Китай испытывает цифровой тоталитаризм
К 2020 году китайские власти планируют оснастить страну 626 миллионами камер видеонаблюдения. Эти камеры, среди прочих средств, будут обеспечивать базу данных государственной "системы социального кредита".
Эта система, которая должна быть завершена через два года, присвоит каждому китайскому гражданину соответствующую оценку в реальном времени, в зависимости от его социального поведения. Например, оценка человека, зафиксированного видеокамерой при переходе дороги вне зебры, будет понижена.
Чиновники, безусловно, надеются уменьшить таким образом переходы в неположенном месте, но их амбиции идут гораздо дальше. Они также хотят побудить граждан уважать политические требования Коммунистической партии. Короче говоря, правительство, похоже, решило создать то, что The Economist назвал "первым цифровым тоталитарным государством в мире".
Эта система социального кредита, после её усовершенствования, скорее всего будет распространена и на иностранные и негосударственные предприятия.
В настоящее время задействовано более десятка государственных "чёрных списков", и по меньшей мере, три десятка городов экспериментируют с системами оценки социального кредита. Некоторые из этих систем потерпели неудачу. Другие, такие как в уезде Жунчэн в провинции Шаньдун, считаются успешными.
В Жунчэн, каждому резиденту предоставили 1000 очков и, в зависимости от эволюции его оценки, он классифицируется от A +++ до D. Система оказала значительный эффект: невероятно для Китая, но автомобилисты стали останаваться на пешеходных переходах.
Водители уступают дорогу пешеходам, потому что жители этого города "приняли", как указывает журнал Foreign Policy, систему социального кредита.
Некоторые местные лидеры настолько увлеклись системой, что стали внедрять микро-рейтинги в школах, больницах и жилых районах. Разумеется, системы социальных кредитов отвечают потребности, которую люди в других обществах считают естественной.
Но может ли социальный кредит, который работает на уровне городской агломерации, распространиться на весь Китай?
По мере распространения технологий и баз данных, небольшие экспериментальные программы и списки угрожают объединиться в одну государственную систему. Правительство уже начало развёртывать свою "Совместную операционную платформу", которая объединяет данные из различных источников, таких как камеры видеонаблюдения, проверки личности и "снифферы Wi-Fi".
Как будет выглядеть конечный продукт? "Это не будет единая унифицированная платформа, куда достаточно ввести идентификатор, чтобы получить единственный трёхзначный балл, который останется до конца жизни", - замечает Foreign Policy.
Несмотря на уверенность, проявленную журналом, именно такая унифицированная платформа, по-видимому, является целью китайских чиновников. Некоторые из них не скрывают: "речь идёт о том, чтобы людям, получившим достаточное количество баллов в системе социального кредита, было бы позволено передвигаться везде, тогда как дискредитированным осложнить малейшее передвижение".
Эта картина не преувеличена. Чиновники помешали Лю Ху, журналисту, сесть на самолёт из-за его низкого балла.
"Global Times", таблоид группы "Жэньминь жибао", органа Коммунистической партии Китая, сообщил, что в конце апреля 2018 года власти заблокировали 11,14 млн. рейсов и 4,25 млн. поездок на высокоскоростных поездах.
Китайские чиновники используют списки, чтобы контролировать не только поездки воздушным или железнодорожным транспортом.
"Я не могу купить квартиру. Мой ребёнок не может пойти в частную школу" , - говорит Лю. "Список взвешивает каждое ваше действие".
Система даёт коммунистической партии возможность контролировать поведение, используя кнут и пряник.
И её конечная цель грозит оказаться беспощадной.
Ху Юньчунь, бывший заместитель директора Исследовательского центра по развитию при Государственном совете, заявил на симпозиуме в Пекине в мае, что система социального кредита должна управляться, чтобы доводить "дискредитированных до банкротства"
Не все чиновники столь мстительны, но, как заметил Чжи Чжэньфэн из Китайской академии общественных наук, все они считают, что "дискредитированные люди должны быть наказаны".
Президент Си Цзиньпин, арбитр в последней инстанции, дал понять, что реабилитация не включена в систему. "Лишённый доверия один раз, будет ограничен постоянно" - сказал китайский лидер.
Что будет со страной, в которой только людям, поведение которых считается приемлемым, разрешено садиться в самолет или получать социальные пособия?
Никто точно этого не знает, потому что ни одно правительство ранее не имело возможности оценивать и ограничивать в реальном времени каждого гражданина.
Никогда еще в Китайской Народной Республике правительство не составляло столь подробных досье и баз данных, которым компьютерная мощь и искусственный интеллект предоставляют чрезвычайные возможности.
Пекин находится в процессе расширения системы социального кредита, созданной для лучшего контроля, начиная от отечественных предприятий до иностранных. Напомним, что в этом году китайские лидеры вынудили глобальную индустрию туризма - гостиничные сети и авиакомпании - интегрировать Тайвань в Китайскую Народную Республику.
Они продемонстрировали свою решимость запугивать и наказывать. Как только система социального кредита начнёт функционировать в Китае, не потребуется почти никаких усилий, чтобы включить некитайцев в эту систему и распространить технологический тоталитаризм Си на весь мир.
В либеральных демократиях полагают, что новые технологии обладают тоталитарным потенциалом.
Верно также, что авторитарные режимы, те, которые не признают права на неприкосновенность частной жизни, будут без колебаний собирать, анализировать и использоватьть данные, которые могут быть очень полезны для приложений искусственного интеллекта. Демократическое правительство, конечно, тоже может составить список лиц, которым оно бы хотело запреть летать самолётом, но никто не осмелился мечтать о системе социального кредита, подобной тому, которую собирается внедрить Си.
Китайские лидеры, долгое время одержимые тем, что Цзян Цзэминь назвал в 1995 году "компьютеризацией, автоматизацией и наблюдением", находятся только в начале своего пути. Учитывая информационную мощь, которую они накопили сегодня, они смогут сделать неповиновение практически невозможным.
Технология может даже сделать либеральную демократию и рыночную экономику "устаревшей", пишет Юваль Ноа Харари, профессор Иерусалимского университета, в издании The Atlantic. "Главная помеха авторитарным режимам в XX веке - стремление сосредоточить всю информацию и власть в одном месте - может стать решающим преимуществом в XXI веке", - пишет он.
Технология даёт однопартийному государству, такому, как Китай, возможность эффективно подавлять народ. Доказательством этого является система социального кредита.
Однако есть основания полагать, что китайские коммунисты собираются перейти черту.
Эксперименты с системами социального кредита показывают, что чиновники являются их собственными врагами.
Система социального кредита в округе Суйнин провинции Цзянсу закончилась неудачей:
"Граждане и государственные СМИ раскритиковали систему за её несправедливые и произвольные критерии. Партийная газета даже сравнивала систему с сертификатами "хорошего гражданина", которые выдавались японскими оккупантами во время войны".
Система городского уезда Жунчэн была более успешной, поскольку её цели были относительно скромными.
Си Цзиньпин не будет таким застенчивым, как чиновники Жунчэн. Он убеждён, что партия должна иметь абсолютный контроль над обществом и что он должен осуществлять абсолютный контроль над партией. Маловероятно, что государственная система социального кредита, которая сейчас разрабатывается, не будет включать в себя политические критерии. Власти Китая уже начинают использовать искусственный интеллект для прогнозирования поведения антипартийного поведения.
Си Цзиньпин часто представлен как авторитарный лидер. Но в действительности, с контролем а ля Мао, который он хочет использовать во всех аспектах китайского общества, он возвращает Китай к тоталитаризму.
Вопрос в том, захотят ли китайцы, всё больше стремящиеся освободиться от ограничений, которые налагает на них партия, принять глобальное воззрение Си.
В последние месяцы многие люди выходят улицы: водители грузовиков протестовали против налогов и растущих цен, военные пенсионеры требовали повышения пенсии, инвесторы заблокировали административные здания, чтобы вернуть деньги, которые у них отняли, мусульмане окружают мечети, чтобы помешать их разрушению, родители протестуют против бедствия фальшивых вакцин ... Китайские лидеры считают, что их система социального кредита задавит в зародыше все эти проявления и другие выражения недовольства.
Будем надеяться, что китайский народ не опустит руки.
Учитывая амбиции Коммунистической партии, каждый, будь он китаец или нет, заинтересован в провале цифрового тоталитаризма в Пекине.
Гордон Чанг
Перевод с французского Юлии (Juma33)