Надо остановить перетоки учёных туда

Jun 20, 2016 13:13




Декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ), заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян:

<...> Наша страна, взяв ориентир на вхождение в западноцентричный мир, начала это движение с принятия западной научной парадигмы. И этот переход на сторону чуждых инокультурных платформ нашей науки произошел даже раньше, чем развалился СССР. Это было связано с увлечением западной переводной литературой. <...>

К сожалению, сегодня даже у российских ученых, заявляющих свою патриотическую позицию превалирует когнитивный фундамент инокультурного пространства. В этой ситуации говорить о суверенитете в полной мере, способности противостоять информационному давлению из-вне, не приходится. Эти проблемы могут быть решены только через восстановление суверенитета когнитивного. <...>

Конечно, выстроить политику в отношении науки изолированно от всех других систем жизнеустройства не получится. Наше государство в целом было заточено на вхождение в западноцентричный мир, и в это же русло были направлены и наука, и образование, и экономика, и система социальных отношений, культура. То есть, взять одну науку и сделать её национальной, а всё остальное пусть движется туда же, куда теперь, не получится.

Конечно, тут принципиально стоит вопрос о системных изменениях. Во-первых, это, конечно же, вопрос идеологии. Хотя говорят: нельзя мешать идеологию с наукой... Но ведь, что такое идеология? Это система ценностей. Те базовые ценности и смыслы, на которых эта наука будет выстраиваться.

Например, принято критиковать сталинскую кампанию борьбы с «безродным космополитизмом», начатую в 1947 году. А ведь в ней содержался и совершенно рациональный момент: развенчание низкопоклонства перед Западом. В результате в 1949 году был создан наш атомный проект, потом освоение космоса.

Значит, всё-таки борьба с «безродным космополитизмом» не стала сдерживающим фактором развития, а имела определенный позитивный результат. И от нынешнего чрезмерного увлечения этим иноцитированием следует отказаться. Наша наука скорее всего от этого только выиграет.

Если мы строим свою науку, значит, стоит пересмотреть ее сегодняшнюю чрезмерную открытость западному простору. Надо остановить перетоки учёных туда, свободный обмен нашими наработками, а по сути воровство этих наработок.
<...>

Отсюда: КТО ГОТОВИТ «ОРАНЖЕВУЮ» РЕВОЛЮЦИЮ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ?

science_tech, russia, education

Previous post Next post
Up