Евгений Беркович
*
Неизвестный Томас Манн
*
*
Антисемитизм в Германии в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков затрагивал все слои общества. Задолго до зарождения национал-социалистического движения и до появления Адольфа Гитлера на политической арене, в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков в городах Германии существовали отели и рестораны, куда вход евреям был запрещен. Один из самых известных отелей такого рода назывался «Кельнский двор» и располагался в самом центре Франкфурта на Майне, рядом с главным вокзалом города. Да что отели! Существовали курортные города, наиболее известным из них являлся городок Боркум, куда евреев не пускали даже на отдых! В других странах, например, в Австрии и в США, таких мест было еще больше....
***
Как грибы после дождя рождались в то время антисемитские партии и движения, требовавшие отказа от эмансипации и запрета евреям занимать государственные должности. За эти партии на выборах голосовали сотни тысяч избирателей. В 1893 году в парламенте (рейхстаге) Германии «политические антисемиты» имели целых шестнадцать мест.
В академических кругах антисемитизм проявлялся даже острее, чем среди малообразованного населения. Лозунг историка Генриха фон Трайчке «Евреи - наше несчастье», взятый потом на вооружение нацистами при Гитлере, родился одновременно со словом «антисемитизм», в 1879 году....
***
В этом месте читатель вправе поинтересоваться, а зачем вообще включать в книгу эти главы о Томасе Манне? Что нового можно сказать об отношении к еврейству автора «Иосифа и его братьев»? Или о позиции признанного антифашиста в отношении к гитлеровскому режиму?
Я понимаю правомерность таких вопросов, потому что сам до недавнего времени был уверен, что двух мнений тут быть не может: Томас Манн безоговорочно симпатизировал евреям и без колебаний сразу встал в ряды борцов с «коричневой чумой» двадцатого века. Действительность оказалась куда сложнее, и об этом нужно сказать чуть подробнее....
***
Для читателя тетралогии об Иосифе совершенно очевидно, что ее автор очень сочувственно относится к евреям. Не случайно еще при жизни Томаса Манна некоторые критики и литературоведы регулярно намекали на его якобы еврейское происхождение, и писателю приходилось эти намеки постоянно опровергать. Свое отношение к еврейству Томас Манн не раз выражал вполне определенно. В 1907 году Манн написал эссе «Решение еврейского вопроса», название которого после Холокоста звучит устрашающе, но в то время, когда оно писалось, читатели воспринимали «еврейский вопрос» совсем в другом смысле, чем нацисты, а именно, как проблему ассимиляции, интеграции и включения евреев в культурную и общественную жизнь страны. В этом эссе Томас Манн заявил: «Я убежденный и без тени сомнений филосемит»....
***
Можно ли не верить такому заявлению автора, особенно если принять во внимание всю его последующую жизнь? Женат на еврейке, первый и самый важный в его литературной жизни издатель - Самуэль Фишер - еврей, первый литературный критик, предсказавший ему великую писательскую славу - Самуэль Люблинский - еврей, ближайшие друзья - Бруно Вальтер, Бруно Франк, Альфред Нойман и др. - тоже евреи...
Правда, у внимательного читателя художественных произведений Томаса Манн, закрадывается некоторое сомнение в истинности его самоопределения как «убежденного филосемита». Оставим пока в стороне тетралогию «Иосиф и его братья» и написанный в 1909 году роман «Королевское высочество». Почти во всех других романах и новеллах Манна в числе персонажей присутствуют евреи, и практически все они представлены откровенно негативно.
Особенно яркий пример - приват-доцент Хаим Брейзахер в «Докторе Фаустусе», крайне неприятный самому автору тип еврея, проповедующего антигуманный, откровенно фашистский взгляд на мир. Роман, напомню, вышел в свет в 1947 году, когда мир еще не успел придти в себя от ужасов мировой войны и Холокоста. Но о еврейской Катастрофе в романе ничего не говорится, зато выразителем нацистской идеологии автор назначил именно еврея....
***
Об отношении Манна к евреям можно судить не только по его художественным произведениям. Иногда поступки красноречивей слов. Весьма показателен важный эпизод биографии обоих братьев - Генриха и Томаса Маннов, - связанный с их совместной работой в журнале «Двадцатый век» в 1895-96 годах. Эта довольно позорная страница биографий обоих писателей тщательно обходится их биографами и комментаторами. Сам Томас Манн тоже не любил вспоминать в автобиографических очерках период работы в этом журнале. Что же это за издание и почему работа в нем - позор для порядочного человека?
***
С приходом на пост главного редактора и издателя Генриха Манна направление журнала не изменилось. В своей программной статье от имени редакции новый издатель писал о «здоровом антисемитизме» немецкого народа как реакции на участие евреев, традиционных «врагов германского единства», в двух презренных интернационалах - социалистическом и капиталистическом.
Томас Манн был, естественно, менее активным полемистом, чем его старший брат, но разделял все идеологические установки издателя и главного редактора журнала. Будущий автор «Будденброков» в статьях, опубликованных в «Двадцатом веке», соглашался, что немецкий дух «объевреен» (Verjudung), и подчеркивал, что вопрос, принять ли результаты еврейской эмансипации или отказаться от них, для него еще открыт. Представляете? Человек, который через одиннадцать лет назовет себя «убежденным филосемитом», еще не знает, стоит ли евреям давать равные с немцами гражданские права!...