Третий Рейх и телевидение. Прошло 70 лет, а что изменилось? 14:12
Немудреную идею для «телеящика» - массовость, зрелище плюс пропаганда, придумали еще в нацистской Германии Как бы мы к этому не относились, но телевидение стало частью нашей жизни. Одни из нас проводят у экрана все свободные вечера. Другие с презрением зовут телевизор «зомбо-ящиком». Третьи выбирают из предложенного разнообразия одну-две программы. А для четвёртых бухтение теледиктора - это привычный жизненный фон, на который никто из домочадцев уже не обращает внимания. Однако все из нас понимают - телевидение является мощным орудием рекламы и пропаганды идей, просвещения и информационного воздействия.
Что самое удивительное, эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место. Общеизвестно также, что Третий Рейх был технократическим государством, а с телевидением тогда «игрались» во всём мире. В те годы телевещание было чем-то вроде экзотической технической штучки, в светлое будущее которой мало кто верил. Считалось, что радио и газеты будут по-прежнему главными источниками информации в силу их доступности большинству населения. ТВ было слишком дорогим удовольствием, а телепрограммы не могли соперничать в увлекательности с фильмами, демонстрировавшимися в кинозалах. Тем не менее, именно в Третьем Рейхе телевидение получило если не массовое распространение, то хотя бы задумывалось, как массовое. В современном немецком языке есть слово «Fernsehen» - буквально «дальновидение». Так пошло ещё с времён Третьего Рейха, когда предпочтение отдавалось «исконным немецким словам», а не международным, привычным во всём мире. Руководство «дальновидением» было поручено Рейхспочте. Итак, первый телеэфир состоялся в 1935 году. У немецких телевизионщиков была тогда маленькая студия в Берлине, из которой три раза в неделю и велись программы.
Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности - с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого. В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки. Передачи вели красивые и уверенные в себе дикторши - Эльза Эльстер и Урсула Патчке, девицы канонической «арийской» внешности. Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье крикнуть: «Хайль Гитлер!» Персональных телевизоров было крайне мало - они были в распоряжении высших чинов Рейха. Зато существовали специальные телекомнаты, нечто вроде тех видеосалонов, которые имели место в перестроечном СССР. Так вот, в эти телекомнаты вход был совершенно бесплатным. Что это означало? Нацисты очень быстро поняли, что телеящик имеет большие возможности по части пропаганды и старались внедрить его в массы. Во-первых, прямой эфир. Где в кинотеатре можно увидеть прямой эфир? Конечно, перед каждым сеансом крутили общеобязательный еженедельник «Die Deutsche Wochenschau», но всё это были новости вчерашнего дня в прямом смысле этого слова. Во-вторых - зрелищность. Да, по радио всегда можно услышать любую новостную информацию, но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот «Fernsehen» и было одной из пропагандистских задумок немецких нацистов. Интересно, что наци-телевидение не было коммерческим, его основная задача - «чтобы Фюрер вошёл в каждый дом».
Общеобязательный еженедельник «Die Deutsche Wochenschau
Руководство Рейхспочты даже представило Геббельсу «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1». Считалось, что к Рождеству 1939 года в магазинах появятся первые образцы. Однако начавшаяся война помешала этим грандиозным планам. Вернёмся немного назад - в 1936 год, ознаменовавшийся проведением Берлинской Олимпиады. Нацистам было важно, чтобы и немцы, и многочисленные гости столицы увидели всю ту показуху, которую приготовило гитлеровское руководство. Зрители могли наблюдать за ходом Олимпиады из этих самых телевизионных салонов. Кроме того, специально для Олимпиады в помещении министерства
Телепередача для солдат Вермахта «Мы передаем веселье, мы жертвуем радость» (Wir senden Frohsinn, wir spenden Freude). 1941 г.
Рейхспочты был сооружен большой экран для 300 зрителей. Интересно, что жена Геббельса - Магда Квандт, женщина крайне практичная, очень быстро поняла преимущества ТВ. Она принялась обращаться в самые разные инстанции, чтобы ей выделили средства для устроения телекомнат для женщин. Эти «красные уголки» должны были располагаться при специализированных прачечно-бытовых центрах. То есть образцовые арийские дамочки пойдут сдавать свои вещи в стирку, заодно и телевизор посмотрят. Однако эта идея не получила поддержки - в условиях начавшейся войны никому не было дела до женских телеуголков.
Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)
Во время войны нацистское телевидение быстро перепрофилировалось - оно стало выпускать программы для раненых солдат, лежащих в госпиталях. Бодряческий тон информационных программ теперь перемежался с фривольными танцами в духе варьете. Последний эфир гитлеровского «дальновидения» состоялся осенью 1944 года. …Страшно себе даже представить, какой эффект могло бы иметь внедрение того самого «народного телевизора FE1» и распространение нацистского телевещания. Хотя в одном им следует отдать должное - именно в Германии впервые увидели в телевизоре уникальное средство для промывки мозгов населению. Прошло семь десятков лет, но доведенные до совершенства принципы этой технологии по-прежнему крайне актуальны и востребованы. В чем каждый может легко убедиться, скажем, на примере «Малахов +», «Ледниковый период» и программы «Время».