Ещё года четыре назад на могиле М.А.Энгельгардта лежала плита (как и на соседней могиле незадолго до того скончавшегося В.И.Яковенко), подлинная надпись была с твёрдыми знаками. Поразил новодел: могилки для бедных с "дощечками". Куда сбежали плиты с мемориального кладбища, остаётся догадываться. Заступиться за покойника некому. Похоже, дух наживы и через век после смерти продолжает мстить теоретику максимализма, к тому же автору "Очистки человечества". На большом фото на переднем плане памятник великому геологу (и активному участнику 1905-07) Лутугину, позади него "новенькая" могила М.А.Энгельгардта, а слева от неё В.И.Яковенко.
Подлинную интеллектуальную и политическую биографию Михаила Александровича ещё предстоит написать. Человек столь многогранный, что описания знавших, либо изучавших его с одного определённого ракурса как будто написаны о разных людях. Приведённые ниже некрологи из "Школы и жизни", возможно, верно описывают характер, но ошибаются в деталях и тоже смотрят с одного угла. Пока что лучшее, синтетическое описание биографии М.А. сделано в академическом издании "Писем из деревни", хотя автор, естественно, писала об отце - Александре Николаевиче, а детям могла посвятить лишь несколько страниц... М.А. - человек, который в подцензурной книжке 1890-х годов ("Письма о земледелии") с критикой Струве умудрился Эзоповым языком, но весьма прозрачно, логично и убедительно предсказать в России социалистическую революцию, теоретик максимализма в начале 1906, создатель и фактический издатель "Известий крестьянских депутатов" (закрывавшихся и возрождавшихся под др. названиями), активный автор эсеровских и максималистских изданий 1906-07 - ряд псевдонимов ещё предстоит раскрыть (напр., "Ниагарский"), вынужденный эмигрировать, несколько лет жить в Финляндии, увы, автор концепции красного геноцида, выделивший категории и подсчитавший процент населения, подлежащего уничтожению для необратимости победы революции (теоретическое обоснование и уменьшенные проценты приведены в "Очистке человечества")... Всё это помимо огромного количества переводов и собственных статей и книг по научной тематике... Любивший Энгельгардта В.М.Чернов в огромной статье против максимализма обошёлся намёками, не стал раскрывать настоящее имя "Ив. Павлова" и авторство ряда горьких замечаний post factum ("Что народ? Фефела"). Более откровенно, но столь же уважительно Чернов писал уже в 20-е, спустя эпоху после смерти Энгельгардта.
Оценок и прогнозов Знгельгардта последних лет жизни мы не знаем. Если в архивах сохранились какие-то зацепки, надо бы внимательно их изучить. Полагаю, написание правдивой, не ретушированной, не модернизированной интеллектуальной биографии этого незаурядного и скромного человека было бы делом весьма полезным. Для всех, независимо от взглядов. То же относится и к иным давно забытым нестандартным левым интеллектуалам, в частности, другому теоретику максимализма 1906-07 С.Я.Светлову, но особенно и прежде всего к прозорливцу Леониду Эммануиловичу Шишко (похоронен в Париже в январе 1910 "рядом с могилами Лаврова и Гершуни", уцелели ли они?)