1995

Dec 24, 2008 19:31


По случаю активизации на ниве ШЧННО меня стали накрывать воспоминания о собственном ЧГКшном детстве. В отличие от нынешних детей, которые имеют довольно широкий набор турниров, а кто-то даже и тренеров, ситуация в середине 90-х была просто песец. Трехдневный чемпионат Клуба раз в год и один тренер на всех, причем на тренировки приходилось ехать через полгорода. Поэтому мое ЧГКшное детство не слишком богато турнирными баталиями и регалиями. 
Начну с того, что долгое время учился я так себе, практически ничем не интересовался, в общем, являл собой крайне заурядный экземпляр учащегося ну очень средней общеобразовательной школы №54. И вот в зимние каникулы 1994/95 учебного года, когда 1 канал показывал детский «Брейн-ринг», мне вдруг пришла мысль вида «Я тоже так хочу». Мысль оказалась на редкость привязчивой, и с началом третьей четверти я принялся за ее осуществление. Заодно я решил, что знаток обязан хорошо учиться и не должен ругаться матом. Первого мне удалось достичь сравнительно легко (Вот она - мотивация! Вот она - прикладная польза ЧГК!), а вот борьбу с матом я, похоже, проиграл ;-)

Ранее мне доводилось слышать о проводимых в городе серьезных турнирах по брейну и ЧГК, а значит, появлялась задача найти тех, кто эти турниры проводит. Поскольку дело было в январе 95-го, и в сознании еще оставались отдельные стереотипы советских времен, я, поразмыслив, направился в бывший Дворец Пионеров. Понятно, что ни о каком «Брейн-ринге» большинство тамошних работников и не слыхало, так что меня просто переправляли по цепочке от одного массовика-затейника к другому. И тут свершилось чудо: последняя допрашиваемая мной тетя сказала, что мне надо идти… во 2-ю школу, а не туда, куда вы подумали.

В ближайшую же субботу местоположение указанного объекта, называемого ныне «Русской гимназией», было обнаружено, правда, вояж, по большому счету, пропал зря, так как там пятидневная учебная неделя. Так что в среду я смело забил на УПК и, прихватив приятеля Диму Гущина (который в будущем сыграет значительную роль в короткой жизни команды «Надежда Нижнего»), поехал через полгорода навстречу собственной судьбе. В учительской нам «сдали» историка Наталью Юрьевну Попову, и, дождавшись у нее «окна», мы прямо заявили, что нас шестеро, и мы хотим играть. Ответ был неожиданным: нам предлагалось приехать в следующий вторник в полном составе, и ничего страшного, если при этом нас окажется девять. Мозг рисовал ужасные картины расправы с выскочками (т.е. нами), но глаза страшатся, а руки - крюки, и команду мне к назначенному дню собрать удалось. Для этого пришлось провести мини-викторину в классе (какой маразм!!!) и задействовать немногочисленных знакомых в сильных школах.

Вот они - люди, с которыми я вошел в мир Игры: Дмитрий Гущин, Игорь Кацович и Евгений Ключев (все - шк. 54), Тимофей Гладков (шк. 24), Светлана Мясникова, Артем Черневский и Михаил Сорокин (все - шк. 40). К лету я потерял троих, а в наши дни из них не играет никто, но, тем не менее, я благодарен всем им за поддержку моей авантюры.

Но вернемся к 7-му февраля 95-го. Ожидаемой экзекуции не произошло. Наталья Юрьевна  нас посадила в круг и рассказала, что есть ЧГК телевизионное и есть спортивное (тогда, если не изменяет память, было употреблено слово «боевое»), и что не все так просто: мало быть умным и сидеть в кругу, но надо еще и кучу навыков приобрести. Потом мы поиграли в цепь ассоциаций и пробовали обсуждать без лимита времени несколько реальных вопросов. Наталья Юрьевна, наблюдая это тормозное безобразие, наводила нас явными и не очень подсказками на правильный ответ. Итогом первой тренировки явилось утверждение, что потенциал у нас есть. И еще нас заставили читать главные на тот момент источники вопросов: словарь иностранных слов и греческую мифологию. Надо ли говорить, что единственным идиотом, который это сделал, был я :-)

Вторая тренировка оказалась последней в полугодии. Нам порекомендовали чаще собираться самим, и самим писать себе вопросы. Здесь-то и проявил себя Дима, предложивший собираться у него, благо было где. Вопросы, поначалу, писали многие (даже гениальный раздолбай Гоша), но к лету число постоянных авторов сократилось до двух: компанию мне составлял штатный эрудит Миша Сорокин.

Как легко предположить, лето команда пережила. Только вместо восьми нас осталось пятеро. Вот так впервые нас накрыла проблема состава. Учитывая, что на НОРМАЛЬНЫЕ тренировки надо было ездить почти до Московского вокзала, найти шестого было не так-то просто. Не забывайте, мы еще были школьниками, да еще и выпускного класса. Миша попробовал завербовать своего друга Сергея (фамилию, видимо, не вспомню уже никогда). Тот неплохо проявлял себя на позиции генератора, но не смог заинтересоваться игрой, и мы его потеряли.

Меж тем, у команды наблюдался прогресс. Три-четыре вопроса из 12 мы брали стабильно. Периодически подбирались заветному рубежу 50%. А ведь это были не специальные детские вопросы, а самые обыкновенные, расчитанные на взрослую команду (не факт, что тогда вообще писались детские вопросы). Роли в обсуждении также начали вырисовываться. Генератором стал Женя Ключев, а позиции эрудитов-критиков заняли Миша и Гоша. Дима за уникальный процент орфографических ошибок и нелепых версий был назначен пожизненным кондуктором, а мне от безысходности пришлось стать капитаном. Видит Б-г, я этого не хотел.

А тем временем не прекращались поиски шестого игрока. Однажды, где-то ближе к середине октября, Гоша подошел ко мне на перемене и рассказал, что прошлым вечером у пивной задавал вопросы с последней тренировки одному из своих друзей, и тот взял три, не взятых нами. Это впечатлило. Решили немедленно ангажировать способного юношу. Так в нижегородском ЧГК появился Олег Соколухин. Он быстро пришелся ко двору в тогда еще безымянной команде, выполняя самые разные игровые функции.
Многие, игравшие со мной в ЧГК, задавались вопросом, почему я всегда снимаю часы и ставлю их перед собой. И вот, наконец, пришла пора рассказать об этом варварском обычае. Дело было так: как-то сама собой у некоторых из нас появилась привычка залезать на стол во время обсуждения. Наталья Юрьевна неумолимо пресекала попытки взгромоздиться на означенную мебель, но желание выпендриться хоть чем-то в отсутствии результатов, свойственное многим начинающим командам, покоя нам не давало. И тогда Олег предложил снять всем часы и положить в центр стола: это не только заметно со стороны, но и функционально, так как можно время обсуждения отслеживать. Конечно, чушь полная, ибо или ты обсуждаешь (и полностью поглощен игрой!), или за временем следишь - вместе никак. Осознание этого пришло с опытом. С опытом же ушло стремление к пустому эпатажу (зато стало стабильно приходить состояние гона), но традиция снимать часы у меня осталась как память о первых шагах в мире игры.
В начале ноября мы получили боевое крещение. Уже не знаю, было ли оно запланированным или же все вышло случайно, но, придя вчетвером на тренировку, мы обнаружили в классе помимо наставницы еще и двух игроков команды Бориса Фрейдкина. Так что играли брейн. Мы победили 4 : 2 на пятнадцати (?) непростых вопросах.… Тогда я впервые убедился, что многие вопросы берутся в стиле известной цепочки «если коробка квадратная, то в ней что-то круглое; если круглое, значит, оранжевое; ну а если оранжевое, то точно апельсин». Примерно так - через «Слово о полку Игореве» - был взят вопрос о «Чайке» и МХАТе :-)

Если это была «проверка на вшивость», то мы ее, определенно, прошли. А вскоре состоялась моя первая публичная игра. Накануне Нового 1996 года в «М-Клубе», что на улице Панина (бывший Дом пионеров Советского района), были намечены показательные выступления лучших команд Нижнего Новгорода, и, понятное дело, для контраста предлагалось поучаствовать местной команде. Один из завсегдатаев «М-Клуба» - Саша Солодеев - к тому моменту уже принял участие в нескольких тренировках моей команды, и оную команду стал в «М-Клубе» пиарить. Так что у нас появлялся шанс показать себя. Однако, руководство «М-Клуба» допустило в состав только двоих легионеров. Команда делегировала Мишу Сорокина и меня.
По странному стечению обстоятельств, снова был вторник. Играли по тогдашним правилам «элитарки»: с волчком, деньгами (жаль, что бутафорскими :-) и ставками. Сначала выиграла команда Анны Безман, затем форменный разгром «телезрителям» устроил сильнейший коллектив города НН (к своему стыду не помню ни названия, ни капитана), а затем пришел черед повеселиться, и за стол сели мы. Первый блин вышел не то чтоб уж совсем комом, но уж точно плоским он не был. Жестоко тормозили, дергались и проиграли 4 : 6; причем мы с Мишей взяли на двоих три вопроса. Ну а завершала игровую программу команда Бориса Фрейдкина, тоже победившая. Запомнился комментарий Анны Безман: «Да еще бы Фрейдкин не выиграл - у него вся команда еврейская!»

Несмотря на слив, награда нашла героев: на следующий день в профкоме ВВАГС команде «М-Клуба» приватно вручили билеты на новогодний вечер в ТЮЗ-е.

ЧГК-летопИсь

Previous post Next post
Up