Вот ты какая, морская арифметика!

May 25, 2014 07:54


Как моряки подзарабатывают в море на сигареты да шашлык - об этом во всех красках могут рассказать только они сами. И то - при случае. «С ходу как-то не вспоминается», - пошутил при встрече знакомый одессит - матрос Саша Ерофеев. Но свежую байку с очередного рейса таки вспомнил.
- Помню, стояли мы на рейде как-то в Херсоне. У нас как раз сигареты закончились, покушать уже толком ничего не было, выпить, так - тем более. А шли мы со Средиземки и должны были отовариться в Стамбуле, но не отоварились. Короче, немного «поджало» нас.
И вот однажды вечерком видим, к судну буксирует баркас с местными лихачами - предпринимателями. Подплыли, спрашивают: «Эй, ребята, есть че-нить?». Ну, мол, возьмем все, что можете продать. Я говорю: «Да, можно - дизельку». «Сойдет. Сколько дадите?». «Тонны три сможем». «А по чем?».


Топливо тогда было по пять гривен за литр, а мы сторговались по три.  Местные быстренько смотались на берег, вернулись, забитые пустыми канистрами. И пошла работа. Один матрос цеплял крючком канистры, поднимал их канатом наверх и через вентиляционный люк спускал в машинное отделение. В самой машине стоял кран подачи топлива, с его помощью стармех наливал в емкости дизельку. Леха, третий механик, относил к трапу уже полные канистры. Чтоб не тормозилось дело, я подтянул еще одного матроса-моториста, грузина. Он подтаскивал канистры к борту, а я скидывал пацанам на лодку.

В общем, слили мы им три тонны. Налили еще и 300 литров машинного масла. А в нагрузку скинули пару пустых бочек от масла. За их утилизацию надо же платить, а тут подвернулась возможность - бесплатно «спулить» с борта. Пришлось пацанам с берега несколько ходок делать.

- А как же капитан? - недоумеваю.

- А капитан чуток «съехал». Сказал, что не при делах и закрылся у себя в каюте. Он сам - бывший помполит, поэтому с ним дела мы не делали, - смеется Саша.

- В общем, привезли мне «бабулики». Я сразу послал ребят: «Возьмите пару блоков сигарет, выпить, покушать - колбасочки и все такое». Сам захожу в машину, сажусь и начинаю делить: стармеху - первому, всем стальным - поровну.

- Себе, естественно, чуть больше - я ж организатор, - улыбается.

- И сколько «заработали»? - не удержалась.

- Ну, считай, по три гривны за литр. Плюс еще масло. Получилась почти «десятка».

- Три тонны - это ж не три литра. Как втихую списали столько? - удивляюсь.

- Дело в том, что суточный расход у нас был примерно 4-5 кубов. А тонна - это, грубо говоря, 800 литров. То есть минимум 3 тонны в день сжигалось. Так что за месяц - это капля в море. А в отчете для компании мы писали расход, как среднее арифметическое.

Потом: приезжают бункеровщики, которые заливают топливо. У нас остаток еще есть. Мы доливаем доверху, сколько надо, а тот остаток они списывают. И делят пополам: если, например, соляра по доллару, они ее по 50 центов нам «скидывают».

- А вообще в этом рейсе, - добавляет, - на судне я был негласным «главным». В том числе и по провизии; типа, экономист.

В сутки на человека на питание отводилось 6 долларов, и я контролировал, чтобы повар кормил каждого на эту сумму. Но фактически следил за тем, чтобы он тратил на каждого не 6, а 5 «зеленых». И получалось в сутки экономии с 10 человек экипажа 10 долларов.

А экономили для какой-нибудь оказии. Ну, например, пришли в порт, я снял чуток налички - пошел на рынок, купил помидорок, огурцов, которых не привозили на пароход. Или у кого-то день рождения - не дарить же какую-то безделушку. На заначку покупали мясо и делали шашлык.

- У маленького парохода тоже есть свои приколы, - шутит одессит, - меньше зарплата, но веселее жизнь.

Записала Лариса Ерошкина

Морские истории, Байки, Позитив, Работа в море, Одесса, Юмор

Previous post Next post
Up