Оригинал взят у
juma33 в
Интервью с «Солдатами джихада“: Время работает на насИнтервью с “Солдатами джихада”:
Время работает на нас
Ксавье Кретье, профессор политологии, завершил для Министерства юстиции Франции исследование о процессах радикализации.
Интервью, взятые у заключённых-джихадистов в тюрьмах, легли в основу книги "Солдаты Бога", написанную профессором политологии Ксавье Кретье в соавторстве с Билелем Энином.
Квазиклинический портрет джихадизма.
Прежде всего, вы - иследователь, специализирующийся на проблемах насилия и радикализации в политике, а именно в баскском и корсиканском движениях. Для своей книги "Солдаты Бога" вы собрали высказывания заключённых джихадистов. Нашли ли вы какое-либо сходство со своим старым объектом исследования?
Ксавье Кретье:
Как ни странно, да.
Я часто замечал у этих джихадистов ту же последовательность в дискурсе и идеологическом структурировании, что и в корсиканских и баскских националистах, с которыми мне удалось общаться раньше. Но параллельно, я отметил, что об этом почти не говорится.
В эпоху Красных бригад или терактов, совершаемых организацией ЭТА, СМИ больше внимания уделяли транслируемой картинке- вооружённых мужчин в масках, чем словам этих подпольных активистов.
Сегодня, мы встречаем тот же парадокс: новостные хроники переполнены изображениями джихадистов, подаваемые чуть ли не со снисходительностью, но их речь почти не озвучивается. Либо она считается абсурдной, либо морально неприемлемой.
Такие авторы как Давид Томсон, в своих книгах, конечно, дают возможность услышать жестокие рассказы джихадистов уехавших воевать в Сирию и вернувшихся оттуда. Но там речь больше идёт об их жизни в Сирии.
Будучи исследователем, специализирующимся на насилии в политике, я хотел попытаться нарисовать "идеологическую грамматику" джихадистов.
Итак, при содействии тюремной администрации, мы разослали около 50 писем заключённым. Уже осуждённым и получившим сроки. В ответ, мы, конечно, получили ругательства и оскорбления: для некоторых было немыслимо говорить с "неверными". Но некоторые согласились.
Книга основана на тринадцати интервью, взятых у осуждённых джихадистов.
Среди них нет ни одного раскаявшегося или, по крайней мере, сомневающегося...
Все, с кем мы говорили, полностью подтверждали свою дальнейшую приверженность делу, что, конечно, вызывает недоумение относительно целесообразности проводимой работы по дерадикализации.
Один, который проводит целые дни за чтением Корана и спит на полу, объяснил нам:
"У меня нет никакого желания убивать или ненавидеть Францию, но выйдя из тюрьмы, я буду вынужден делать это, потому что этого хочет Бог".
В общем, я думаю, что они были даже рады обсудить свои идеологические убеждения с нами. Некоторые из них очень интеллектуально структурированы, вопреки расхожей и успокаивающей идее, пытающейся выдать их за безумных идиотов.
Об этом свидетельствуют подборка их книг, обнаруженных в камерах.
Один из довольно влиятельных джихадистов, которого мы посетили, имел очень обширную библиотеку.
"Тоталитарная система" Ханны Арендт, "Надзирать и наказывать" Мишеля Фуко, "Социальный контраст" Руссо, "Левиафан" Гоббса, а также..."Французское самоубийство" Эрика Земмура..и рядом DVD-диски и компьютерные игры с футболом.
Другой был заворожен одним из моих коллег- социологом Франсуа Бюрга, книга которого, по его словам, осветила его жизнь и наставила на путь.
Было также три джихадиста, которые во время беседы размахивали книгой Ханны Арендт о тоталитаризме.
Один её читал и перечитывал, тщательно анализируя отрывки..Другой цитировал нам на память третий том "Истоков тоталитаризма", потому что этой книги не было в тюремной библиотеке.
Большинство из них очень хорошо знают специалистов по радикализации - Хосрохавара, Бюрга. Или Кепеля, которого они все клеймят и поносят.
Дань моде или тренировка, не знаю. Но верно то, что критики Кепеля, которого они считают врагом ислама, были настолько единодушны и сполчены, что это поражало. Также неожиданным было одобрение некоторых тезисов Земмура или Онфре.
Из ваших интервью вы делаете вывод о некоторых совпадениях в различных теориях экспертов по радикализации.
Сегодня есть четыре основных теории, которые оспаривают друг друга. Первая, теория Кепеля, предполагает прямую связь между чтением коранических текстов и насилием. Это вертикальное прочтение, которое рисует прямую линию от Корана до ИГИЛ.
Вторая, это теория Руа, наоборот, горизонтальная.
Он сравнивает джихадизм с другими формами участия в вооруженном насилии: ультралевыми в 1970-х годах, националистическими баскскими или корсиканскими движениями.
Для Руа ислам является вторичным, это просто предлог для радикализированной молодежи.
Третья теория, это теория Франсуа Бюрга. Он выдвигает на первый план идеологическое измерение джихадизма, которое он рассматривает как военно-политическую борьбу, в основе которой лежат процессы, происходящие в странах третьего мира, антиимпериалистическое прочтение.
Четвёртая теория, теория Фетхи Бенсалама, предлагает психоаналитическое прочтение радикализации.
На мой взгляд, распри между ними абсолютно бесплодны, потому что каждый из них по-своему прав.
Да, как говорит Кепель, буквальное прочтение текстов Корана приводит к радикализации.
Да, Руа прав, когда говорит, что существует смертельная притягательность и проводит параллель с прошлыми движениями вооруженной борьбы.
Есть логика в тезисе Бюрга, когда он говорит об идеологической решётке, антиколониализме и антиимпериализме.
Я вспоминаю одного джихадиста, который сказал нам со смехом: "Я отреагировал на империализм. Я имею в виду не Карла Маркса, потому что я мусульманин, но я мог бы быть марксистом в другом мире".
Отрывок из интервью с одним из заключенных джихадистов, из книги Ксавье Кретье и Билеля Энина "Солдаты джихада" . Издательство l’Aube, Фонд Жана-Жореса.
Однажды, когда мы с братом ехали в автобусе, я сказал ему: "Интересно, как будут арестовывать французов, когда талибы будут здесь..".
Он заржал и сказал мне: "Ты думаешь, они будут защищаться, посмотри на них!". И я оглянулся и посмотрел на них, все как один уткнувшихся в свои смартфоны. Они даже 100-метровку не смогут пробежать, рухнут замертво. Что они могут?
Молодые уже не молодые в этой стране, они уже старики. Это не страна бойцов. За что они будут сражаться? За родину? Их родина - Apple! Французский флаг? Да они клали на него! У них не осталось ничего патриотического. Время работает на нас. Потому что мы видим, чем становится французское общество.
Доан Буй
http://tempsreel.nouvelobs.com/societe/terrorisme/20170904.OBS4194/djihadisme-au-parloir-avec-les-soldats-de-dieu.html