Что такое цифровизация, цифровые технологии и цифровая трансформация

Aug 10, 2021 11:41

Цифровизация это массовое внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства, она является основой Индустрии 4.0, или Четвертой промышленной революции.

Цифровые технологии работают с прерывистыми (дискретными) сигналами, в отличие от аналоговых технологий, которые работают с непрерывными сигналами.

Нецифровые системы, особенно учётные системы хранения данных, имеют в основе сигналов три значения. Обычно это 0, 1, NULL, которые в Булеровой алгебре имеют значения «Ложь», «Истина» и в присутствии NULL «отсутствие результата» соответственно.

Цифровые системы состоят в основном из логических элементов, таких как AND, OR, NOT и др., а также могут быть связаны между собой счётчиками и триггерами.

Цифровые технологии главным образом используются в вычислительной цифровой электронике, прежде всего компьютерах, в различных областях электротехники, таких как робототехника, автоматизация, измерительные приборы, радио- и телекоммуникационные устройства и многих других цифровых устройствах



Цифровая трансформация это изменение системы управления всех уровней на основе цифровых технологий.

Она призвана:

- усилить клиенто-ориентированность коммерческого и некоммерческого секторов экономики (при этом вводятся понятия внешнего и внутренного клиентов)
- внедрить машинное обучение персонала
- ускорить продажи и рост бизнеса, и увеличить эффективность предоставления услуг небизнесовым сектором (например, университетами и другими образовательными учреждениями).

Предпололагается наличие пяти уровней цифровизации бизнеса.

[Spoiler (click to open)]



Первый уровень цифровизации

Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя.

После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:

*поделиться с сотрудниками целями цифровизации;
*рассказать о трендах и их важности;
*показать основные инструменты для работы (такие как CRM - система управления *взаимоотношениями с клиентами и ERP - система управления предприятием);
*создать общую для организации ИТ-стратегию;
*рассказать, как будет проходить процесс, и выстроить правильную мотивацию;
*донести важность лидерства компании в будущем и шаги, которые нужно для этого предпринять.

>Второй уровень цифровизации

После того, как вы начали уверенно себя чувствовать на первом уровне, пора переходить на второй. С этим вам поможет установка CRM, ERP и правильный сбор и анализ данных.

Пока многие финансисты и аналитики говорят о тренде на использование CRM, малый бизнес не спешит внедрять эти системы из-за ряда причин:

*небольшим компаниям хватает бесплатных инструментов для сбора данных, которых полно на рынке;
*малый бизнес не доверяет сторонним компаниям-провайдерам и переживает о краже данных.

Получается замкнутый круг - на втором уровне цифровизации находится малый бизнес, в котором отсутствуют автоматизированные механизмы сбора и анализа данных вроде CRM-систем. Чтобы перейти на следующие уровни и расширяться, им необходимо внедрить эти инструменты. Но из-за указанных причин они отказываются это делать и остаются на низших уровнях цифровизации.

При этом польза от внедрения CRM и ERP-систем намного превышает риски. Эти механизмы помогают компаниям правильно собирать и анализировать данные, то есть изучить своих потребителей и их потребности, а также ключевые показатели своего бизнеса. На основе этих данных они могут расширяться и добавлять новые продукты или услуги в свое предложение.

Третий уровень цифровизации

Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия. Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:

1. корпоративном (уровень стратегического управления компании);
2. деловом (уровень бизнес-единицы);
3. функциональном (уровень отдела компании: маркетинг, сбыт, логистика и так далее).

ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.

Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.

Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.

Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.

Четвертый уровень цифровизации

Именно инструменты предикативной самокоррекции помогут бизнесу перейти на четвертый уровень цифровой трансформации.

Предикативная (она же предсказательная) аналитика - это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такой аналитикой пользуются передовые компании: крупные ретейлеры, банки.

С помощью предикативной аналитики можно прогнозировать спрос на товары в зависимости от погоды и других факторов, оценивать качество заемщика по тому, как он ведет себя в социальных сетях.

Внедрение инструментов предикативности позволяет дополнительно увеличить устойчивость и эффективность цифровой инфраструктуры, строить гипотезы и играть на опережение по сравнению с конкурентами.

Здесь также важно понимать, что предикативный анализ сейчас стал намного доступнее - не обязательно открывать отдел, который будет заниматься анализом. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов.

Пятый уровень цифровизации

За переход и закрепление на пятом уровне цифровизации отвечает целый комплекс инструментов, которые называются открытой цифровой инфраструктурой. Главное здесь это использование открытых цифровых интерфейсов (API).

Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API это регистрация на сайте с использованием данных вашей страницы в соцсетях.

Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Именно поэтому можно утверждать, что именно за открытым подходом стоит будущее, и многие крупные компании это понимают.

Выводы:

Цифровая трансформация уже происходит, хотите вы этого или нет. И именно она определяет будущее вашей компании и ваши взаимоотношения с клиентами.

Но даже цифровым гигантам на пятом уровне нельзя расслабляться, потому что технологии развиваются очень быстро, а с ними растут и потребности клиентов.

Также стоит отметить, что уже довольно скоро появятся шестой и седьмой уровни цифровизации.

Есть и хорошие новости - чтобы внедрить инновации у себя, не обязательно быть цифровым гигантом. Многие функции можно отдать на аутсорсинг. Но для этого важно понимать:

1. на какой стадии цифровизации находится ваша компания;
2. какая цифровая бизнес-модель подходит вашему бизнесу;
3. в чем будет ваше конкурентное цифровое преимущество.

Среди приоритетных направлений цифровизации выделяются следующие:

*экосистемы,
*предотвращение углеродного следа,
*проекты на стыке ХR,
*машинное обучение,
*интерактивные технологии и фиджитал-продукты.

По материалам источника


image Click to view



P.S. Разницу между цифровизацией и диджитализацией может объяснить только ученый-престидижитатор :)

научно-технический прогресс, цифровое общество, финансовый ликбез, это важно

Previous post Next post
Up