Человек в противогазе косит траву. Мимо идет девушка.
- Ты что, милый, такая жара, а ты в противогазе?
- Я комсомолец, не могу без трудностей.
- Да брось ты, пойдем лучше сексом займемся!
- Ладно, но только стоя и в гамаке!
Воклюз.
Для любого спелеолога, и, тем паче, спелеоподводника, это слово обладает поистине сакральным смыслом.
Воклюз - легендарный карстовый источник на юго-востоке Франции, но сегодня этим словом принято обозначать любой восходящий карстовый источник с большим постоянным расходом воды, который не пересыхает даже в межень.
Один из таких воклюзов расположен на севере Вологодской области, в Вытегорском районе, рядом с небольшой, неотвратимо пустеющей деревенькой Ужла.
Воклюз Ужлы, март 2012 года. Панорама
Если французский Воклюз активно исследуется еще с 19 века, то про источник у села Ужла широкая спелеологическая общественность узнала сравнительно недавно.
Спелеолог и геолог Владимир Мальцев нашел в интернете информацию об удивительной карстовой речке Ужла, которая берет свое начало в болотах, затем, в среднем своем течении уходит под землю, и через восемь километров снова появляется на поверхности, вытекая из круглой карстовой воронки с отвесными стенками. Ужла является орографически левым притоком реки Ковжа, которая, в свою очередь, входит в состав Волго-Балтийского водного пути.
С вепсского языка топоним «Ужла» можно перевести как «обновляющаяся река», «река, возникающая вновь». Долина реки сложена легко растворимыми карбонатными породами, что обуславливает образование многочисленных поноров в русле реки.
В отчете Т.Н. Багулиной, сотрудницы Вологодского Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, содержатся сведения о том, что в 1995 году группой воспитанников Центра был проведен эксперимент по окрашиванию воды Ужлы флюоресциином. Одна группа выпустила краситель в месте поглощения воды, а вторая с интервалом в полчаса отбирала пробы у источника. Эксперимент проводился при низком уровне воды, тем не менее, он дал ошеломительные результаты: расстояние от места поглощения до места выхода подземный поток преодолел за пять с половиной часов. То есть скорость течения Ужлы на этом участке составляет порядка 0,4 -0,5 метра в секунду!
Это очень высокая скорость, и, если только в ходе эксперимента не была допущена ошибка, подобные результаты позволяли предположить наличие широкого подземного канала, или попросту говоря, пещеры, по которой вода движется, как по огромному коллектору. Удивительно, невероятно, абсолютно не типично для Русской равнины!
***
В июне 2006 года спелеологами к воклюзу Ужлы была организована первая разведывательная экспедиция, в которой приняли участие В.Мальцев c женой и ребенком, Ю.Евдокимов, Е.Снетков. К источнику забрасывались на моторной лодке. В ходе поездки был осмотрен понор Ужлы и сделано пробное погружения. Евгению Снеткову в условиях практически нулевой видимости удалось спуститься до -53 метров и обнаружить нависающий свод.
Следующая попытка по инициативе Юры Евдокимова была предпринята в 2011 году, на этот раз - зимой (была робкая надежда, что зимой торфяные болота, в которых рождается Ужла, основательно промерзнут, и в источнике появится хоть какая-нибудь видимость). Надежды оправдались: Юлия Савенко, спустившаяся в источник до -25 метров, констатировала, что зимой видимость достигает полутора метров. Заодно были разведаны зимние подходы и подъезды.
С учетом результатов прошедших вылазок, этой зимой мы решили предпринять третью, решающую попытку.
****
На автомобиле добираться до Ужлы из Москвы можно двумя путями: либо коротким (через Рыбинск и Череповец), либо быстрым: по трассе М-8 через Ярославль и Вологду.
В Ужлу мы ехали по короткому пути (дорога заняла более 12 часов), обратно возвращались по быстрому (долетели за 10).
Состояние дорог во втором случае значительно лучше, однако местами присутствуют гайцы с радарами. На обратном пути нас около двух часов ночи остановили суровые работники свистка и жезла и непреклонно выписали штраф за превышение скорости в населенке… на 15 км/час!
В Ужлу мы приехали уже за полночь. Особенное удовольствие нам доставили последние 60 километров - Навигатор все норовил увести нас в Вытегру, а в запасливо прикупленном атласе автодорог России, как неожиданно выяснилось, отсутствовал нужный кусочек карты. Видимо, составители карты сочли, что забытый богом кусочек болот в Вологодской области размером 90*90 км никогда никому не понадобится.
Деревня давно спала, лишь в одном доме уютно светились теплым желтым светом запотевшие окошки.
****
Пожалуй, самые яркие впечатления от этой поездки оставили не ослепительная белизна зимнего леса и даже не кроваво-красные отблески солнца, едва пробивающиеся сквозь толщу торфяной воды, а общение с жителями Ужлы и Аненского моста. Это просто переворот в сознании. Они на самом деле другие. Открытые. Добрые. Настоящие. Чудом сохранившийся осколок ушедшей эпохи, затерявшийся среди лесов и болот Вологодской губернии. Эти люди, после развала советской власти оказавшиеся на грани выживания, сумели сохранить какую-то необычайную душевную чистоту.
Вроде бы ничего особенного, но после бешенного ритма большого мегаполиса словно оказываешься в другой вселенной.
В Ужле нас принимала в своем доме тетя Люба Левенцова. Абсолютно незнакомый нам до этой поездки человек, она не только согласилась приютить у себя семь человек, но и с утра до ночи нас кормила, поила, убирала, топила печи, таскала воду...
Потратила на угощение почти половину пенсии, а потом категорически отказывалась брать с нас деньги за постой.
«Скучно мне одной, внуки все уже взрослые, работают, почти не приезжают. Раньше-то семья большая была, как все в гости приедут - у-у, и не знаешь, где разместить. А теперь вот, как муж помер два года назад, я совсем одна осталась...»
Ужла, 70-е годы. Снимок предоставлен старожилом села
Жители поселка Ужла, в основном, были заняты на лесозаготовке.
В селе была своя школа, больница, действовала железная дорога.
Потом лесозаготовительные предприятия закрылись, работы в поселке не стало. Кто был помоложе - уехал в город, и в деревне остались одни старики.
Ужла, 70-е годы. Железнодорожная ветка. Снимок предоставлен старожилом села
Сегодня в селе живет от силы шесть десятков жителей, большинство из которых - женщины. От школы остались живописные развалины, а ближайшая больница находится в районном центре Вытегре, до которой от Ужлы более 60 км.
Тетя Люба, наша радушная хозяюшка, рассказывала: «вот поехала я как-то в больницу, после операции врачу надо было показаться. Ну, туда-то меня знакомый водитель за 200 рублей отвез, а обратно возвращалась уже под вечер, кто же в такую глухомань поедет? Так я пешочком от Аненского моста, потихонечку, сама и дошла. В девять вечера уже дома была...»
Женщина. 73 года. Одна. Пешочком. Десять километров. Через лес. Зимой...
Они иначе относятся к житейским неурядицам, не жалуются на жизнь, не надеются на помощь.
Рождение и смерть сплетаются в обычный житейский круговорот, и не являются чем-то из ряда вон выходящим. В небольшом сельском магазинчике, ассортимент которого состоит из продуктов и товаров первой необходимости, вполне гармонично соседствуют памперсы и мраморные надгробные плиты.
В Ужле три бабушки по очереди ходят топить печь в хате почти парализованного 53-летнего «бобыля».
«Пил он много, - рассказывает тетя Люба, - вот ноги у него и отнялись. А теперь что - жены у него нет, из родных только брат в городе остался, так сноха же за ним ухаживать не будет. Мы ему как-то врача вызвали, чтобы, может, его в больницу забрали - так сказали, что у них мест нет. Так вот и лежит, и никому дела до него нет. Если мы не протопим - ведь замерзнет!»
****
Утро 9 марта началось с попыток нанять у местных снегоход, чтобы не пришлось таскать все снаряжение по снежной целине на себе. После общения с местным старостой Юра вернулся изрядно озадаченным флуктуациями его менталитета:
"Я его спрашиваю: широкий там ручей?" А он отвечает: "как забор".
"Как это - как забор? Забор в ширину, или в высоту?"
"Ну ты что, мой забор не видел?"
"А видимость там хорошая?"
"Ну, как у меня в подполе."
"Что, ничего не видно?"
"Почему не видно?! У меня там электричество проведено!".
Попутно выяснилось, что снегохода с санями в Ужле ни у кого нет, поэтому мы приняли решение разделиться: Юра, Юля и Саша пошли тропить к воклюзу, а мы с Лешей - поехали в Аненский мост (четырехтысячный поселок в 10 км от Ужлы) разыскивать владельцев снегоходов, которые согласились бы помочь нам забросить груз к источнику.
Поиски длились недолго: свернув в первый же приглянувшийся двор, мы познакомились с основательным мужичком Петро, который в пару телефонных звонков добыл нам искомое транспортное средство.
- Геологи? Источники изучаете? А вот как бы вы нам водопровод бы провели в село, а? Вон, смотрите (кивает на закутанную в пуховый платок женщину, тянущую от реки на салазках два ведра с водой): ей уже 80 лет, а она вынуждена на себе воду возить...
А источников у нас здесь тьма, и у переправы ледовой есть, и в районе Петручья... Сейчас я занят, а вот вечерком, если хотите, могу вас сводить, показать....
****
Группа, ушедшая тропить, вернулась уже под вечер. Из пяти километров лесовозной дороги оказались расчищены только два (их удалось преодолеть на ниссане Ильи, наша машинка оставленную им колею не взяла), дальше пришлось идти пешком, продираясь через почти метровый слой снега.
Буран не доехал до источника метров 700 (там кончались просеки, и продираться приходилось по старой вырубке, между поваленными бревнами и молодой порослью).
Эти 700 метров все снаряжение пришлось таскать на себе, по снегу и бурелому.
У нас зимой дороги такие и погода такая, что уже ездовые академики встречаются!
Александр, водитель бурана, рассказал, что есть еще одна дорога, подходящая к источнику с другой стороны, по которой раньше возили сено. Но, пройдясь немного в ту сторону, был неприятно удивлен тем, насколько здесь все заросло.
«Ну а че, сено-то теперь никто не косит... Я здесь уже, почитай, лет десять не был!».
Кейв-дайвинг он такой кейв-дайвинг! ;)
По совокупности обстоятельств стало понятно, что сделать по два погружения, как планировалось изначально, мы не успеем. Единогласно решили отложить погружения на следующий день, и поехали осматривать обещанные источники.
****
Первый из них - у зимней ледовой переправы через Беломорканал - нам показал Александр. К сожалению, после тщательного осмотра мы его признали непригодным для погружений, но зато с удовольствием напились ледяной, до ломоты в зубах, вкусной воды, источающей едва уловимый душок сероводорода.
На очереди - источник у Петручья. Следуя указаниям Петро, отъезжаем от Анненского моста пару километров на север. Затем с сожалением покидаем теплую машину и, утопая по пояс в рассыпчатом снегу, пробираемся вслед за нашим проводником.
Чуть в стороне, на открытом, продуваемом всеми ветрами берегу канала из-под снега едва виднеется плотно сметанный стог прошлогоднего, почерневшего сена. К стогу ведет одинокая неровная лыжня.
- Петро, а почему сено не убрали?
- Да это женщины одной покос. У нее осенью муж умер, сама, видно, не смогла убрать - старенькая уже. Вот теперь на лыжах ходит, таскает понемногу, коз-то кормить надо…
Наконец выбираемся на высокий левый берег Ковжи. Петр кивает на чернеющую посреди заснеженного русла кляксу незамерзшей воды диаметром метров 10-15.
- Вон он - источник. Здесь, когда рыбу ловили, сети кидали - двадцать пять метров, но до дна не достали. А вокруг, в канале, глубже четырех метров не найдешь. Весной, когда паводок идет, вода аж фонтаном вспучивается. И, главное, чистая-чистая, посмотришь - рыба вся как на ладони видна (такая офигевшая-офигевшая, ага).
В сгущающихся сумерках делаю пару кадров полыньи, Саша забивает координаты в GPS. Зимой к полынье не подберешься - лед вокруг нее наверняка тонкий, хрупкий. Нужно ждать лета и нырять с лодок. Конечно, никто не гарантирует, что там будет сколько-нибудь проятженная пещера - вода вполне может выходить из завала на дне воронки, как на Ваде, а то и пробиваться ключами через слой ила, как на Белом озере. Но посмотреть определенно стоит.
***
На следующий день, 10 марта, был запланирован великий подвиг.
Встали с первыми лучами солнца, позавтракали всяческими разносолами из подпола тети Любы (брусничка, грибочки, картошечка, рыбка, клюквенный морс - м-ммм!).
Я, глядя на несметные полчища баллонов, решаю отказаться от глубокого погружения (все равно человек на открытой схеме ребризерщику не конкурент, и резутат моего погружения не сможет оправдать те усилия, которые потребуются на то, чтобы затащить для меня допольнительные баллоны), и заняться навеской и топосъемкой на «верхнем» уровне.
****
Говорят, что на специальных психологических тренингах, организуемых для неуверенных в себе людей, есть такое упражнение: нужно подойти на улице к первому попавшемуся человеку и заговорить с ним.
Я считаю, что это все фигня. Вы когда-нибудь пробовали договориться на первой попавшейся автомойке, чтобы вам разрешили в их помещении забить газовые смеси для технического погружения?
А вот я - пробовала, и даже вполне успешно : )
За сутки до отъезда выяснилось, что забиться в гараже у знакомого, как я рассчитывала, не получается: там и свет в полночь выключают, и охранники ругаются… А поскольку срочная работа и личное раздолбайство не позволили мне озаботиться проблемой газов заранее, то пришлось выкручиваться столь нетривиальным образом.
К чести администратора автомойки, он стойко перенес зрелище мобильной газовой станции, оперативно разворачивающейся на вверенной ему территории. Даже помог загрузить и выгрузить 40-литровые транспортные баллоны.
К слову, 2,5 часа халявного электричества и теплого просторного ангара обошлись мне всего в 300 рублей - как раз стоимость одной мойки.
****
Совместными усилиями еще до полудня забрасываем к воклюзу все снаряжение.
Это что, сюда, что ли, нырять надо?!...
После февральских морозов озеро затянуто льдом толщиной около 20-30 см, но сама река открыта.
С помощью позаимствованной у местных пешни, пилы и какой-то матери споро проколупываем майну.
Кстати, компьютер показал, что температура воды в источнике около 6 градусов, поэтому после того, как в майну бултыхнулся первый дайвер, лед вокруг майны начал активно таять под воздействием поднимающихся с глубины теплых потоков. К концу погружений ледяное оконце увеличилось почти вдвое.
В реке находим неровной формы камешек весом около 20 кг, и используя его в качестве якоря, спускаем в майну ходовик.
Я ныряю первой, моя задача - сделать перестежку на «кислородной» остановке и развесить баллоны. Использую Nx 36. Опускаюсь на пару метров, оглядываюсь: вокруг космос, никаких ориентиров, лишь тоненький ходовик и пронзительно красное солнце вверху, в ледяном окошке. Опускаюсь еще немного, и на глубине около 4 метров из темноты наконец проступают неровные известняковые стены колодца и переплетение коряг, запорошенных илом. Луч фонаря, рассеиваясь в торфяной воде, придает окружающему пейзажу тревожный красноватый оттенок. Видимость около полутора метров - не фонтан, конечно, но вполне рабочая.
Забивание спитов под водой - нетривиальная задача. А забивание оных в вертикальную стенку колодца, когда под тобой 40-метровая бездна, а вокруг нет ни одной полочки, на которую можно пристроить инструменты - нетривиальная вдвойне. Пожалуй, впервые в жизни я пожалела, что я не таскаю с собой в сифоны ус - при видимости 1,5 метра потерять тоненький ходовичок как нефиг делать.
Бью первую дырку, камень трескается, приходится бить другую, чуть в стороне. Порода очень мягкая, поддается легко. Много времени уходит на то, чтобы в толстых перчатках корректно достать и забить клинышек, не утратив его по дороге. Добрым словом вспоминаю Залогу с его упражнениями на плавучесть :)
Наконец у меня все получается, поднимаюсь наверх, забираю кислородные стейджи для Юры и Ильи, развешиваю их, и, ради любопытства прогулявшись до -15 метров, выхожу.
Следующим ныряет Юра (спарка Tr21/35, Nx50, О2).
Он спустился до -48 метров (до камня, за который был закреплен ходовик), после чего стал мотать катушку дальше вниз по склону (глыбовый навал, уклоном около 45 градусов, на дне - завал из упавших бревен). Полазив по завалу, он нашел место, где дно идет вниз, дошел до отметки 60 метров, после чего по газам развернулся. Все погружение заняло 55 минут.
За Юрой погружался Илья Козлов на PSCR Герберц. Тоже долго лазил по завалу, нашел путь вниз, на отметке 64 метра вышел в пещеру и прошел по ней около 50 метров. Пещера, по его словам, идет на уровне 64-66 метров, горизонтально, ширина хода около 3 метров, высота 2 метра, стены и дно монолитные. Выбрав донное время, Илья развернулся, смотал около 30 метров ходовика (некуда было привязать), завязался за небольшой свободнолежащий камень и вернулся назад. Встречного течения, по словам Ильи, в ходе не ощущалось, но донных отложений не было, ход хорошо промыт.
Погружение заняло 2 ч 38 минут, Илья немного затек и подмерз.
Настоящие дайверы смотрят на спелеологов, как на... :)
Пока Илья отвисал декомпрессию, группа поддержки эвакуировала основную часть груза к снегоходу.
Илья, Юра и Юля остались наслаждаться заслуженным отдыхом в доме тети Любы, а мы устремились назад, в Москву - работу на следующий день никто не отменял...
****
Подводя итоги поездки, отмечу, что к сожалению, осуществить мечту всех спелеоподводников - пройти сквозной траверс от места поглощения до источника - в этом сифоне вряд ли удастся: место поглощения не постоянно, оно представляет собой глубокую карстовую котловину, дно которой усеяно многочисленными глухими воронками. По описанию В.И. Гаркуши, весной, во время паводка, котловина полностью затапливается, а затем вода постепенно спадает, просачиваясь через карстовые каналы.
Глубина сифона также вряд ли существенно увеличится. Это обусловлено геологическим строением массива: на глубине 70-75 метров здесь должен располагаться слой водоупорных глин.
А вот существование разветвленной сети подземных туннелей здесь вполне возможно - расход воды в воклюзе значительно превышает оный в месте поглощения, что говорит о наличии подземных притоков.
В спортивно-оздоровительном мероприятии принимали участие:
Йура Евдокимов
Йуля Савенко
Илья Козлов
Саша Измайлов и Юля Лозова (Измайлова)
Леша Шелепин
и Йа : )
ЗЫ: и не надо мне рассказывать про неприменимость каски в дайвинге! :)
ЗЗЫ: в качестве основного регулятора на этом погружении я использовала Mares Abbys, выигранный в конкурсе журнала Invertum. Регуль отработал без нареканий, только пришлось на пол-оборота затянуть гайку регулировки усилия на вдох во второй ступени, а как-то не приятно, когда регулятор сам в тебя вдувает газ. Ну и, честно говоря, пока не могу понять логику расположения портов ;)