Колониальный статус Украины закреплен законодательно

Mar 08, 2015 15:53

Вашему вниманию предлагается выдержка из очень интересной статьи о механизме утери Украиной экономического суверенитета - вещи более важной, чем суверенитет военный или территориальный.

"... Никто не обращает внимания на очевидный парадокс: меморандумы с МВФ (соответствующие обязательства) подписывает правительство, а средства начисляются на зарубежные счета НБУ. К тому же предоставленная в кредит валюта фактически на пересекает отечественных границ.

Украина попала в монетарные сети МВФ с первых лет своей независимости. Под влиянием и рекомендациями зарубежных советников был разработан Закон Украины «О Национальном банке Украины», независимость (а точнее, бесконтрольность) которого являются беспрецедентными по мировой практике.

Идеологами и разработчиками закона об НБУ были приняты во внимание и абсолютизированы только те положения, где говорится о свободе и независимости ЦБ. Другие, не менее важные аспекты правовой регламентации статуса центрального банка, фактически были проигнорированы.

Каждый, кто внимательно прочитает закон об НБУ, увидит поразительную очевидность: независимость центрального банка Украинского государства является абсолютной. Украинский центральный банк законодательно получил особую индульгенцию - абсолютную и полную бесконтрольность в эмиссионной политике, условиях размещения и использования золотовалютных резервов государства. Заложенная в законе модель гарантирует «особому центральному органу государственного управления» (ст. 1) превалирование прав над обязанностями. НБУ не несет ни малейшей правовой ответственности за свою денежно-кредитную и валютно-курсовую политику. Это беспрецедентная в мировом опыте практика.

Парламент и правительство не имеют права контролировать эмиссионную политику и ситуацию с валютными резервами. Однако общественная ответственность за это перекладывается на правительство и Верховную Раду страны.

Стоит напомнить, что центральные банки стран дальнего зарубежья фактически подчинены Министерству финансов или Госказначейству и считаются «банками правительства». Центральные же банки стран-членов ЕС подчинены Европейскому центральному банку. Юридический статус ЕЦБ предусматривает его доминирование над национальными центральными банками.

Разновидностью акционерной структуры центрального монетарного регулятора является Федеративная резервная система США (ФРС). ФРС - достаточно независимый институт. В то же время Совет управляющих ФРС должен координировать свои действия с политикой президентской администрации и конгресса. А эмиссионную политику диктует Федеральной резервной системе Госказначейство США.

Одной из причин того, что мы живем с протянутой рукой и за счет перманентных внешних займов, является то, что Украина законодательно отказалась от использования собственных эмиссионных ресурсов для решения общегосударственных проблем.

Так, закон об НБУ содержит статью прямого действия (с. 54), которая запрещает центральному банку предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов государственного бюджета Украины. Это было принципиальным условием предоставления так называемой помощи со стороны международных финансовых институтов.

Аналогичный запрет продублирован в ст. 15 п.2 Бюджетного кодекса Украины. А еще раньше - и Законе Украины «О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров перед Национальным банком Украины» от 20 апреля 2000 г.

В то же время мировая практика свидетельствует о том, что эмиссионное финансирование правительств разрешено без ограничений - в Японии, Франции, Китае, Норвегии, Новой Зеландии, Панаме, Перу, Пакистане; разрешено с определенными ограничениями - в Аргентине, Великобритании, Италии, Испании, Германии, Нидерландах, Швеции и других странах.



Также одним из стереотипов, активно навязываемых отечественному правительству и политикуму, является восприятие проявлений инфляции как величайшего зла, с которым необходимо вести жесткую борьбу. В то же время информационно методично нагнетается страх перед эмиссией, то есть, страх выпустить в обращение то количество национальных денег, которое требует экономика. Таким образом, общий объем недобора национальной денежной массы, по нашим оценкам, ежегодно составляет несколько сотен миллиардов гривен.

Сегодняшняя инфляционная драма в стране никоим образом не связана с эмиссией гривны. Ведь гривневая эмиссия жестко привязана к долларовым поступлениям (обязательствам) Украинского государства. НБУ фактически под жесткую диктовку МВФ осуществляет денежную эмиссию. Размеры денежной базы, то есть минимальных размеров гривневой эмиссии, руководство НБУ ежеквартально согласовывает с МВФ и поэтому она является критически минимальной. Вполне закономерно коэффициент монетизации (отношение М3 к ВВП) в Украине в настоящее время 62%, то есть в три раза ниже, чем в Голландии, Италии, Испании, Китае, Германии, Франции, Японии и других странах.

Сегодня в обществе имеет место колоссальное напряжение с гривневым обеспечением регионов, предприятий и органов местного самоуправления. Поэтому призывы отдельных отечественных политиков уменьшить гривневую эмиссию являются необоснованными и неконструктивными.

Альтернативный рецепт.

Во-первых, необходимо понять, что в Украине утвердилась неоколониальная модель монетарной политики. Это - горькая и опасная очевидность.

Во-вторых, для Украины жизненно важно приостановить действующую долговую политику и любой ценой разорвать нынешний долговую петлю. Если МВФ не ослабит долговые сети и не содействует реальному решению долговой проблемы, не остается другого выхода, чем официально объявить финансовый дефолт.

В-третьих, безотлагательно ввести фиксированный курс гривны, прежде всего к доллару США. Сейчас 45 стран мира придерживаются именно фиксированного валютного курса и благодаря этому их обошел кризис 2008-2009 гг. На сегодня у них нет критической внешней задолженности.

В-четвертых, безотлагательно внести принципиально важные изменения в Закон «О Национальном банке Украины». Последние, прежде всего, касаются статей 9, 42, 51, 53, 54, которые запрещают осуществлять реальный контроль за монетарной и эмиссионной политикой НБУ и гарантируют отсутствие неотвратимой ответственности руководства НБУ за ложную монетарную стратегию.

В-пятых, осуществить конкретные меры по дедолларизации внутреннего рынка. Прежде всего, важно запретить практику долларовых депозитных вкладов и предоставление валютных кредитов населению. В то же время необходимо не на словах, а на деле максимально дисциплинировать и контролировать практику импортных предоплат. Также необходимо сократить возврат экспортной валютной выручки в Украину до 30 дней.

В-шестых, срочно принять нормативно-правовой акт высшей юридической силы (закон) «О валютном регулировании и валютной политике в стране», отменив наконец морально устаревший Декрет Кабинета Министров 1993 года.

Перечень необходимых действий по оздоровлению монетарной сферы можно продолжать. Однако начало назревших реформ в монетарной сфере важно осуществить безотлагательно.

Трофим Ковальчук, член Совета НБУ, заслуженный деятель науки и техники Украины

финансы и кредит, экономика, это важно

Previous post Next post
Up