Оригинал взят у
marena99 в
Таинство рождения у славян Роды у восточных славян тщательно скрывались не только от соседей, но часто и от многих членов семьи , особенно от детей и девушек, которых старались удалить из дома, где протекали роды.
По поверью, чем больше людей посвящено в тайну события, тем дольше оно будет тянуться.
В повитухи брали «чистую» женщину, миновавшую климакс.
В противном случае, как говорили, у новорожденной девочки долго не наступили бы месячные (Грабово).
Женщина, способная к деторождению, воспринимается как потенциальная конкурентка и матери и ребенка.
С того момента, как женщина считается бесплодной, “вышедшей из возраста”, она более не участвует в борьбе с себе подобными, “остывает” и становится “чистой”. Теперь она может помогать другим: принимать роды, лечить больных, готовить мертвых в последний путь.
Расставшись с ролью матери, она символически делается всеобщей матерью, которая заботится о потомстве всех женщин сообщества и о равновесии в мироздании. Каждая женщина должна была хоть раз стать повивальной бабкой, иначе она становилась предметом насмешек.
Акушерское искусство повитухи имело символический характер, помогало раскрыться рожающему телу. Женское чрево раскроется, если раскроется весь космос. На роженице, на всех и везде в доме все распускалось, развязывалось, расстегивалось, раскрывалось и распахивалось. Роженице советуют кричать как можно громче, чтобы ускорить схватки. Крик роженицы, повивальной бабки, отца, раздирающий и раскрывающий тело, призван освободить путь ребенку.
Обычно роды - женское дело. Отец мог быть пассивным зрителем, реально или символически помогал роженице, изображал родовые муки (кувада), испытывал действительные страдания. Так, например, в Полесье повитуха привязывала нитку к члену мужа, забравшегося на печь или на крышу, и отдавала другой конец роженице: при каждой схватке та дергала за нитку, передавая боль супругу. И говорила: «А тебе больно? От мени больно, хай и тоби также будэ». Роды вдвоем призваны защитить ребенка от грозящих ему опасностей, от подмены.
Кувада - кодекс табу для отца с зачатия ребенка до определенного срока после его появления на свет. Отцовские роды гарантируют законность ребенка. По завершении родов усилия повитухи будут направлены на то, чтобы вернуть опроставшемуся телу утраченную целостность. Теперь повитуха завязывает, закрывает и тело роженицы, и тело новорожденного. Перевязывание пуповины завершает отделение ребенка от матери и начинает “работу” над тельцем ребенка. Пуповину перерезали на орудиях труда, которые символически приобщали к будущим профессиям.
Плацента (послед, детское место) воспринималась как двойник матери и ребенка и предавалась ритуальному захоронению в доме или в саду (для девочек). Родовая нить привязывает человека навек к отчему дому: место человека там, где осталось его место. Рождение - это укоренение. Ребенок находит свое место на земле, пускает корни, вписывается в мироздание.
Предотвращение смерти детей. Существует обряд “Похороны куклы”. Когда родится малыш, то рядом кладут антропоморфную куклу из теста, одетую в рубашку. И тут же забирают новорожденного с этого места. Мать подходит к кукле и плачет: “Ах, почему и этот мой ребенок умер? Почему они все не живут?” Плачут все присутствующие. Куклу кладут в примитивный гроб и бросают в овраг по дороге на кладбище. Источники называют конкретные примеры, когда после исполнения такого обряда дети в семье жили.
В случаях, когда никакие другие обряды не помогают, т.е. все дети рождаются мертвыми или умирают после рождения, переносят избу на другое место, обычно - на край деревни. Или избу сдвигали хотя бы незначительно. Считалось, что старое место неугодно.
источник