше шли просто под дождем, стараясь не останавливаться надолго, чтобы не замерзнуть.



Они изображают бодрость духа:




Как в давние первобытные времена, грелись друг об друга :)


Несмотря на происки погоды, дошли до запланированного места ночлега (стоянки под водопадом на подходе к перевалу Малый Кичкинекол, или "поляна крокусов"). К этому времени дождь утих.


С этим местом у меня тоже были связаны воспоминания из 2004 года: в тот раз вся эта поляна утопала в цветах, среди которых попадалось и множество крокусов. Сейчас же, судя по всему, здесь едва успел сойти снег и только-только начала пробиваться трава. Ни крокусы, ни другие цветы еще не успели прорасти. Но, к моей великой радости, когда после ужина кто-то из ребят отошел чуть в сторону от поляны, то по боковым склонам было обнаружено несколько еще не раскрывшихся крокусов:


К утру распогодилось, показался Далар:


И колокольчики проснулись:


Выглянувшее солнце даже сподвигло участников на отжимания.




Место, конечно, очень красивое. Можете представить, как оно здесь бывает, когда вся эта поляна утопает в цветах.


Фото на фоне Далара:


Неторопливо идем к перевалу Малый Кичкинекол. Он совсем несложный, и его уже видно отсюда.


Найденный по пути древний реквизит (фото Лизы):


С перевала вновь открывается вид на Эльбрус.




На спуске немного поупражнялись в глиссировании (регулируемом скольжении по снегу в позиции "стоя на ногах"). Получалось не у всех.


Спустившись, расположились на обед прямо на камнях в верховьях реки Чунгурджар, не став спускаться к популярным стоянкам "Аэродором", чтобы не терять высоту перед следующим перевалом.


Пока готовился обед, я сходил разведать потенциальные места под лагерь на подходе к перевалу Техника Безопасности. Удобные площадки обнаружились в получасе ходьбы от нашего места обеда. Туда мы и переместились, а поскольку оставалось еще почти полдня в запасе, то предались заслуженной полудневке. Тем более, что последняя "плановая" полудневка на поляне крокусов была фактически сорвана из-за дождя.

Саша борется с болезнью. Кажется, в этот день ему было уже заметно лучше. Хотя еще вчера приходилось тяжело.


Нельзя подрывать имидж культурной столицы. Чтение - наше все.


А также физкультура и спорт.


Москва также не отстает от Питера в увлечении литературой.


Один Серега знай себе наяривает, камнями швыряется. Но вы не подумайте, он просто уже все прочитал.


Наш "домашний" рододендрон:


Ближе к вечеру была замечена довольно большая группа, движущаяся снизу в нашем направлении. При знакомстве выяснилось, что это та самая группа детей (в сопровождении взрослых, конечно же), которую мы наблюдали еще в начале похода, когда они поднимались на перевал Восточный Уллукель. Сегодня они за день дошли сюда из Узункола, перевалив через Южные Доломиты, а зватра тоже собираются идти Технику Безопасности, причем общую побудку планируют в 3 часа ночи. Вот это дети! Почесав головы, мы решили проснуться хотя бы в 4, надеясь, что ко времени нашего выхода дети уже убегут вперед и протропят нам дорогу :)

Однако утром, поднявшись согласно намеченному плану, мы обнаружили детский лагерь безмятежно спящим. И первые признаки шевеления с их стороны были замечены лишь в 5.40, когда мы уже выходили (да-да, в этот день группа порадовала меня безукоризненными сборами, час сорок - рекорд этого похода!).

Когда бы все единички "Б" были такими же приятными, как Техника Безопасности... Подъем проходит по пологому леднику без трещин, лишь пара коротких участков покруче. Фото Лизы:


В 7.40.  вышли на перевал (фото Лизы).


Перевальное фото:


Так и не дождавшись детей, приступили к спуску. Спуск по снегу, в целом, тоже простой. Лишь в одном месте кинули веревку для подстраховки.


Саша стоит на ледорубе (фото Лизы):


Набрели на стадо яков, поднявшихся зачем-то в снежную зону. Завидев нас, они бросились вниз стремительным галопом. Я думал, сейчас лавину спустят :)


Достаточно быстро спустились до "зеленки". Вскипятили чай, остановившись у озерца с видом на Эльбрус.




У Сереги свои ритуалы при заваривании чая:


После чаепития перед нами встала диллема, как спускаться дальше. Дело в том, что в итоге нам требовалось перейти на правый берег реки Талычхан. По описаниям, в нижнем течении Талычхана имеется мост. Но после обильных дождей уровень воды в реках настолько поднялся, что мы опасались, как бы этот мост не смыло. Поэтому я склонялся к мысли перебродить реку в ее верховьях, где истоки реки еще не успели слиться в один большой поток.

Пока я ходил просматривать путь спуска в верховья реки, девчонки устроили фотосессию среди цветочков (снимок с фотоаппарата Лизы, автор мне неизвестен):


В нужном нам месте был обнаружен проход по бараньим лбам. Там даже кто-то сложил тур (видно, не мы одни воспользовались этим вариантом спуска). На небольшом участке потребовалось провесить 10 метров веревки, остальное легко проходится по скальным полкам.


Переправа через истоки Талычхана запомнилась, наверное, всей группе. В глазах у девочек читалось такое явное нежелание заходить в воду :) Но пришлось. Фото Лизы:


Стас пробовал перелететь реку по воздуху, но гравитация оказалась сильней. Женя пыталась принести в жертву треккинговую палку. Саша вознамерился исследовать форватер. В общем, было весело. Потом мы еще минут 20 бодро хлюпали водой в ботинках, пока не перебродили все оставшиеся истоки, уже менее бурные.

Наконец, справившись с задачей дня, вылили воду из ботинок и расположились на обед.

Дальнейший спуск по правому берегу Талычхана напоминал хождение по райским кущам, с той лишь разницей, что шли мы по альпийским лугам.



Однако, пройдя полпути, уперлись в скальные прижимы, к которым вплотную подступала разлившаяся река. Пройти этот участок по воде было нереально, сразу же унесло бы. Я отправился смотреть обход поверху, а когда вернулся, то ребята уже обсуждали план захвата пасущихся неподалеку лошадей для переправы верхом. Лошадей мы все же пожалели, обход по верхам занял лишние полчаса, а дальше тропа уже становилась шире и натоптанней, пока не превратилась в "лесовозную" дорогу. Кстати, внизу действительно был обнаружен мост через Талычхан, но лишь через основной его рукав, и мы порадовались, что перебродили реку выше, поскольку второй рукав Талычхана превратился после дождей во вполне серьезное самостоятельное препятствие.

Мост через Чиринкол, к счастью, оказался на месте. По нему мы перешли на левый берег Чиринкола и вскоре разбили лагерь в первом удобном месте. Приближались сумерки, денек тоже получился насыщенным, почти как на Беляева.

Вечером - костер. Люблю.


Впереди у нас значился только один последний перевал (Хотютау), но расслабляться было еще рано, т.к. в день подхода под перевал нам предстояло "прогнать" по долинам более 20 км. Погода на оставшиеся дни утвердилась устойчиво солнечная, но теперь уже не все радовались этому, ибо жара по низам многими переносится достаточно тяжело. Без запомнившихся происшествий (разве что встреча "карандашиков" с пограничниками) спустились в долину Кубани, и уверенно двинули наверх по хорошей дороге, ведущей к Ворошиловским кошам.



От жары спасались самым незатейливым способом:


По дороге, кстати, догнали группу детей, уже знакомых по прошлому перевалу. Оказалось, что у них мальчик подвернул ногу, поэтому на перевал Техники Безопасности они сходили радиально неполным составом, а потом ушли вниз по кратчайшему пути (долина Чунгурджара). Тем не менее, сейчас они тоже двигались к перевалу Хотютау, и Ильюша (так звали пострадавшего мальчика) стойко вышагивал под присмотром взрослых.

У Ворошиловских кошей мы отметились на погранзаставе и познакомились с добрейшими пограничниками, которые не только выставили нам десяток бутылок питьевой воды, но еще и зазывали в столовую пообедать.

После погранзаставы дорога заканчивается, и начинается тропа, которая вскоре сворачивает в нужное нам ущелье Уллукам. Как я потом уже позже узнал, где-то по пути Саша наступил на гадюку, будучи при этом обутым в сетчатые тапочки. Гадюка, видимо, не прельстилась кровью, испорченной ципрофлоксацином :)

А сколько там было чабреца, боги мои. До сих пор жалею, что не набрал. Понадеялся, что выше еще будет.

Вновь показался Эльбрус, хотя мы даже не сразу поняли, что это он:



В верховьях долины - пояс скальных бастионов:


С видами на всю эту красоту мы и разбили лагерь.


И остаток дня любовались закатными красками.






На перевал Хотютау можно выйти двумя путями: прямо по низу долины, либо в обход через боковой отрог. Мы избрали второй путь, и не пожалели, т.к. он более видовой. Эльбрус, конечно, доминирует.








На фоне перевальной седловины:


В этот день мы опять неоднократно пересекались со ставшей уже почти родной детской группой. Они выбрали тот же путь, что и мы. Надо бы было их хоть сфотографировать, что ли.

На подходе к перевальной седловине:


Перевальное фото:


Идолопоклонническая перевальная записка:


Портрет художника-оформителя:


И далее настало "время ледника". От ледника у всех остались разные впечатления :) Кто-то с ним подружился, а кто-то поссорился. Снег, действительно, раскис к полудню, и иной раз ноги по колено уходили в жидкую кашу. Но, на самом деле, снега было не так уж много. Проходи мы здесь двумя неделями раньше, наверняка увязли бы по пояс.

Движение в связках:


Морена, разделяющая ледники Большой и Малый Азау:


Устремившиеся к обеду:


А вот детей в этот день оставили без обеда, призвав на выручку шоколадки. Было даже немного неловко, когда их стройной колонной прогнали мимо наших дымящихся котелков. Вспоминаю себя в этом возрасте - есть тогда хотелось каждые два часа.

И снова ледник. Некоторым уже кажется, что он теперь будет бесконечно.


На фоне Эльбруса:


Кстати, можно было даже различить движущиеся точки альпинистов на Косой полке.

На леднике Малый Азау пришлось полавировать среди трещин.







И вот, вроде бы, ледник пройден. Дальше по моренам к Эльбрусскому озеру, и можно немного расслабиться.




Наступает самое красивое предзакатное время.


Спускаемся к месту ночлега у озера, а на заднем плане видна канатная дорога и станция "Мир":


Конец трудового дня (фото Лизы):


Последняя ночь в палатках:


Палатки детей, остановившихся по соседству:


Заключительное дежурство.


И заключительная промывка кошек. Больше они не понадобятся в этом походе.


Ледопады играют в вечернем свете:




В озерной глади растворяются льдины и облака.


А над станцией "Мир" прогорает закатное облако.


На следующий день мы к обеду добрались до Терскола, но этот путь уже не представляется особо интересным.


В Терсколе провели еще ночь, сняв целиком верхний этаж частного гостевого домика. Побродили по окрестностям, сходили на Чегетскую поляну, вкусили прелести местных ресторанчиков. А на другой день уехали в Пятигорск, где провели еще полдня, плотно познакомившись с бытом Лермонтова, градообразующими скульптурами, знаменитым пятигорским мороженым и не менее знаменитой минеральной водой. Да, и праздник шашлыка, наконец-то, удался:


Поскорей бы, что ли, следующее лето.

.

горный туризм, Западный Кавказ, горы, Кавказ

Previous post Next post
Up