Победа «канадского Трампа»
Выборы премьер-министра провинции Онтарио превратились в настоящую драму. Пятнадцать лет эту важнейшую провинцию Канады, ее финансовый и технологический центр, возглавляли либералы. Они щедро распоряжались не своими деньгами, умело превратив провинцию в банкрота. В настоящее время дефицит составляет $308.2 миллиарда канадских долларов.
При этом правительство не видело никаких иных способ сбалансировать бюджет, кроме как повысить налог на недвижимость и поднять подоходный налог, прикрываясь демагогическими лозунгами: «Отнять у богатых и отдать нуждающимся».
Затем наступила борьба с глобальным потеплением, особенно актуальная в Канаде, как вы понимаете, и поднялись налоги на энергоносители (так называемый налог на углеводороды), чуть не в два раза подскочили тарифы на газ и электричество. Правда, премьер провинции от либеральной партии Кэтлин Винни решила помочь беднякам и подняла размер минимальной заработной платы с $11.60 до $14 в час.
Ликования почему-то не получилось. Цены на товары и услуги мгновенно подскочили. Многие мелкие бизнесы, не выдержав свалившихся на них благодеяний по совокупности, просто закрылись, а люди остались не только без надбавки, но и без работы вообще. Те же работники, которые получали на доллар выше минимальной зарплаты, остались при своем пиковом интересе. Их зарплата фактически уменьшилась на два с половиной доллара, а стоимость проезда на работу резко возросла из-за подорожания бензина, плюс они стали получать фантастические счета за газ и электричество.
Фермеры и вовсе возмутились: сельскохозяйственное производство и животноводство требуют огромных энергетических затрат, ставших для них разорительными.
Недовольство зрело, оно буквально висело в воздухе, сконцентрировавшись до грозовых туч, особенно на автозаправках, где водители, забыв о традиционной канадской вежливости, вслух нехорошими словами поминали налоги на бензин и Кэтлин Винни.
Сама же Винни не нашла ничего лучшего, как обозвать лидера прогрессивных консерваторов Онтарио «канадским Дональдом Трампом». К чести Дуга Форда, он оправдываться не стал, а просто изложил свою программу.
Во-первых, он обещал провести аудит и проверить, на что либералы щедро тратили народные деньги. Надо сказать, этот вопрос волнует многих жителей провинции, по крайней мере, тех, кто платит налоги.
Во-вторых, Форд обещал уволить все руководство электрокомпании Hydro One, умудрившееся коллективно получить в виде зарплаты и бонусов $6 миллионов долларов только за один год. Он также обещал снизить цены на электричество на 12%.
В-третьих, Форд обещал отменить систему дополнительного налогообложения промышленных предприятий за эмиссию углекислого газа, так как речь идет о законе, принятом в провинции, и юридических соглашениях с провинцией Квебек и Калифорнией. Зато он сможет бороться против навязывания провинции углеводородного налога правительством Трюдо. Он последует примеру провинции Саскачеван, обратившейся в федеральный апелляционный суд на предмет конституционности такого налога.
Форд также обещал пересмотреть программу сексуального воспитания школьников, отменить нынешнюю программу до выработки новой, соответствующей возрасту младших школьников и согласованной с родителями. Программа сексуального воспитания младших школьников была принята родителями в штыки, но Кэтлин Винни навязала ее школам. Поэтому именно этот пункт программы встретил огромную поддержку избирателей.
В 2010 году родители и религиозные лидеры возмутились планами либерального правительства об обучении школьников младших классов таким предметам как маструбация, анальный и оральный секс, лубрикация, утверждениями, что принадлежность к мужскому или женскому полу является всего лишь «социальной надстройкой». Возмущение было настолько сильным, что тогдашний премьер провинции Макгинти отложил принятие новой программы на три года. Кэтлин Винни после своего избрания буквально насильно протолкнула программу, разработанную ею в бытность министром просвещения провинции.
В-пятых, Форд обещал прекратить забастовку в Университете Йорк. Забастовщики, лидеры союза студентов магистратуры и почасовиков, при поддержке студенческого союза сорвали весь зимний семестр в университете.
Студенты, надеявшиеся получить диплом весной 2018 года, остались в подвешенном состоянии. Пострадали студенты, живущие вне дома, так как они напрасно заплатили огромные деньги за съем жилья, не говоря уже об оплаченных ими курсах. Форду придется провести закон о прекращении забастовки, и ожидается, что партия новых демократов (старых социалистов) будет чинить препятствия, так как лидеры студенческих союзов представляют электоральную базу НДП.
Распределение голосов в канадской провинции почти не отличается от распределения голосов в Америке на выборах 2016 года. Жители крупных городов - Торонто и Оттавы - проголосовали за левых, пригороды и отдаленные города голосовали за тори. Грубо говоря, количество голосов, отданных за консерваторов, было прямо пропорционально удаленности от центра и расходам на бензин, чтобы до работы добраться.
Разумеется, обитателям социального жилья, специалистам с такими нужными всем дипломами, как политология, экология, социология, антропология, обещания левых экстремистов Кэтлин Винни и Андреи Хорварт (НДП) звучали, как музыка сфер. Дамы буквально соревновались, кто больше и чего наобещает, за счет успешных предпринимателей или тех же выпускников университетов, которые получили дипломы инженеров, программистов и врачей и которые, по плану левых экстремисток, должны были оплачивать безбедную жизнь своих безработных сверстников.
Пресса привычно называет фискально ответственных консерваторов популистами и правыми экстремистами, но популистами и экстремистами являются именно лидеры социалистических партий, обещающие златые горы не за свой счет. Свой счет они как раз берегут и преумножают.
Поэтому умеренно правый Форд выступал против левого и крайне левого лидера. Мы слышали много предвыборных обещаний. Кэтлин Винни ввела бесплатную выдачу лекарств всем молодым людям в возрасте до 25 лет. Помимо увеличения минимальной заработной платы, она обещала сделать детские сады бесплатными с 2,5-3 лет, хотя лицензированных детских садов в провинции не хватает, и на получение лицензии на открытие детского сада или даже нового класса уходят многие месяцы.
Лидер НДП Андреа Хорват решила пойти дальше и обещала бесплатное образование в университетах и колледжах для 250 тысяч выпускников школ, бесплатную раздачу лекарств и лечение зубов для всех, а также ренационализацию электрокомпании на миллиарды долларов.
Безработные социологи и политологи слушали дам, раскрыв рот и уши, выпускники факультетов, где требовалось знание математики, подсчитали, прослезились и пошли голосовать за Форда. Были, правда, и идейные инженеры, голосовавшие за либералов, но, судя по плачевным для либералов результатам выборов, таковых было немного.
В Онтарио самый высокий провинциальный (областной) долг в мире, и эта цифра удвоилась за 15 лет правления левых либералов. Налоги возросли, инвестиции уменьшились.
Результаты выборов Онтарио служат предупреждением для правительства Трюдо, и не только. Они показывают, что надежды американских леваков на некий электоральный «девятый вал», который смоет консерваторов, не оправдываются. В битве между телевизором и холодильником победу одерживает все-таки холодильник.
Виктория Вексельман