В наступившем году Израилю, похоже, предстоит совершить сложнейший политический маневр...

Jan 05, 2016 12:04


В наступившем году Израилю, похоже, предстоит совершить сложнейший политический маневр...
Александр Непомнящий



УУже первые дни нового 2016 года развеяли какие-либо надежды на то, что он сумеет обеспечить Ближнему Востоку хоть немного больше спокойствия, чем год предыдущий. Наоборот стало ясно, что ситуация, вероятно, лишь ещё больше усложнится.

Инициатором стремительной эскалации событий стало Саудовское королевство, сообщившее 2 января о казни полусотни человек, осужденных за террористическую деятельность. Наряду с суннитскими боевиками «Аль-Каиды», часть которых просидела в тюрьме в ожидании исполнения смертного приговора более 10 лет, были казнены и шииты, среди них один из наиболее влиятельных шиитских ближневосточных лидеров шейх Нимр аль-Нимр.

Он был арестован четыре года назад за призывы к реформам в Саудовской Аравии и казнен после отклонения апелляции о помиловании.

Сама казнь шейха, как и фактическое уравнивание его с террористами «Аль-Каиды» вызвала вполне ожидаемый взрыв возмущения среди шиитов по всему региону.

В тот же день, призвав «весь исламский мир» осудить казнь, Тегеран назвал её террором и демонстрацией «преступной сущности» саудовской монархии, предсказав также неизбежное падение королевского дома.

Вслед за ним к осуждению присоединились входящие в шиитскую коалицию иранские союзники: правительство Ирака, ливанская «Хизбалла» и хуситы в Йемене. В фактически оккупированном Саудовской Аравией Бахрейне, чье население также является преимущественно шиитским, начались беспорядки.

День спустя, в Багдаде лишь недавно открывшееся посольство королевства подверглось ракетному обстрелу. А в Иране толпы демонстрантов атаковали саудовское посольство в Тегеране и консульство в Машхаде, которые были в итоге разгромлены  и частично сожжены.

Трудно предположить, что в Саудовской Аравии не ожидали подобной реакции. Так или иначе, в ответ, уже вечером 3 января  министр иностранных дел Саудовской Аравии Абель ибн Ахмад аль-Джубейр сообщил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, дав его дипломатам 48 часов на то, чтобы покинуть пределы королевства.


При этом Саудовская Аравия и Иран обменялись заявлениями полными взаимных ядовитых уколов.

«У Ирана есть долгая история нападений на иностранные представительства»,

- едко заметил глава саудовского МИДа, очевидно намекая на захват американского посольства в 1979 году и британского в 2011.

«Разрывом дипломатических отношений, Эр-Рияд не сумеет отвлечь внимание от своей большой ошибки - казни выдающегося шиитского богослова»,

- парировал слова саудовского министра на следующее утро заместитель главы иранского МИДа Хосейн Амир Абдулахиян. Вслед за тем он обвинил Саудовскую Аравию в том, что опуская цены на нефть, королевство «подрывает интересы собственного народа и мусульман всего региона».

Между тем, в свете прогрессирующего пока лишь только на дипломатическом уровне противостояния между Саудовской Аравией и Ираном, цены на нефть на азиатских биржах  как раз повысились и выросли на 3%.

При этом нарастание конфронтации между Ираном и Саудовской Аравией происходит на фоне уже откровенной войны в Йемене, где саудовская армия ведет бои с поддерживаемыми Ираном хуситами, в Сирии, где иранский сателлит «Хизбалла» под руководством командиров КСИРа сражается против сирийских группировок, получающих помощь от саудовского королевства, и в Ливане, где борьба за власть в стране идет пока на политическом уровне между ставленниками Ирана и Саудовской Аравии. Если прибавить к этому тлеющий конфликт между суннитами и шиитами в Бахрейне и уже вовсю кипящий в Ираке, картина неумолимого нарастания всеобъемлющего регионального суннито-шиитского противостояния вырисовывается с максимальной ясностью.

Кроме того, одним из неминуемых результатов разрыва дипотношений между Эр-Риядом и Тегераном станет снижение и без того крайне невысоких шансов на возможность достижения каких либо договоренностей в Сирии между умеренной оппозицией, поддерживаемой Саудовской Аравией и Асадом, являющимся сателлитом Ирана, которые сейчас энергично продвигают Россия, США и Европа. Таким образом, и на этом суннито-шиитском фронте все останется без перемен.

В глобальное сектантское противостояние, похоже, намерена ввязаться и Турция, также поддерживающая оппозиционные группировки в Сирии. В тот же день когда в Саудовской Аравии казнили шиитского шейха, Реджейп Эрдоган побывал с визитом в Эр-Рияде.

Возвращаясь из королевства, Эрдоган сделал весьма неожиданное заявление, сообщив, что

«Израилю необходимо в регионе такое государство как Турцию, а нам следует принять тот факт, что Израиль необходим нам. Такова реальность в регионе».

Слова Эрдогана выглядят как попытка увязать Израиль в региональный союз возникающий между Турцией и Саудовской Аравией против резко усилившегося Ирана, поддерживаемого сейчас Россией в Сирии и Соединенными Штатами в Ираке

Израилю, однако, совершенно не выгодно примыкать ни к суннитам, ни к шиитам.

Присоединение к одной из коалиций, неизбежно приведет к эскалации конфликта с другой. Нынешние усилия Турции, связанные, скорее всего, с желанием добиться получения израильского газа, могут обернуться решением шиитского блока активизировать столкновение «Хизбаллы» с Израилем в отместку за сближение с суннитами.

Вынужденные ответные действия Израиля мгновенно повлекут за собой сочувствие к шиитской «Хизбалле» со стороны суннитов, расшатывающее суннитскую коалицию, что как раз и на руку Ирану.

При этом очевидно: ни Турция, ни Саудовская Аравия вовсе не являются надежными союзниками Израиля и подставят его при первой же возможности.

Здание МИД Израиля в Иерусалиме
Таким образом, у Израиля сейчас возникает очень не простая ситуация. На фоне необходимости перманентной защиты от растущих угроз со стороны радикальных исламских группировок, лидерам Еврейского государства потребуется пройти по очень узкому дипломатическому мостику так, чтобы, не разрушая своих отношений с США и Россией и по возможности, не увеличивая враждебность, как со стороны суннитской, так и шиитской коалиций,  сохранить максимально возможный нейтралитет, ни в коем случае не мешая своим врагам спокойно продолжать взаимное уничтожение.


Сунниты, Турция, Саудовская Аравия, Иран, Шииты, Бл.Восток

Previous post Next post
Up