Оригинал взят у
nashenasledie в
Сталин на Арбатскойrussos:
Сталин на АрбатскойВсе когда-нибудь возвращается. На станции Арбатская отвалился кусок штукатурки и нам явился лик отца народов.
Мозаика была сделана при открытии станции, но почти сразу замазана после XX съезда партии.
____________________
дата открытия станции -
5 апреля 1953 года. Началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская».
Григорий Опрышко. Мозаика "Иосиф Сталин"
в качестве фона - изображения красных знамен из порфира, яшмы и других уральских полудрагоценных камней.
МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ
5 апреля 1953 года
Метростроевцы столицы одержали новую славную трудовую победу. Сегодня вступает в строй действующая новая подземная магистраль Московского метрополитена - Арбатский радиус. От станции "Площадь Революции" поезд, набирая скорость, делает небольшой поворот вправо и через две-три минуты останавливается у платформы станции "Арбатская". Залитая огнями более двухсот люстр и светильников, "Арбатская" поражает своей величиной. Это самая большая станция столичного метрополитена.
Высокие своды этого подземного дворца опираются на 50 пилонов - массивных колонн, соединенных между собой красивыми арками. В центре вестибюля установлен портрет бессмертного вождя и учителя, гения всего передового человечества Иосифа Виссарионовича Сталина. Портрет выполнен из мраморной мозаики по эскизу лауреата Сталинской премии художника Г. Опрышко. Размер портрета - 20 квадратных метров. Он собран мастерами-мозаичистами Метрополитена из тысяч пластинок мрамора различных цветов и оттенков. На портрете великий вождь изображен во весь рост. В левой руке он держит открытый блокнот. Взор товарища Сталина устремлен вперед.
источник Архитекторы станции: Л. Поляков, Ю. Зенкевич, В. Пелевин, при участии А. Рочегова, М. Энгельке
Архитекторы вестибюлей: Ю. Зенкевич, В. Поликарпова, Л. Поляков
Инженеры-конструкторы: А. Семенов, А. Пашин
Конкурс проектов для этой станции проходил в 1952 году, когда появилась информация об открытии данного глубокого радиуса. Для станции Арбатская было решено использовать проект Л.М.Полякова, уже зарекомендовавшего себя такими шедеврами как Курская-радиальная, Калужская (Октябрьская). Здесь мы узнаем его почерк по большой кольцевой люстре (такая есть на Курской), есть и красивые торшеры около эскалатора.
Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.
Павел Корин. 1952. "Юрий Долгорукий". Эскиз для станции Арбатская
К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей - эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.
Павел Корин. 1961. "Петр Великий". Эскиз для станции Арбатская
В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.
источникСам автор позднее вспоминал, что в одну из ночей 1956 или 1957 года приехала бригада рабочих в сопровождении нескольких «товарищей из органов безопасности» и уничтожила картину. Опрышко просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но получил категорический отказ. С тех пор на месте мозаики - белая гладь штукатурки.
источник
камера справа - значит где-то есть хроника
В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее - Министерства обороны РФ). Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки. Старый вестибюль остался во дворе Министерства обороны, а фонтан, как видно на снимке, утерян.
подробно о станции и её интерьерах
здесь Click to view
изображения Сталина в московском метро