Оригинал взят у
waspono в
"условия и обстоятельства, давшие возможность дюжинной и смешной личности сыграть роль героя" "Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие. Подобные фразы не разрешают загадки, а только иначе её формулируют. Ведь надо ещё объяснить, каким образом три проходимца могут застигнуть врасплох и без сопротивления захватить в плен 36-миллионную нацию."
Виктор Гюго ограничивается едкими и остроумными выпадами против ответственного издателя государственного переворота. Самое событие изображается у него, как гром среди ясного неба. Он видит в нём лишь акт насилия со стороны отдельной личности. Он не замечает, что изображает эту личность великой вместо малой, приписывая ей беспримерную во всемирной истории мощь личной инициативы. Прудон, с своей стороны, стремится представить государственный переворот результатом предшествующего исторического развития. Но историческая конструкция государственного переворота незаметным образом превращается у него в историческую апологию героя этого переворота. Он впадает, таким образом, в ошибку наших так называемых объективных историков. Я, напротив, показываю, каким образом классовая борьба во Франции создала условия и обстоятельства, давшие возможность дюжинной и смешной личности сыграть роль героя.
К.Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Предисловие ко 2-му изданию. 1862.
Именно Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена. Этот закон, имеющий для истории такое же значение, как закон превращения энергии для естествознания, послужил Марксу и в данном случае ключом к пониманию истории французской Второй республики. На этой истории он в данной работе проверил правильность открытого им закона, и даже спустя тридцать три года всё ещё следует признать, что это испытание дало блестящие результаты.
Фридрих Энгельс. Предисловие к 3-ему немецкому изданию работы К.Маркса. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. 1885.
Августовскому "Майдану" 1991 года исполняется 25 лет.
Трудно сказать, насколько пышно будет праздноваться достаточно весомая дата. От родства/преемственности нынешняя власть, однако, не отказывается. Благоденствует "Ельцин-центр" (тем не менее открытый НЕ-В-СТОЛИЦЕ :) ). Процветает Институт Гайдара. Живёт и дело Гайдара. И поДЕЛЬники :) Более чем неплохо устроились и все участники тогдашнего переворота, которые помельче. Не дотянув немного до юбилея, ленинградцев-блокадников порадовали мемориальной доской Маннергейму (а ещё обещают такую же - Колчаку!). Но вопрос: "Что это было?" продолжает занимать современников.
Методология достаточно давней работы основоположника, полагаю, нисколько не устарела и пригодится для ответа. Да, конкретная специфика другая была. Совсем не та, что во Франции. Но если искать за мишурой главное - к каким классам перешли собственность и власть, то суть произошедшего будет понятна.
Если НЕ искать - выходит ахинея.
Типа вот этого:
Значение и последствия фашистско-белогвардейской революции 19 августа 1991 года до сих пор полностью не осознаны и не проявлены. В одном у меня нет сомнений: в том, что фактическое возведение в современной России фашизма - пока не гитлеровского, муссолиниевского, толка "без главной ошибки немецого фашизма - по мнению Ильина - отрицания христианства" - совершенно не случайно. М-да-а-а ... :)
Как учёного и где-то даже сталиниста позиционирует себя человек.
А КОНТРреволюцию называет революцией.
И даже - "белогвардейской". Не приведя ни единого примера пришедших к власти белогвардейцев или хотя бы их потомков. Вот внуков-правнуков тех, кто сражался с Колчаком и Деникиным с ЭТОЙ стороны, но в сМутное время вынырнувших уже по ТУ сторону (да иной раз сразу в верхушке "списка Форбс"!) найти всё ж таки были легче. Но нет - не нашёл. Или - не стал искать. Потому что в догму не вписываться. Догма-то состоит в опасности "русского фашизма". Уж четверть века пугают нас "русским фашизмом", а его всё нет. И власть/собственность - сааавсем в других руках. А как хочется, вероятно, пугаться именно "русского фашизма".
Или просто всего русского, а?
А ведь учил основоположник в "18 брюмера" (да не всех, видно, выучил :) ) за пёстренькими декорациями - искать ГЛАВНОЕ:
как раз тогда, когда люди как будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто ещё небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освящённом древностью наряде, на этом заимствованном языке разыгрывать новую сцену всемирной истории. Так, Лютер переодевался апостолом Павлом, революция 1789-1814 гг. драпировалась поочерёдно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи, а революция 1848 г. не нашла ничего лучшего, как пародировать то 1789 год, то революционные традиции 1793-1795 годов.
Принимать в нашем случае белогвардейско-монархические костюмчики-доски-вывески ВСЕРЬЁЗ?! Когда за ними совсем иное содержание?! Помилуйте, да в этом не больше ума, чем принимать за чистую монету всех майданоскакателей-"сашкобилых" в вышиванках, за которыми прячется власть настоящая - власть Вальцмана-Гройсмана. Последняя, впрочем, и сама может оказаться не более, чем ещё одним уровнем декораций ...
Любой олигарх чубайсовского разлива будет долго (и высшей степени неприлично) смеяться в глаза нашему незадачливому "теоретику", узнав от него, что он "белогвардейский фашист" :) И будет прав. В авторах (и бенефициарах!) переворота 1991/1993 годов были совсем другие силы.
UPD
вот, например.