Оригинал взят у
remi_meisner в
Егоркино враньё У косого Егорки глаз шибко зоркий. Одна беда - глядит не туда.
Вчера не просто день рождения Ильича был, но - круглая дата, 145 лет со дня рождения. Потому об Ильиче писали не только на "красных" ресурсах, но и на "белых". В частности, статьёй про Ленина разразился известный националист Егор Холмогоров.
Егор решил писать эссе об Ильиче в форме, какбе, разговора родителя с ребёнком:
http://vz.ru/columns/2015/4/22/741366.html В книге на столе напечатан портрет. Вася сказал отцу:
- Папа, расскажи мне про него.
- А ты знаешь, кто это?
- Знаю. Это Ленин.
- Да, это Владимир Ильич Ульянов, чей псевдоним был Ленин. Вождь потрясшей нашу страну сто лет назад революции.
Был у меня прадед, которого звали так же, как и тебя - Василием. И жил он в большой стране, называвшейся Российской империей. Протянулась эта страна от Финляндии до границ Афганистана и от Варшавы до Маньчжурии. Страной этой правил царь-самодержец, а служили ему дворяне-помещики. Немного было интеллигенции, капиталистов и рабочих, побольше священников и монахов...
Навеяло, из классики:
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню Васю держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Не слушай папу, Вася. Всё твой папа путает, а то и вовсе - врёт как сивый мерин. В реальности, Вася, правил большой-страной-Российской-империей - класс помещиков. Вся Россия у них в кармане была - и поля, и леса, и все угодья, и даже русские мужики, крестьяне, про которых твой батяня дальше говорить будет, были у помещиков в собственности. Примерно как сегодня - собачки, кошечки и лошадки.
А царь-самодержец, Вася, это был самый главный помещик, который следил, чтобы ни в чём помещикам на Руси утеснения не было. И жили эти самые помещики-баре, Вася, припеваючи! Ни в чём себе не отказывали, жрали от пуза, спали на пуховых перинах, дурковали и развратничали напропалую, а крестьянин на бар впахивал, не разгибая спины. Если же ослушается крестьянин барина-помещика - мог барин его запороть до полусмерти, например. Или продать мог - с семьёй, с детишками разлучив. И царь никогда с помещика за крестьянские слёзы не спрашивал. А вот если крестьяне, обозлившись от скотской своей жизни, помещика били, тогда самодержец сразу - тут как тут. Пришлёт воинскую команду, выпорют крестьян шомполами, а самых бойких бунтарей велят казнить прилюдно. Страшно казнили, Вася, рубили руки-ноги, жилы из людей наживую тянули, железными крючьями на куски рвали - чтобы неповадно было крестьянам бунтовать, чтобы слушались русские мужики хозяина-барина.
И длилось это много лет, уже по всей Европе крепостное право отменили, а русские баре всё никак от него отказаться не хотели. Оно и понятно! Очень выгодное дело - крестьянами владеть, соотечественников своих продавать, словно скот бессловесный. А чтобы крестьяне пореже восставали, поставили помещики над ними попов. Поп крестьянина учил во всём помещика слушаться и не бунтовать, а ослушникам грозил небесными карами и вечной загробной мукой. За это попа помещики вознаграждали, да и с крестьян поп тоже исправно денежку тянул.
Но больше всех было крестьян, простых мужиков, как дед Василий. Жили они на земле, пахали ее, да казалось им, что земли мало, что отняли лучшую часть земли помещики, когда царь освободил мужиков от крепостной неволи. Поэтому помещиков мужики не любили. Но царя-батюшку уважали, как по вере православной было положено.
Эх, Вася, и большой же хитрован твой папашка! Язык у него змеиный. Вишь, как преподносит, гадюка - "КАЗАЛОСЬ", мол, мужикам, что земли у них мало. У тридцати тысяч помещиков в собственности - 70 миллионов десятин земли, а на десять с лишним миллионов крестьянских дворов приходится - 75 миллионов десятин. Да к тому же крестьяне, после "освобождения от крепостной неволи", за свою землицу, потом-кровью политую, должны были выкупные платежи отдавать. И отдавали без малого полвека, выплатили в казну царскую полтора миллиарда рубликов, в три раза больше, чем их убогие наделы стоили... Как считаешь, Вася, справедливо это? Вот и мужики считали, что не очень справедливо. Но не понимали, тёмные, что царь - тот же помещик, что он следит, в первую голову, чтобы помещикам было хорошо, что и землю-то помещики не сами "отняли", а по царскому указу. Потому жаловались бедные крестьяне самодержцу, всё ждали, что откликнется царь-батюшка, что не останется он глух к слезам сиротским: "В настоящее время от увеличения населения в 1 1/2 раза лиц мужского пола, которым бы следовало дать душевой надел, считается около 350 чел. Вследствие этого в нашем обществе есть лица, которые имеют детей, проливают кровь свою за отечество на войне, но земельных наделов, даже таких незначительных, как даровые, не имеют. При этом у нас нет совсем леса, лугов всего 1/4 десятины на душу, пасти скот совершенно негде. Землю для пахоты, леса для пастбища и луга нам приходится арендовать у ближайшего к нам помещика на очень тяжелых для нас условиях, причем дело арендования, помимо того, что мы платим такую цену, какую захочет назначить сам помещик, не обходится без унижений и поклонов пред помещиком, так как без земли мы жить не можем. Мы работаем изо дня в день круглый год, но наше благосостояние не только не увеличивается, но, напротив, с каждым годом вое больше и больше падает, потому что земля, которую мы арендуем, выродилась и дает нам все меньше и меньше урожая. Мы из сил выбиваемся в работе, но прокормить себя и семью не можем. Для нас крепостное право уничтожено только на словах, на деле же гнет его мы чувствуем во всей его силе. Как и в крепостное время, мы принуждены работать на помещика, с тем только различием, что тогда работали просто на помещика, теперь же за аренду и за право пасти скот в его лесах". Но самодержец на нужды русского мужика плевал. Потому, Вася, что был царь-батюшка представителем класса помещиков. Хорошо живут помещики - царь спокоен и доволен, радуется жизни, катается себе по заграницам, собак и кошек из ружья стреляет (очень царь любил по живым мишеням пострелять, сотнями зверушек истреблял), с "благородными" дружками-приятелями дурака валяет, а о стенающих крестьянах и думать не думает.
И потихоньку - разуверились русские мужики в царе-батюшке. Поняли, что от него милостей не дождёшься, раньше с голодухи помрёшь... Некоторые сами до этой мысли дошли, а других революционеры научили, про которых твой, Василий, папаша дальше говорить будет.
Революционерам, которые рассказывали, что если царя свергнуть, а то и совсем порешить, то наступит черный передел, землю получит каждый мужик, до времени не верили. Одним таким революционером был Ленин. Его старший брат хотел убить царя, и за это его повесили, а Ленин, поняв, что надежды на крестьян мало, решил бунтовать рабочих и создал организацию - партию большевиков, которая от имени рабочих захватит власть.
Вот опять твой папаня соврамши, Василий. Он у тебя что, вообще всё время врёт? На самом деле, царя убивать Ленин не собирался, ему было понятно: если просто царя порешить - помещики другого царя на трон посадят, вот и вся недолга. Потому Ленин и решил идти другим путём.
Ленин был совсем не из тех революционеров, что "чёрного передела" требовали. То были "народовольцы", а Ленин, Вася, был марксистом, то есть читал книги Карла Маркса. А Карл Маркс, чтоб ты знал, Вася, великим учёным был. Видел Маркс, что по всему белому свету трудящемуся человеку жизни нет - и решил свою собственную жизнь положить на то, чтобы объяснить людям, как мир устроен и как простым труженикам в этом мире счастье себе добыть; сам-то жил в бедности, питался кое-как - если бы не друг его, Энгельс, то и вовсе от голода бы помер - всё над книгами корпел, аж ослеп на старости лет, но дорогу к счастью таки нашёл и людям о ней рассказал. Ленин марксизм изучал прилежно, даже сам кое-какие моменты осветил, про которые Маркс написать не успел. И Ленин знал: не добыть "чёрным переделом" счастья трудящимся. После такого передела пройдёт лет пять, подгребут под себя землю богатеи, куркули, мироеды - и снова станут из крестьянина-труженика кровь пить, не хуже помещиков, хоть и сами суть крестьяне вчерашние. Земля, по замыслам Маркса-Ленина, должна общей быть, чтобы принадлежала она сразу всем, чтоб нельзя было её продавать, чтобы распоряжались ей - строго ради пользы всего народа, а не ради отдельных хозяйчиков.
И Ленин ясно видел - не поймут пока что крестьяне такой программы, не примут её. Слишком тёмен крестьянин, слишком дорожит он своим наделом, зубами за этот надел держится, хотя даже прокормиться толком с него не может. И обратился Ленин, по совету Маркса, к другому классу - к рабочему классу, к трудящимся-пролетариям.
А русские пролетарии, Вася, ещё хуже крестьян жили - у крестьянина хоть домишко какой-никакой был, огород, лошадка, пашни клочок, а у работяги вообще ничего не было. Даже обуви, порой, не имел русский работяга - ходил в опорках драных, или вовсе в обмотках.
Ленин с друзьями-единомышленниками создал "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Члены этого "Союза" учили рабочих, как правильно за свои права бороться. Как вытребовать у хозяина прибавку к жалованию, как добиться, чтобы не гнали работяг с завода по одной только хозяйской прихоти, как сделать, чтобы хозяин работника своего уважал и обращался с ним по-человечески, а не по-скотски. А то ведь совсем плохо приходилось работягам в Российской Империи. Они раз даже к царю толпой ходили, жаловались: "Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали. Нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега". Но царь на эти жалобы ответил - Кровавым Воскресеньем.
После такого царского "гостинца", Вася, даже самый глупый рабочий понял, что просить монарха больше не о чем. Что с монархом надо разговаривать на его языке. Свинцом и саблей "разговаривать", Василий...
Вот видишь, Васятка, сколько вранья твой папуля нагородил - за один раз всего и не разберёшь! Завтра разберём вторую половину рассказа, поглядим, что папа говорит насечет того, как в большой-стране-Российской-империи приключилась Революция. А пока - счастливо, Вася. Рот Фронт!