Бат Йеор: битва за правду..
![](https://ic.pics.livejournal.com/spiderlog/29823370/456832/456832_original.jpg)
Я знаю Бат Йеор почти 30 лет. Наша первая встреча произошла в конце 1980-х годов во время конференции, организованной Ассоциацией Франция-Израиль и её тогдашним президентом Мишелем Дармоном.
В то время она была на пике своей карьеры историка и ещё не достигла международной известности, которая принесла ей её самая известная книга, название которой теперь вошло в современный политический словарь: Еврабия. Я неоднократно брал у неё интервью о её работе и книгах. Но интервью, которое она дала мне в связи с публикацией её политической автобиографии, отличается от прежних. Бат Йеор согласилась говорить не только о предметах своих книг, но и о своём интеллектуальном и личном пути, и о своей жизни рядом Давидом Литтманом, её мужем, который умер шесть лет назад.
Бат Йеор принимает нас в своём доме на берегу Женевского озера, в Швейцарии, где она живёт несколько десятилетий. Наш разговор прежде всего заходит о личности и деятельности того, кто разделил с ней её жизнь и борьбу, Давиде Литтмане.
"Давид посвящал очень много времени моей работе над книгами. У него были методы, приобретённые в университете. Моя же манера писать была более импульсивна. Он контролировал мои источники. Он не позволял мне публиковать без его одобрения... Мы не всегда придерживались одинаковых мнений. Он прочитывал мою работу и давал мне книги, статьи, которые меня заинтересовали бы, но которые у меня не было времени искать".
Сотрудничество между Давидом и его женой было не только интеллектуальным. История их любви, деликатно переданная в автобиографии Бат Йеор, также является историей мужества и приключений, потому что Литтман не был историком, замкнутым в библиотеках и архивах, он был настоящим путешественником.
"Мы провели три месяца в Азии. Давиду хотелось отправиться из Индии в Афганистан, но я была слишком больна, и он сдался. Через много лет, и с образованием семьи, Давид отказался от своей авантюрной жизни, чтобы жить со мной".
- Он заменил вкус физического приключения вкусом интеллектуального приключения?
"Он был человеком действия, даже больше, чем интеллектуалом. Я очень жалею, что не написала книгу об операции в Марокко - "Operation Mural".
После этой операции, в ходе которой Давид и Бат Йеор организовали тайный вывоз еврейских детей из Марокко в Иерусалим, Израиль предложил ей новую миссию в Джербе, но Давид, после тщательного размышления, отказался.
"Мы добровольно организовали помощь еврейским детям Марокко, желая совершить мицву, но по окончании, мы хотели завершить наши исследования".
Затем мы затронули отношения между Литтманом и Бернардом Льюисом, известным американским ориенталистом, который недавно умер в возрасте 102 лет.
Бат Йор критически высказывается о работах Льюиса, особенно из-за его отношения к геноциду армян (Льюис оспаривал геноцид армян, приняв более или менее турецкую версию геноцида ).
"Когда я читала книги Льюиса, я обнаруживала в некоторых областях ошибки и обобщения, несмотря на его огромные знания и эрудицию".
Бат Йеор подчёркивает отказ Льюиса от общей концепции (изобретателем которой она является) диммитьюдства - то есть положения, общего для всех народов, покорённых джихадом и управляемых шариатом. У него было очень снисходительное мнение об этом положении.
Я спрашиваю её, как она объясняет такое отношение со стороны всемирно известного ученого.
"Может быть много причин. Любовь, которую мы испытываем к цивилизации, которую изучаем. Профессиональные интересы, политическое благоразумие. И особенно параллель с Холокостом, беспрецедентно чудовищным. Льюис заинтересовался религиозными меньшинствами гораздо позже меня. Он был скорее специалистом в оттоманской цивилизации, тюркологом. Это другая сфера. Что касается меня, мне посчастливилось быть независимой. Я понимаю сомнения тех, кто боится потерять работу".
За кажущейся снисходительностью едва скрывается очень резкая критика Льюиса и других учёных, у которых не было интеллектуальной смелости Бат Йеор.
Затем мы говорим о наиболее спорной из её работ, о Еврабии - теме её наиболее знаменитой книги, и до сих пор очень актуальной.
В своём интервью в 2009 году она определила Еврабию следующим образом: "Это новый континент, который находится в процессе возникновения, континент гибридной, арабо-европейской культуры. Европейская культура в её иудео-христианских основах неуклонно ослабевает и исчезает, заменяясь новым симбиозом, исламско-христианским".
Я спрашиваю её, видит ли она эволюцию в этом отношении по сравнению с 2009 годом.
"Сегодня правительства опасаются восстания своих народов. Потому что теперь народы видят результаты их решений ... И они противятся политике Еврабии. Но нелегко изменить идеологию и её правительственные структуры, насаждаемые в течение четырёх десятилетий".
Мы также касаемся актуальности Еврабии в связи с недавним судебным процессом против историка Жоржа Бенсуссана, жертвы "судебного джихада" (он только что был освобождён Апелляционным судом Парижа).
Бат Йеор : "Бенсуссан был идеальной целью. Он сам и его работа были под прицелом именно с помощью этого процесса".
Затем, мы переходим к диммитьюдству, центральной теме работы Бат Йеор, которая была предметом её первой книги "Зимми", первоначально опубликованной в 1980 году (и недавно переизданной во Франции).
"Мой первоначальный проект состоял в том, чтобы написать о положении евреев в арабских странах. Я встречалась со множеством евреев, изгнанных из своих стран, и я брала у них интервью. Мне предложили стать одним из основателей WOJAC, международной ассоциации евреев в арабских странах.
Мы все пережили одну историю, преследования, ограбления, изгнания...Именно в ходе своих исследований я открыла для себя суть положения "зиммми", которое стало темой моей книги "Зимми", вышедшей в 1980 году. После публикации книги, ко мне стали обращаться христиане, и я начала интересоваться исламизацией христианских стран, которым я посвятила другую книгу".
- Вы открыли неисследованный пласт мировой истории.
Есть очень хорошие монографии, посвящённые теме исламского завоевания, но всегда с точки зрения победителя... Я поставила себя на точку зрения завоёванного населения, то есть зимми. Именно по этой причине на меня начались нападки - потому что я включила евреев и христиан в одну и ту же концепцию. В то время ни один историк не говорил о джихаде. Этот термин был почти табу, поскольку он противоречил мифу о мирном сосуществовании на земле ислама, который я назвала "андалузским мифом".
"Источником дискриминационных положений диммитьюдства является закон о статусе евреев и христианах-раскольников по каноническому закону церковного и византийского права.
Однако, хотя некоторые ограничения одинаковы, их теологические обоснования различаются в исламе и христианстве, и в некоторых отношениях статус зимми более суров, чем статус еврея в некоторых христианских странах.
Так, европейским евреям никогда не запрещалось выходить обутыми или ездить на лошадях.
Четвёртый Латеранский собор (1215) ввёл для евреев круглый отличительный знак, позаимствовав символ жёлтого колеса у ислама, который веками налагал унизительные отличительные знаки в одежде на евреев и христиан. В исламе евреи и христиане имеют одинаковый статус".
Сегодня мы видим их общую участь в Еврабии, где терроризм (первыми жертвами которого стали евреи) обращается против христиан и против Запада в целом, так же как и диммитьюдство евреев, навязанное Церковью, обернулось против христиан".
В завершение нашего интервью, я спрашиваю госпожу Бат Йеор, думает ли она, что существует надежда на реформирование ислама.
"Это не нам решить. Мы должны высказаться и выбрать политика, который будет учитывать это ... (как делает Виктор Орбан в Венгрии).
Это подтолкнёт многих мусульман задуматься о модернизации ислама, начать действовать в своих странах и среди своих народов".
Пьер Люрса
Перевод с французского Юлии (Juma33)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-18OlIyyXJVA/UcZ8y_-PXQI/AAAAAAAACIc/5-pSbKbo_BY/s136/%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA.jpg )