Фонд гарантирования банковских вкладов - банкрот

Feb 02, 2019 14:35

Платежеспособность Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) - важный элемент поддержания доверия общества к банковской системе.

Принцип прост - работающие на рынке банки платят в Фонд взносы, и в случае, если один из банков прекращает работу, Фонд рассчитывается с его вкладчиками из этих денег. В идеальном мире при качественной работе как самих банков, так и центрального банка, как регулятора банковского сектора, система работает.

Но Украина далека от идеала, с 2014 г. сектор покинули 94 банка, под гарантию попали почти два миллиона вкладов, объем выплат по которым приблизился к 88 млрд грн. Фонд же на момент начала банковского кризиса располагал 7,3 млрд грн, то есть без поддержки он бы не справился никак. Поддержку оказали Минфин и НБУ, в виде кредитов, конечно, причем проценты по этим кредитам колебались от 10 до 12,5% годовых и выше. Как будто это Фонд виноват в том, что в системе, оказывается, работала почти сотня банков-пылесосов, мошенничество которых не замечали, да еще и рефинансированием щедро одаривали.

[Spoiler (click to open)]

О том, за счет чего эти кредиты будут погашаться в будущем, никто не думал, все хотели быстрых побед, публичных порок и стремительной очистки банковской системы. Теперь же, когда страсти улеглись, а сектор очистился, оказалось, что долги Фонда превышают 77 млрд грн и будут расти, ведь процент набегает, а ресурсов для его погашения раньше срока - нет. По данным ФГВФЛ, на январь 2019-го общая сумма аккумулированных ним средств составила 14,3 млрд грн. В итоге Фонд, выплативший вкладчикам в 2014-2017 гг. почти 88 млрд грн, в течение 2025-2031 гг. должен будет выплатить еще 85 млрд грн процентов по кредитам, взятым для этого у Минфина, и вернуть сами кредиты, а это еще 59,5 млрд. Всего - 145 млрд грн.

23 января с.г. ФГВФЛ погасил последнюю часть кредитов на общую сумму в 20 млрд грн, взятых у НБУ под 12,5% и выше. Гасились кредиты с 2015 года, за это время процентов по ним набежало почти на 5,5 млрд грн. Теперь у Фонда до 2025 г. "кредитные каникулы", он должен будет платить лишь проценты по векселям Минфина, по миллиарду ежегодно, - всего 6,8 млрд грн. С 2025-го, кроме выплат процентов, нужно будет гасить и сами векселя, и проценты, в общем с 2019-го по 2031-й - 139 млрд грн.

К 2031 г. дефицит финансовых ресурсов Фонда составит 74,4 млрд грн. Для выполнения показателя финансовой стойкости в 2,5% ему не будет хватать каких-то 86,7 млрд грн. И это при условии, что все банки в этот период будут работать стабильно, и выплачивать что-либо вкладчикам не потребуется.

По сути, никакого фонда гарантирования у нас уже нет. Что может гарантировать организация, которая ежегодно собирает чуть больше 3,3 млрд грн взносов и при этом должна отдавать каждый год порядка 7 млрд грн только процентных отчислений? Как Фонд будет выполнять свою главную цель - защищать права и интересы вкладчиков банков, будучи банкротом? И как Фонд, по закону являющийся экономически независимым учреждением, сохранит эту независимость при таких-то долгах?

Найти ресурс
Источников финансирования у Фонда не так и много. Помимо сборов с банков-участников, он может инвестировать средства в государственные ценные бумаги, привлекать средства от продажи имущества неплатежеспособных банков, брать кредиты у НБУ и Минфина. Но кредитов Фонд уже набрался. Теоретически средства госбюджета он мог бы получить на безвозвратной основе, но Минфин решил иначе, и мы не уверены, что налогоплательщики против этого решения. Вряд ли кто-то из украинцев посчитал бы справедливым, что за его счет выдают вклады клиентам лопнувших банков, по сути оплачивая ненадлежащую работу НБУ, который должен был бы делать все, чтобы проблемных банков в стране не было.

Инвестировать в гособлигации Фонд пока не может, так как ресурсов для таких инвестиций у него просто нет.

С продажей имущества неплатежеспособных и ликвидированных банков у него тоже проблемы. Несмотря на то, что в этом году Фонд обещает завершить ликвидацию 40 банков, выведенных с рынка в период с 2014-го по 2016 г., и продать все, что можно. Шансов, что удастся получить хоть какие-то компенсации, очень мало.

Буквально на днях, например, Фонд гарантирования пытался продать активы "Дельта Банка". Права требования, в том числе по ряду кредитных соглашений, были выставлены на продажу по номинальной стоимости 8,6 млрд грн. Аукцион был голландским, то есть с понижением, а не повышением цены. Несмотря на то, что в ходе торгов цена снизилась до 1,73 млрд грн, покупатели не нашлись. Для справки, вкладчикам этого банка Фонд уже выплатил 15,7 млрд грн, еще полмиллиарда должен и при таких "успешных" торгах не компенсирует даже малой доли своих затрат. Днем ранее ФГВФЛ провалил аукцион по продаже 113 га земли в Киеве, принадлежавших "Родовид Банку"". Это была десятая, юбилейная, попытка продать этот актив. Стартовая цена в 3,7 млрд грн в ходе торгов снизилась до 740 млн. Но никто не захотел. История этого участка земли типична - он был в залоге у банка, потом его признали вещественным доказательством, и на его отчуждение наложили арест, а потом в течение месяца трижды перепродали. Фонд справедливость восстановил и участок себе вернул, только продать никак не может.

В итоге эти многочисленные и безуспешные продажи неминуемо превращаются в распродажи с сумасшедшим дисконтом.

В декабре прошлого года ФГВФЛ заявил о желании продать активы 21 банка общей стоимостью в 8,3 млрд грн. В пул вошли права требования, другие имущественные права по кредитам, векселя и дебиторская задолженность. Ключевые активы в пуле - завод по производству полимерной продукции, земля, жилищная, коммерческая и складская недвижимость, больше половины объектов находятся в Киеве и Киевской области. Аукцион прошел "успешно" - объекты ценой в 8,3 млрд грн купили за 62 млн, то есть за 0,75% от балансовой стоимости. В Фонде событие назвали "историческим", объяснив, что все объекты в пуле неоднократно выставлялись на продажу, но даже после снижения стоимости до 20% от номинала не продавались.

Невольно закрадывается мысль, а не потому ли объекты так настойчиво не покупают по отдельности, что знают, что потом их можно будет взять "в пуле" за гроши?

Не далее как в середине января на аналогичном аукционе землю, отель со СПА-комплексом в Трускавце и АПК-активы номинальной стоимостью в 6,5 млрд грн продали за 48 млн. Часть проданных активов - бывшая собственность Еврогазбанка, и мы уже подробно описывали, что с ними происходило ранее ("Шакалы" №48, 15.12.2018), а теперь понимаем, чем такие истории заканчиваются - скидкой в 99%. И до тех пор, пока схемы, трепетно выстраиваемые вокруг имущества лопнувших банков, упорно не замечают правоохранители, наивно надеяться, что Фонд гарантирования озолотится, что-то продав.

Теоретически ФГВФЛ может вводить специальный сбор с банков-участников, увеличив их отчисления. Но насколько это справедливо - вопрос. Получается, что банки, работавшие условно прозрачно и честно и пережившие кризис, должны оплатить потери, которые финансовой системе нанесли банки, выведенные с рынка регулятором. Сомнительная практика, особенно если учесть, что Ощадбанк, например, вроде как в системе гарантирования, но взносы в нее до сих пор не платит, и государство как его собственник даже не пытается это исправить.

Очевидно, что простого решения проблемы нет. Но есть несколько непростых, разработанных совместно со Всемирным банком сценариев, как спасти ФГВФЛ от банкротства. И в распоряжении редакции ZN.UA этот документ есть.

Выбор невелик
Первый сценарий предлагает фонду гасить векселя досрочно, на девять лет ввести уже упомянутый специальный сбор для банков-участников и обязать Ощадбанк платить взносы. Эти меры позволили бы Фонду снизить на 25 млрд грн свои затраты на оплату процентов и погасить практически полностью долг перед Минфином, вернув 115 млрд из 140,5. Но попытки Фонда в прошлом году гасить выплаты перед Минфином досрочно отклика в самом Минфине не получили, а введение специального сбора в размере 100% от регулярного для банков-участников на девять лет - это весомая нагрузка на банки, приблизительно 50 млрд грн за весь период, и они точно без энтузиазма отнесутся к такому предложению. И как бы удвоение взноса в ФГВФЛ не привело к тому, что еще кого-то придется выводить с рынка. А главное, при этом сценарии дефицит капитала все равно сохраняется до 2030 г.

Второй сценарий предлагает увеличить сумму гарантирования для вкладов с нынешних 200 тыс. грн до 800 тыс., повысить базовые ставки для банков-участников на 20% на пятилетний срок, на один год ввести спецсбор, опять-таки обязать Ощадбанк платить взносы и конвертировать долг Фонда. Конвертация предполагает, что основная сумма задолженности будет погашаться согласно графику, а в части процентов Фонд просто передаст Минфину права на свой денежный поток (в соответствии со ст. 52 Закона Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц"), окончательно потеряв уже сейчас зыбкую независимость. При этом сценарии Фонд гарантирования может выйти в плюс уже в 2022 г., но нагрузка на банки все равно вырастет, а повышение суммы гарантирования не только, как считает Всемирный банк, привлечет клиентов в банковскую систему, но и увеличит обязательства Фонда перед вкладчиками, если кто-то из банков покинет рынок. Кроме того, при этом сценарии Фонду все равно придется пережить два года пиковых выплат по долгам, каждый раз отдавая свыше 15 млрд грн.

Третий сценарий откровенно утопический, так как, кроме традиционного участия Ощадбанка в системе гарантирования, предлагает ввести специальный сбор для банков на семь лет в размере 50% от регулярного сбора, и все свободные средства Фонда инвестировать в ОВГЗ. Но, во-первых, целесообразно ли государству при нынешней высочайшей долговой нагрузке и очень амбициозных планах по продаже облигаций на внутреннем рынке еще и ФГВФЛ облигации продавать? Особенно если учесть, что в разные годы Фонду необходимо будет покупать ОВГЗ на суммы от 14 до 59 млрд грн., и он рассчитывает на инвестиционный доход свыше 60 млрд. Грубо, но при такой схеме долги Фонда просто конвертируются в долги Минфина. Во-вторых, доход от инвестирования в ОВГЗ будет напрямую зависеть от процентных ставок по облигациям, которые сложно спрогнозировать в перспективе двадцати лет. В-третьих, все эти рисковые и болезненные меры позволят Фонду побороть дефицитность своего капитала тоже только к 2030 г.

Как видим, все варианты решения проблемы такие привлекательные, что очень сложно определиться с выбором. Это в целом объясняет, почему до сих пор реализация ни одного из них так и не началась. Даже обсуждать публично не хотят. Желающих засучив рукава решать проблему нет ни в правительстве, ни в НБУ, хотя уже понятно, что долг такого размера сам не рассосется. Кто-то все равно должен будет заплатить за последствия оздоровления банковской системы.

Если смести мусор под ковер, это не очистка. И если разумное решение найдено не будет, то бремя дефицита ФГВФЛ ляжет на госбюджет, то есть на налогоплательщиков. Тех самых, которые не первый год наблюдают полный беспредел за витриной "очистки банковского сектора". Ни один из собственников и топ-менеджеров выведенных с рынка банков не понес ответственности за доведение банка до неплатежеспособности, более того, многие из них без особых проблем через суды оспаривают признание банков неплатежеспособными. Бывшие заемщики этих банков, так и не вернувшие взятые кредиты, активно и беспрепятственно из этих банков выводят свои же залоги. А все, что не удалось вывести, скупают с молотка с 90-процентной скидкой. А где-то рядом международные эксперты сидят и сушат головы, что же делать с растущим дефицитом Фонда гарантирования, который рассчитывался с клиентами этих банков.

По материалам источника





банкстеры, банки-пылесосы, банки-разбойники, банки-прачечные, мошенничество, ФГВФЛ, Фонд гарантирования вкладов физических л, момусы

Previous post Next post
Up