Duft Punk's Electroma.

Feb 16, 2011 03:00

На мой взгляд, превосходный фильм. Прекрасно: музыканты отвели музыке главную роль в своем кинематографическом произведении, притянули внимание зрителя к волшебным нотам.

Именно музыка является главным героем фильма. Она вызывает сильнейшие, пронзительные эмоции, говорит за молчаливых безлицых героев.

Все становится на свои места, если прислушаться к тоскливым и безумно красивым композициям. Саундтрек не дополняет фильм, служит не только украшением: именно при его помощи и выстраивается отчаяние и одиночество, поглощающее зрителя к концу фильма. Режиссеры вставляют долгие сцены, служащие фоном для музыки. Не нужно обрывать песню, тем более, если она важнее картинки. Зрителей буквально заставляют любоваться волшебными звуками, проникнуться атмосферой фильма, погрузиться в нее по уши.

Композиции — сами по себе произведения искусства. На их осмысление может уйти немало времени. Не нужно отвлекаться, пусть песня сама рассказывает историю.

Убрать все диалоги — рискованный прием, но он себя, я считаю, оправдал. Фильм понятен и близок людям, думающим и говорящим на совершенно различных языках, браво.

Лейтмотивом фильма является чувство одиночества. Два одиноких существа. Они могут взаимодействовать с внешним миром, но их внутренняя жизнь всегда останется лишь при них. Прямо как у людей — вечно одиноких.

Пусть идей в фильме мало, но они глобальны, интересны и всегда актуальны.

Из одиночества роботы пытаются вырваться, они живут мечтой о невозможном, прямо как люди. Они находят страшное и единственно возможное разрешение своих мучений. Люди тоже так поступают, если встречают непреодолимые преграды на пути к собственной мечте. Убивают себя медленно или быстро, часто только частично — сознательно ожесточают, очерствляют душу, смиряются.

Удивление поначалу вызывает поведение роботов. Что это — они могут чувствовать? Они мечтают? Грусть, горе, непонимание — эй, здесь что-то не так, эти роботы испытывают куда более сильные эмоции, чем иные люди. Есть только два объяснения их поведению — либо они «сошли с ума», сломались, мутировали; либо изначально были запрограммированы на такую «жизнь».

Я склоняюсь ко второму варианту. Презрение всего мира ради одной безнадежной идеи — я надеюсь, это не результат ошибки и не аномальное поведение.

Если предположить, что роботам внушили все мысли, в согласии с которыми они себя вели, становится ли фильм менее трагичным? Нет, даже если их действия — пустая имитация, запрограммированная до последней секунды. Разве ценнее сами чувства, чем имитация их, если они служит она для того, чтобы возбудить глубоко истинные чувства в сопереживающих, для того, чтобы заставить их страдать и горевать, любоваться и замирать от восхитительного чувства невыносимого одиночества?

Возможно, роботы не хотели стать людьми, они лишь послушно и четко исполняли свои функции, как машинам и положено, делали то, что и требовалось тому, кто вложил в героев такую жестокую программу. Вполне вероятно, что он это сделал ради шутки. А может, это была эксперементирующая машина. Или человек. Есть ли смысл в страданиях главных героев, кто в ответе за них, удовлетворен ли остался эксперементом начавший его, не ясно. Ответы на эти вопросы, как и многие другие в нашей жизни, не будут даны.

Предположим, что главные герои мыслят и чувствуют. Тогда непонятно, зачем им становится людьми, ведь они лучше людей во многих смыслах. Прихоть, каприз ли это? Нет, конечно. Это смертельно острая жажда ощущений, подобную каждый из нас испытывал — мечты о полете, бессмертии, вечной любви.

Ради мгновения рая на Земле. Ради секунды блаженства.

Великая драма жизни человека — презреть все, отказаться от общества, от условий и условностей, ради идеальной, чистейшей, но обреченной мечты. И остаться ни с чем. Не получив желаемого, осознать свою ничтожность. Окунуться в бездну отчаяния и почувствовать всю тяжесть отвергнутого материального мира на собственных плечах.

9 из 10
Рецензия на Кинопоиске на фильм «Electroma (2006)»
Previous post Next post
Up