Оригинал взят у
serg_slavorum в
Ассирийцы в Османской империи до геноцида.
Мой перевод главы из книги "Сейфо. Ассирийский геноцид. Когда, где, как" Дэвида Гонта (Gaunt), профессора истории в
Университете Сёдертёрн (Södertörn) Глава первая. До Геноцида.
Османская империя выросла из туркменского княжества в западной Турции. Основателем княжества был Осман, а столицей - город Бурса. С середины XIV века Османская империя стремительно увеличивалась, распространив свою власть на Балканы, включая старую византийскую столицу Константинополь, захваченный в 1453 году. Османы являлись мусульманами, но благодаря своей завоевательной политике, правили империей, где жители исповедовали различные религии. Похоже, что изначально в новой империи христиан было даже больше, чем мусульман и требовалось найти способ управления мультирелигиозным сообществом. Со времён Мухаммеда существовал обычай покровительствовать тем немусульманам, чья вера базировалась на Библии, с условием уплаты ими специального налога, нахождения в подчинённом по отношению к мусульманам положении, ношения определённо одежды и так далее. Покровительствуемым позволялось следовать своим собственным законам в области семейного права, содержать собственные школы и благотворительные институты, а также самим собирать налоги. Изначально существовало только три признанных неисламских религиозных сообщества: иудаизм, Греко - православная и Армянская Церкви. Каждую религиозную группу (именуемую «миллетом», от турецкого слова «народ») должен был представлять высший религиозный лидер - патриарх или главный раввин. Несмотря на официальную веротерпимость, немусульмане почти всегда оставались гражданами второго сорта. Они не могли занимать должности чиновников, служить офицерами или солдатами, носить оружие, обязаны были носить специальную одежду, им не дозволялось строить новые церкви или ремонтировать без разрешения султана.
До XVI века в Оттоманской империи жило небольшое число ассирийцев, но султан Селим I (правивший в 1512 - 1520 годах) захватил большие территории в Анатолии, Месопотамии, Сирии и Египте. С этого времени Оттоманская империя включала в себя Сирию, Месопотамию и Тур Абдин - области, где ассирийцы проживали с древнейших времён. Единственная значительная группа ассирийцев за пределами Оттоманской империи находилась в северо - западном Иране возле города Урмия под властью персидского шаха. Прошло несколько столетий прежде чем был создан миллет для различных ассирийских деноминаций. Первоначально предполагалось, что ассирийцев при дворе султана будет представлять армянский патриарх, он же будет собирать с них налоги.
Ассирийцы жили далеко от столицы, Константинополя, и султанское правительство слабо контролировало эти удалённые области вплоть до конца XIX века. И даже потом турецкие губернаторы должны были сотрудничать с локальными властями, большими кланами в городах, местными князьками (эмирами), управлявшими курдскими и арабскими племенами, крупными земельными собственниками (аги) и уважаемыми религиозными деятелями (шейхами), разрешавшими племенные конфликты.
Османская империя, процветавшая в XV - XVII веках, начала разваливаться на пороге XIX столетия, в это время она была известна как «больной человек Европы». Империя боролась с серьёзными финансовыми проблемами и анархией в отдалённых областях и лишь разногласие между великими державами по поводу контроля над этими областями были единственной причиной, почему она не распалась. Османская империя стагнировала и не могла идти вровень с великими державами в областях экономики, финансов, политического развития и военных технологий. Османы не были в состоянии защищать свои границы от агрессивных соседей и потеряли значительные территории. Россия проводила экспансию на Кавказе и в Крыму, в то время как Австрия оккупировала север и запад Балкан. В первой половине XIX столетия Турция, после долгой войны за независимость 1821 - 1832, вынуждена была оставить Грецию; Сербия (1816) и Египет (фактически с 1811) получили самоуправление, только номинально признавая османскую власть. Британия и Франция взяли под свой контроль удалённые и трудно контролируемые провинции - Алжир (1830), Тунис (1881), Кипр (1878) и Египет (1882). Россия в 1878 году захватила восточные провинции Ардаган (Ardahan), Батум и Карс, тогда же Болгария получила самоуправление, а Австрия завладела Боснией и Герцеговиной. Бессильные предотвратить территориальные потери, османы пытались провести реформы внутри страны с целью упрочить экономическое, политическое и военное положение империи. Основной целью реформ было объединение различные этнических и религиозных групп в единую османскую гражданскую нацию. Для чего планировалось постепенно отменить привилегии одних групп населения и дискриминацию других, в основном немусульманских. Однако этих мер оказалось мало, принимались они слишком медленно и слишком поздно.
Одним из направлений реформ касающихся христианских меньшинств, было провозглашение (в 1839 и 1856 годах) равенства подданых султана вне зависимости от религиозной принадлежности. Данное реформистское движение, известное в турецкой истории под названием «Танзимат», кульминацией которого стали: принятие новой конституции и выборы в национальное собрание в 1877 году. Правительство декларировало, что немусульмане более не будут «гражданами второго сорта» и, соответственно, не будут платить специальный налог, и им будет позволено занимать чиновничьи и военные должности.
Задумка была такова - немусульмане станут более лояльны султану, что, в свою очередь продлит существование государства. Немусульманские представители должны были избираться и в местные собрания. Главной функцией местных собраний предполагалось сделать надзор за сбором налогом, однако многие руководители на местах воспользовались удобным случаем и скупили земли тех крестьян, кто не мог заплатить налоги или влез в долги. Вследствие чего многие ассирийские и армянские земледельцы потеряли свои наделы, превратившись в батраков у крупных землевладельцев, или вообще покинули родные деревни.
Потеря земель была не единственной причиной масштабной миграции населения в другие области. Другой причиной было каждодневное возрастающее насилие в результате попытки Османского государства усилить власть и контроль правительств провинций. Изначально провинциальные губернаторы (титуловавшиеся как вали) были относительно изолированными (от центральной власти) чиновниками, обычно контролировавшиеся местными влиятельными семьями. Но с середины девятнадцатого века число местных губернатором власти удвоилось, и они могли также использовать солдат. Их главной целью было сокрушить любые формы местной оппозиции. В восточной Анатолии это означало биться с курдскими и арабскими эмирами и их племенными воинскими формированиями. Современное оружие, принятое на вооружение - автоматические ружья и артиллерия - сокрушили силу эмиров. Ключевым событием для ассирийцев был разгром в 1846 году Бадрхана, эмира Бохтана. Его штаб квартира находилась в городе Джезире - ибн - Омар (сейчас Сизре, Cizre) на реке Тигр. Он в течение нескольких лет причинял мучения ассирийцам в Хаккяри и Тур Абдине. Однако падение эмиров не принесло мир, а скорее создало вакуум власти. Последовал хаос и возросло насилие: младшие племенные лидеры сражались друг с другом, дабы занять положение эмиров. Следующим шагом султана было привязать несколько кочевых племён центральному правительству дарованием им специальных привилегий. Некоторым избранным племенам было предложено сформировать кавалерийские полки, где начальник стал бы командующим, а воины племени - солдатами. Им предполагалось выдать униформу, современное вооружение и провести обучение их воинскому искусству. Эти подразделения получили наименование полков Хамидия в честь султана Абдул - Гамида II, правившего в 1876 - 1909 годах. Планировалось установить некоторое подобие порядка путём подчинения Хамидии других курдских племён и христианских меньшинств. Однако вследствие произвола и отсутствия дисциплины, они закончили тем, что стали терроризировать всех своих соседей. Они могли захватывать христианские деревни, воровать скот, похищать и насиловать женщин. Крестьяне были бессильны что - либо сделать сами и редко бывали услышаны при обращении к властям.
Для простых ассирийских крестьян позитивный эффект от отмены официальной дискриминации не мог компенсировать негатив - потерю земель из - за высоких налогов и возраставшее насилие со стороны курдской Хамидии. Что, в свою очередь, приводило к миграции населения - ассирийцы и армяне искали более безопасные земли для занятия земледелием, например в арабо - говорящих районах на севере Сирии и Ирака, или же перебирались в города. Другие мигрировали ещё дальше - целые артели мастеров перебрались из Хаккяри в Россию для работы железнодорожниками или строителями. В начале 1900 - х годов много ассирийцев поселилось в Нью - Йорке, в штате Нью - Джерси, по большей части в городе Паттерсон (Paterson), в восточном Массачусетсе и в центральной Калифорнии (в основном в городе Тарлок).