Посоветовали мне к прочтению автобиографию Р.Ф. Фейнмана "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!". Бомба, просто бомба!!! Читаю второй день, с трудом отрываюсь.
Решила запилить себе сюда некоторые отрывки, хотя ощущение такое, что стоит, конечно, отцитировать всю книгу, хотя прочла я пока не так много.
Когда я был в Массачусетском технологическом институте, я часто любил
подшучивать над людьми. Однажды в кабинете черчения какой-то шутник поднял
лекало (кусок пластмассы для рисования гладких кривых - забавно выглядящая
штука в завитушках) и спросил: "Имеют ли кривые на этих штуках какую-либо
формулу?"
Я немного подумал и ответил: "Несомненно. Это такие специальные кривые.
Дай-ка я покажу тебе. - Я взял свое лекало и начал его медленно
поворачивать. - Лекало сделано так, что, независимо от того, как ты его
повернешь, в наинизшей точке каждой кривой касательная горизонтальна".
Все парни в кабинете начали крутить свои лекала под различными углами,
подставляя карандаш к нижней точке и по-всякому прилаживая его. Несомненно,
они обнаружили, что касательная горизонтальна. Все были крайне возбуждены от
этого открытия, хотя уже много прошли по математике и даже "выучили", что
производная (касательная) в минимуме (нижней точке) для любой кривой равна
нулю (горизонтальна). Они не совмещали эти факты. Они не знали даже того,
что они уже "знали".
Я плохо представляю, что происходит с людьми: они не учатся путем
понимания. Они учатся каким-то другим способом - путем механического
запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!
***
Когда я сидел за столом с философами, я слушал, как они очень серьезно
обсуждают книгу Уайтхеда "Процесс и реальность". Они употребляли слова
весьма забавным образом, и я не особенно понимал, о чем они говорят. Я не
хотел прерывать их беседу и постоянно просить разъяснить мне что-нибудь, но
иногда я все же делал это, и они пытались объяснить мне, но я все равно
ничего не понимал. Наконец, они пригласили меня на свой семинар.
Семинар у них походил на урок. Они встречались раз в неделю, чтобы
обсудить новую главу из книги "Процесс и реальность": кто-нибудь делал по
этой главе доклад, а затем следовало обсуждение. Я отправился на семинар,
пообещав себе не открывать рта, напоминая себе, что я в этом предмете -
полный профан и иду туда просто посмотреть.
То, что произошло на семинаре, было типичным - настолько типичным, что
в это даже трудно поверить, но, тем не менее, это правда. Сначала я сидел и
молчал, во что практически невозможно поверить, но это тоже правда. Один из
студентов делал доклад по главе, которую они должны были изучить на той
неделе. В этой главе Уайтхед постоянно использовал словосочетание
"существенный объект" в каком-то конкретном сугубо техническом смысле,
который он, по-видимому, определил ранее, но я этого не понял.
После некоторого обсуждения смысла выражения "существенный объект"
профессор, который вел семинар, сказал что-то, намереваясь разъяснить суть
предмета, и нарисовал на доске что-то, похожее на молнии. "Мистер Фейнман, -
сказал он, - как Вы считаете, электрон - это "существенный объект"?"
Вот теперь я попал в переплет. Я признался, что не читал книгу и потому
не имею никакого понятия о том, что Уайтхед подразумевает под этим
выражением; я пришел только посмотреть. "Но, - сказал я, - я попытаюсь
ответить на вопрос профессора, если вы сначала ответите на мой вопрос, чтобы
я немножко лучше представил смысл выражения "существенный объект". Кирпич -
это существенный объект?"
Что я намеревался сделать, так это выяснить, считают ли они
теоретические конструкции существенными объектами. Электрон - это теория,
которую мы используем; он настолько полезен для понимания того, как работает
природа, что мы почти можем назвать его реальным. Я хотел с помощью аналогии
прояснить идею насчет теории. В случае с кирпичом дальше я бы спросил: "А
как насчет того, что внутри кирпича?", потом бы я сказал, что никто и
никогда не видел, что находится внутри кирпича. Всякий раз, когда ломаешь
кирпич, видишь только его поверхность. А то, что у кирпича есть что-то
внутри, - всего лишь теория, которая помогает нам лучше понять природу
вещей. То же самое и с теорией электронов. Итак, я начал с вопроса: "Кирпич
- это существенный объект?"
Мне начали отвечать. Один парень встал и сказал: "Кирпич - это
отдельный, специфический объект. Именно это Уайтхед подразумевает под
существенным объектом".
Другой парень сказал: "Нет, существенным объектом является не отдельный
кирпич; существенным объектом является их общий характер - их
"кирпичность"".
Третий парень встал и сказал: "Нет, сами кирпичи не могут быть
существенным объектом. "Существенный объект" означает идею в разуме, которая
у вас появляется, когда вы думаете о кирпичах".
Потом встал еще один парень, потом еще один, и, скажу вам, я еще
никогда не слышал столько разных оригинальных мнений о кирпиче. И, как это
должно быть во всех историях о философах, все закончилось полным хаосом.
***
Я должен был делать сообщения по статьям наряду со всеми остальными, и
первая, которую за мной записали, была по эффекту, который производил
давление на клетки - Харви выбрал для меня эту тему потому, что она имела
что-то общее с физикой. Хотя я понимал, что делал, я не правильно все
произносил, когда читал статью, и аудитория всегда истерически хохотала,
когда я говорил о "бластосферах" вместо "бластомерах" или о других таких
вещах.
Следующая статья, выбранная для меня, была работой Адриана и Бронка.
Они продемонстрировали, что нервные импульсы - это однопульсовые явления с
резкими краями. Были поставлены эксперименты с кошками, в которых они
измерили электрическое напряжение на нервах.
Я начал читать статью. Там все время речь шла об экстензорах и
флексорах, мускулах gastrocnemius и т.д. Назывался тот или иной мускул, а у
меня не было даже туманнейшей идеи, где они размещаются по отношению к
нервам или к кошке. Поэтому я подошел к библиотекарю в биологическом отделе
и спросил ее, не может ли она разыскать для меня схему кошки.
- Схему кошки, сэр? - спросила она в ужасе. - Вы имеете в виду
зоологический атлас! - С тех пор пошли слухи о тупом дипломнике-биологе,
разыскивавшем схему кошки.
Когда пришло время делать доклад по этому предмету, я для начала
изобразил очертание кошки и принялся называть различные мускулы.
Другие студенты в аудитории перебили меня: "Мы знаем все это!"
- О, вы знаете? Тогда не удивительно, что я могу догнать вас так быстро
после четырех лет занятий биологией. - Они тратили все свое время на
запоминание ерунды вроде этой, когда это можно было бы посмотреть за 15
минут.
Они тратили все свое время на
запоминание ерунды вроде этой, когда это можно было бы посмотреть за 15
минут.