Изложенное ниже это мои впечатления, мысли по вопросу о составе человека - дух, душа, тело.
Вопрос о составе человека имеет смысл, похоже, только в контексте "Божьего мира", когда мы живем в одном из традиционных мировоззрений, где есть боги и есть человек, как их суперпозиция. К примеру, одна из тюркских космогоний, где Ульгень, Умай и Эрлих создают человека, сложив по части себя.
Вопрос о составе человека отсылает к началам, где мир не разделен и отвечать на него можно, но только избитыми ответами и поэтическими метафорами, потому что говорить точным языком о божественных делах могут, наверное, только Боги.
«Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал Один дыханье,
а Хëнир - дух,
а Лодур - тепло
и лицам румянец»
Пророчество Вельвы, Старшая Эдда
Человек отдельно не существует, он часть «божественной игры» и потому отдельного состава человека тоже нет. Есть состав «божьего мира», который отражается и в том, кого мы выделили и назвали человеком.
«Кто создал пятки пуруши? Кто - мясо? Кто - лодыжки? Кто - красивые пальцы? Кто - отверстия? Кто - части тела, что посредине? Кто - опору?
Сколько богов? Кто из них сотворил грудь и спину пуруши? Кто соединил грудь и тело? Кто создал локти? Кто - плечи? Кто - ребра?
...
Приятное и неприятное, сон, страх, утомление, радость и блаженство - откуда это у сильного пуруши?
Страдания, нужда, гибель, незнание - откуда они у пуруши? Успех, благо, удача, богатство, знание - откуда?
...
Те, кто знает в пуруше Брахму, знают и высшее божество. И тот, кто знает высшее божество, и тот, кто знает Праджапати, знают высшего Брахму, потому они и знают скамбху»
Атхарваведа, книга X
Другая особенность вопроса: про состав человека имеет смысл говорить, применительно к задаче, а сам по себе этот вопрос не имеет смысла и ответа. Потому, что состав человека не статичен, а текуч и человека можно увидеть состоящим из разных частей в зависимости от цели, ради которой это виденье стало возможным.
Пусть цель - чтобы колесо жизни/судьбы не останавливалось.
1. В человеке есть тело, которое свивается и скручивается или выпекается и лепится из тел родителей, из тел животных и травы, камней и воды, из тела Земли. Пряжа, Земля, Мать - это источники тел и это великая тайна. Ночь, из которой все рождается. Тело только болванка, рубашка для души, но еще тело - крючек, которым человек крепится к земле и к этой жизни.
2. Животная душа (пусть так называется вслед за Сан Санычем) - это вьюн, который сплетает родителей и отщепляется от них. Не плотная, но очень вегетативная, она вся про жизнь и ее продолжение. Когда двое любят друг друга, то их тела скручивают эту животную душу и она стремится жить.
Вот как-то так, как этот виноград и вот эти завитки (резьба с храма Покрова Марфо-Мариинской обители):
Она первая появляется и дальше ее, как мешочек наполняет влага жизни, плоти и света, огня. Слизь, желчь и ветер, если вспомнить доши. Настоящим резервуаром, куда можно подселить что угодно выглядит именно она. Именно ее надо оберегать от чужих, если они не нужны и в нее зовут помошников, чтобы латать дыры. Ее заполняет тело из мяса и костей.
Когда тело из животной души и тела готово, то к нему выстраивается огненная дорога и приходит Азадача/дух/искра/порядок.
Человек тогда становится под защиту, ему дается путь. Это золотой столб.
3. Дух. В человеке есть Дорога туда, откуда он пришел, откуда родился замысел и откуда все установлено. Это выглядит, как золотой столб, но это совсем-совсем образ.
Это не то же самое, что Пряха-Мать. Но они в неком согласии. Если совсем уйти в метафоры, то человек - это результат совместного делания двух начал: Матери-драконихи и Огня-строя.
Огненная связь, золотая дорога - вот что это за часть человека. Для меня, это именно то, что делает тело Человеком.
Золотой столб соединяет верх и низ и соединяет тело с замыслом. Важно его держаться, тогда жизнь имеет смысл и направление. Держатся его не с помощью каких-то активных действий, а путем создания внутри себя такой "пустоты", которая заполняется этим самым "столбом". Он вовсе не по умолчанию. Очень похоже на "Бога в сердце".
Этот столб такого рода, что он не может входить в состав человека, но человек как бы может входить в состав этого столба. И если он ему причастен, то человек становится неуязвим.
Образ пересечения огненного строя Духа и паутины пряжи Пракрити - ключ к тому, что значит Человек, что это за мир, где мы находимся и зачем все. Будучи человеком, этот ключ скорее всего получить невозможно.
Два дополнения не по теме, а на самом деле по теме:
Судьба
Люди подобны нитям в ткани жизни. Они уложены относительно друг друга так же, как нити уложены в узор ткани. К примеру, рядом с этим добрым человеком должен быть злой, потому что белая и черная нити плетутся в этом узоре.
Судьба - этот узор. Она - давление, которое ткань мира оказывает на нас, чтобы рисунок был Правильный. Каждый может своей волей пойти против, рисунок собъется и возникнет новый рисунок, который должен будет в своем порядке учесть сбой, как часть более общего порядка. Полотно может так же быть остановлено до "разморозки" узора или порвано, если узор безнадежно испорчен.
Узор - это рисунок на пасхальном яйце-писанке и золотое яблочко по блюдечку, и кристалл отражений.
Женская власть
Очень простая штука. Женщина становится перед мужчиной и показывает ему на своей ладошке жизнь или смерть. Вход или выход. Вход в узор и выход из узора. Всё достигается только этими двумя действиями. Проблема может быть, если женщина не понимает что это значит.
Ниже две иконы - Страшный суд и Спас в силах. Для меня их образность соответствует тому, что я написал выше.
На первой иконе трехчастный мир в середине которого строй из сфер, что золотой столб, в условном низу плотные источники тела и животной души, змей из них самый многозначный и нагруженный.
На второй иконе весь мир, спресованный в яйцо и взгляд на первопричину через образ человека.