Сноуден - разрушитель мифов. IT-бизнес и шпионаж

Jan 28, 2014 22:03

Оригинал взят у komanda777 в Мифы об IT-бизнесе, которые разрушил Сноуден
Оригинал взят у dmgusev в Мифы об IT-бизнесе, которые разрушил Сноуден



АНБ своей слежкой испортило жизнь не только Ангеле Меркель, но и флагманам новой американской экономики, от Google до Apple. Недовольство самих флагманов мы слышали уже не раз, но осталось много невыясненных подробностей. О том, как все это происходило, рассказывает расследование Стивена Леви в новом Wired. Почитайте, оно весьма познавательно. Текст Леви наталкивает и на множество других мыслей - например, о том, как спецслужбы США меняют будущее технологического бизнеса, причем не только американского. Вот несколько идей.

1. Большой Брат немыслим без братьев меньших - технологических компаний. Раньше государства собирали информацию за свой счет. Теперь капитализм, век частного интереса, и задача отдана на субподряд. Госструктурам не под силу создать столь полезные и объемные базы данных, их могут собрать только предприниматели, которые предлагают пользователям что-то взамен. Оказалось выгоднее отпустить интернет в свободное плавание, а теперь паразитировать на нем. И теперь, похоже, с мечтами о независимости и глобальности онлайн-бизнеса можно распрощаться. Вести этот бизнес, не учитывая государство, больше невозможно.
2. Сколько на самом деле стоит доверие. В капитализацию ИТ-гигантов было заложено в том числе и доверие пользователей. Предполагалось, что Google и Apple не будут вести себя так же, как, допустим, бездушные сотовые операторы, что они действительно пекутся о клиентах и бережно обходятся с их личными данными. От телефонных операторов, пишет Леви, никто этой бережности и не ждал. Они давно уже поставляют данные правительству, не моргнув глазом. Что касается онлайн-бизнесов, то была иллюзия, что там все иначе. В это заблуждение впали не только пользователи, но и многие руководители и сотрудники ИТ-компаний.

Теперь не только лидерам хай-тека, но и более мелким компаниям придется прояснить свою бизнес-модель. Первый вариант: она все-таки строится на доверии и защите данных. Значит, сам бизнес должен быть устроен несколько иначе, но зато за доверительность можно и премию взимать. Второй вариант: онлайн-бизнес говорит: мы как все, большего от нас не ждите. И это, скорее всего, приведет к переоценке стоимости многих крупных компаний и стартапов.

3. Сколько на самом деле стоят личные данные. Нам часто кажется, что информация о нас малоценна (иначе с чего бы мы так охотно ею делились в соцсетях). Но, во-первых, она приобретает огромную ценность при обобщении и агрегации, а во-вторых, ценность эта растет с каждым новым применением информации. Когда Facebook пользуется нашими данными, чтобы просто давать более эффективный сервис, - это одно. Когда он продает эту информацию рекламодателям - это другое. Когда передает ее правительству - третье. И правительство это, кстати, хорошо понимает. Разведка США вполне готова платить ИТ-компаниям за полученные данные или делиться выгодными контрактами.


А вот сами мы пока ценность информации не осознали. Когда осознаем, возможно, начнем назначать за нее цену. Одну - на случай продажи данных коммерческим компаниям. Другую - на случай их передачи государству. От этого, кстати, онлайн-бизнес даже выиграет. Когда пользователи четко представляют, где и на каких условиях может оказаться их личная информация, они рассказывают о себе гораздо больше.

4. Скандалы с АНБ повышают себестоимость ИТ-бизнеса. Еще одно распространенное представление: технологический бизнес не требует больших расходов, главное в нем - люди. Это уже не так, если иметь в виду, сколько крупные компании тратят на дата-центры и офисы. Но после сноуденовских разоблачений их затраты могут сильно вырасти. Надо инвестировать в новое железо и алгоритмы защиты, платить юристам и лоббистам. Еще больший риск - так называемая балканизация интернета, его распад на национальные зоны. Если страны вроде Бразилии, Индии и России официально потребуют хранить данные о пользователях из этих стран на их же территории, придется строить параллельную недешевую инфраструктуру, придумывать новые технические решения - и расставаться с частью аудитории.

5. Шпионаж - это новые ниши для бизнеса. Сейчас многие рассуждают: хочешь строить глобальную компанию - строй ее в Кремниевой долине. Возможно, все изменится. Балканизация - вещь крайне неприятная, даже убийственная, но она играет на руку отдельным национальным интернет-компаниям. Но даже если отмести этот радикальный сценарий, американские спецслужбы явно и дальше будут влиять на бизнес глобальных ИТ-лидеров. Тогда шансы сделать глобальный бизнес появятся уже у самых неожиданных игроков из самых разных стран. Один собеседник Леви, венчурный инвестор, рассказал о сообразительном предпринимателе из Европы. Тот подсуетился и питчит свой стартап таким образом: мы - клон Dropbox, но мы не в Америке, до нас не доберешься.

В конечном счете от эксцессов АНБ могут выиграть и какие-нибудь небольшие страны, не имеющие запасов ископаемых. Возможно, исполнится даже мечта другого смутьяна - Ассанжа. Он, если помните, планировал устроить в Исландии зону свободного интернета, над которым не властно ни одно правительство (ну, кроме исландского). Там и климат подходящий, рассуждал Ассанж: серверы не очень греются. Поэтому - прощай, Калифорния. отсюда

Оперативно-техническое, Разведка, Негосударственная разведка, Сноуден, Бизнес, Технологии, Шпиономания

Previous post Next post
Up