На мой взгляд, превосходный фильм. Прекрасно: музыканты отвели музыке главную роль в своем кинематографическом произведении, притянули внимание зрителя к волшебным нотам.
Именно музыка является главным героем фильма. Она вызывает сильнейшие, пронзительные эмоции, говорит за молчаливых безлицых героев.
Все становится на свои места, если прислушаться к тоскливым и безумно красивым композициям. Саундтрек не дополняет фильм, служит не только украшением: именно при его помощи и выстраивается отчаяние и одиночество, поглощающее зрителя к концу фильма. Режиссеры вставляют долгие сцены, служащие фоном для музыки. Не нужно обрывать песню, тем более, если она важнее картинки. Зрителей буквально заставляют любоваться волшебными звуками, проникнуться атмосферой фильма, погрузиться в нее по уши.
Композиции сами по себе произведения искусства. На их осмысление может уйти немало времени. Не нужно отвлекаться, пусть песня сама рассказывает историю.
Убрать все диалоги рискованный прием, но он себя, я считаю, оправдал. Фильм понятен и близок людям, думающим и говорящим на совершенно различных языках, браво.
Лейтмотивом фильма является чувство одиночества. Два одиноких существа. Они могут взаимодействовать с внешним миром, но их внутренняя жизнь всегда останется лишь при них. Прямо как у людей вечно одиноких.
Пусть идей в фильме мало, но они глобальны, интересны и всегда актуальны.
Из одиночества роботы пытаются вырваться, они живут мечтой о невозможном, прямо как люди. Они находят страшное и единственно возможное разрешение своих мучений. Люди тоже так поступают, если встречают непреодолимые преграды на пути к собственной мечте. Убивают себя медленно или быстро, часто только частично сознательно ожесточают, очерствляют душу, смиряются.
Удивление поначалу вызывает поведение роботов. Что это они могут чувствовать? Они мечтают? Грусть, горе, непонимание эй, здесь что-то не так, эти роботы испытывают куда более сильные эмоции, чем иные люди. Есть только два объяснения их поведению либо они «сошли с ума», сломались, мутировали; либо изначально были запрограммированы на такую «жизнь».
Я склоняюсь ко второму варианту. Презрение всего мира ради одной безнадежной идеи я надеюсь, это не результат ошибки и не аномальное поведение.
Если предположить, что роботам внушили все мысли, в согласии с которыми они себя вели, становится ли фильм менее трагичным? Нет, даже если их действия пустая имитация, запрограммированная до последней секунды. Разве ценнее сами чувства, чем имитация их, если они служит она для того, чтобы возбудить глубоко истинные чувства в сопереживающих, для того, чтобы заставить их страдать и горевать, любоваться и замирать от восхитительного чувства невыносимого одиночества?
Возможно, роботы не хотели стать людьми, они лишь послушно и четко исполняли свои функции, как машинам и положено, делали то, что и требовалось тому, кто вложил в героев такую жестокую программу. Вполне вероятно, что он это сделал ради шутки. А может, это была эксперементирующая машина. Или человек. Есть ли смысл в страданиях главных героев, кто в ответе за них, удовлетворен ли остался эксперементом начавший его, не ясно. Ответы на эти вопросы, как и многие другие в нашей жизни, не будут даны.
Предположим, что главные герои мыслят и чувствуют. Тогда непонятно, зачем им становится людьми, ведь они лучше людей во многих смыслах. Прихоть, каприз ли это? Нет, конечно. Это смертельно острая жажда ощущений, подобную каждый из нас испытывал мечты о полете, бессмертии, вечной любви.
Ради мгновения рая на Земле. Ради секунды блаженства.
Великая драма жизни человека презреть все, отказаться от общества, от условий и условностей, ради идеальной, чистейшей, но обреченной мечты. И остаться ни с чем. Не получив желаемого, осознать свою ничтожность. Окунуться в бездну отчаяния и почувствовать всю тяжесть отвергнутого материального мира на собственных плечах.
9 из 10
Рецензия на Кинопоиске на фильм «
Electroma (2006)»