Банкир и издатель Александр Лебедев только что вернулся из очередной «инспекции» по югу Франции. «Я сам себя назначил присматривать за беглыми российскими банкирами и прочими ворами», - смеется Лебедев. Дела у коррупционеров плохи, рассказал он «Комсомолке». Опустели «намоленные» новыми русскими места, и только гордое княжество Монако площадью 2 квадратных километра осталось надежным прибежищем беглецов из России.
ЛЫЖИ КОНЧИЛИСЬ
В этом году, похоже, не будет русского сезона на знаменитом французском курорте Куршевеле - впервые за последние лет двадцать.
- Он вот-вот стартует, но в отличие от прошлых лет русских здесь очень мало, - рассказывает Лебедев.
Куршевель, некогда рядовая деревенька во Франции, вошел в моду, потому что туда как-то заглянул российский олигарх Владимир Потанин и отметил там свой день рождения (3 января, как раз в разгар лыжного сезона). Перед кризисом 2008 года там наблюдалось настоящее безумие. Помните, как миллиардер Михаил Прохоров веселился с девочками да на видео попал? Это было именно там. Одна моя коллега-журналистка рассказывала, что майка с надписью «Куршевель» (купленная вовсе не там) помогала ей на более короткой ноге общаться с высокопоставленными чиновниками и бизнесменами. Видимо, те принимали ее за свою. [Spoiler (click to open)]
- Куршевель - для тех, кто любит понт, но в первую голову для «бизнесменов» из числа чиновников, - рассказывает сотрудник госкомпании, который несколько раз ездил туда вместе с шефом.
Лебедев предполагает, что чиновники решили всерьез поиграть в национализацию элит, объявленную российским руководством. Сказано - по иностранным притонам не шастать, вот и сидят дома.
- Да просто боятся, - говорит, пакуя чемоданы, сотрудник крупного государственного банка Валерий.
Он едет в любимую Флоренцию - ласковое зимнее солнце, терпкое вино, изысканные произведения искусства. Тех, кто «в Куршевель бухать», он всегда презирал.
- Деньги-то эта братия делает в России, госслужба для них - шанс заработать на три поколения вперед. Попадутся на дебоше во Франции, подвергнутся остракизму и вылетят со службы - а ведь, кроме как пилить откаты, ничего не умеют, - резюмирует Валерий.
Сколько банков у нас закрылось.
ПРОДАЛИ ОТ ИСПУГА
От Куршевеля не так далеко до Лазурного Берега Франции, и тут запустение, рассказывает Лебедев, русские стремятся продать свои виллы - а не продашь, не покупает никто.
- У местных денег отродясь не было, - говорит Иван П., эмигрировавший в те края еще в 90-е, ныне владелец малого бизнеса. - И в мире кризис, так что обвальная продажа русскими своих домов на Лазурке всех застала врасплох.
Над чиновниками до последнего висела угроза, что им вообще запретят владеть недвижимостью за рубежом. Но законопроект Дума отклонила. А многие верили, что в духе времени примут такой закон. И кинулись домишки распродавать.
Однако вслед приняли другой закон - отныне нельзя владеть зарубежными финансовыми инструментами ни самому чиновнику, ни родственникам, ни даже бывшим женам. А ведь это обывателям кажется, что смысл жить на зарубежной вилле только в том, чтобы прохлаждаться. Без офшора и вилла не мила. На что существовать и кутить в самом деле? Вот и продают.
В эти страны из России отправляют самые крупные переводы.
СТО БЕГЛЫХ БАНКИРОВ И ПРИНЦ-БОБСЛЕИСТ
И только в Монако - как пир во время чумы. Мы заглянули в официальную статистику ЦБ, где фиксируют переводы российских граждан за рубеж, и обомлели. Средний размер денежного перевода россиянина (физического лица) в Монако - почти 200 тыс. долларов! Даже в Швейцарию - всего 42 тыс. А в прочие страны - по несколько тысяч, а то и сотен долларов. Так что такое в Монако творится?
- Там собрались беглые банкиры, укравшие деньги в России, - рассказывает Лебедев.
Напомним, что весной в Монако задержали Георгия Беджамова, совладельца Внешпромбанка, сам банк лишился лицензии в начале года. Задержали… и отпустили, хотя Россия просила экс-банкира себе. Здоровье у него слабое, посетовал принц Монако Альбер (да, этим занимался сам принц!). Говорят, дело не в здоровье, а в общей страсти к бобслею: Беджамов был президентом соответствующей федерации, а принц Монако - страстный игрок.
Теперь Беджамов в Лондоне. А оттуда выдачи в Россию нет. А ведь вместе с Внешпромбанком бесследно исчезли 250 млрд. рублей.
Лебедев говорит, что в Монако нашли приют не меньше сотни беглых банкиров из России. Таких, что даже Лондон ими брезгует. Лебедев вспоминает Сергея Пугачева из Межпромбанка, а также Анатолия Мотылева (Глобэкс-банк), с которым растворились, по оценкам Лебедева, не менее 2 млрд. долларов.
Так кому же из России в Монако перечисляют по 200 тыс. долларов? Немногие успевают все свои миллиарды на Запад переправить. Многое остается внутри страны. Впрочем, как и сытые подельники. Вот и кормят своих шефов - из наворованного. А вести роскошную жизнь за бугром на что-то нужно. Монако налогов не берет (да-да, там практически нет налогов), преступников не выдает, оно просто держит их у себя и доит. Жизнь в Монако дорогая. 200 тыс. долларов, чтобы свести концы с концами, - едва-едва. Перечисляют, конечно, не фигурам масштаба Мотылева и Пугачева - мало ли там жуликов (хорошо, назовем их эмигрантами) помельче.
- Я их не понимаю, - рассказывает уже знакомый нам Иван П. - Так тесно, что нет вилл и вообще особняков, только многоквартирные дома с апартаментами, каждые ценой английского замка (метр - до ста тысяч долларов). И вот сидят, теснятся друг у друга на головах.
А не пускают больше никуда. Вот и будут сидеть на прижатых к морю скалах. Пока деньги не кончатся. И из России переводы прекратятся. Тогда Монако их выкинет, и все дела.