«Любая фотография находится в принципиальном разрыве с воспоминанием. Поскольку воспоминание интегрирует какой-то образ в реальный поток жизни и он становится фрагментом в живом существовании человека. Если вы сфотографировали какой-то момент и вынули из потока живого человеческой жизни, поместили его в какой-то архив, то этот момент будет передан достоверно, но в то же время контекст будет разрушен. И вместо того, чтобы этот контекст восстановить, он окончательно утрачивается. То есть вы получаете, грубо говоря, труп человека, а не реально самого человека. Иначе говоря фотографирование не приближает к вам того, кого вы сфотографировали, а реально, де-факто, удаляет предмет изображения и удаляет его наиболее радикальным из всех возможных способов, поскольку, если вы фотографии не имеете, у вас есть хотя бы туманные, но субъективно достоверные воспоминания. Когда же вы видите фотографию, эти воспоминания улетучиваются, они замещаются фотографией. Но они замещаются фотографией таким образом, что смерть воспоминания оказывается окончательной, и, таким образом человек, которого вы хотели вспомнить, окончательно для вас исчезает.»
Записано мной со слов
Бориса Гройса, который рассказывал о результатах анализа достоверности фотографии, проведенном Роланом Бартом и Зигфридом Кракауэром.