© Скриншот:
YouTube В конце ноября Китай не на шутку озадачил своих соседей и соперников удачным полетом дрона-невидимки собственной разработки. Примитивные БПЛА используют даже террористы, а производители аппаратов утверждают, что шестое поколение авиации будет беспилотным.
Семнадцатиминутный полет
первого китайского дрона-невидимки, построенного с использованием технологии "стелс", был осуществлен 21 ноября. А как сообщал на днях ресурс Asian Review, еще раньше, в сентябре, китайские дроны успешно преодолели японскую зону ПВО вокруг спорных островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море. Вообще же, по данным некоторых экспертов, Китай уже занимает второе место в мире после США по количеству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения.
Реально оценивать именно китайский парк беспилотников очень сложно из-за крайней скудости любой информации об оборонном потенциале КНР. Но абсолютно точно известно, что по масштабам применения БПЛА лидируют США и Израиль, а по технологическому уровню их в данной области нагоняют страны ЕС. Со своей стороны, представители авиастроительных корпораций, в том числе и российских, прогнозируют в ближайшие годы сокращение до 40 % пилотируемых самолетов и вертолетов в ВВС ведущих мировых держав. Авиапроизводители основываются на расчетах своих аналитиков, утверждающих, что следующему, шестому, поколению авиации уготовано беспилотное будущее.
Тем не менее в экспертном сообществе нет единого видения перспектив развития дронов. Так, эксперт российского издания "Независимое военное обозрение" Владимир Щербаков уверен, что в течение как минимум пяти ближайших лет в военно-воздушных силах ведущих стран мира не произойдет радикального соотношения численности БПЛА и пилотируемых летательных аппаратов:
"Потому что еще не до конца отработаны различные вопросы применения беспилотников. Пока все-таки пилотируемый летательный аппарат в подавляющем большинстве случаев применения авиации остается, конечно, более эффективным, чем беспилотник. В долгосрочной перспективе, конечно, можно ожидать, что с постепенным развитием технологий создания как самих беспилотников, так и систем, применяемых на них, то есть систем управления, вооружения, связи и так далее, можно ожидать, что да, постепенно они будут вытеснять из различных ниш пилотируемые летательные аппараты".
В будущем, по словам Щербакова, дроны смогут завоевать превосходство в небе за счет того, что они станут значительно дешевле пилотируемых аппаратов, как в производстве, так и в эксплуатации. И, разумеется, благодаря главному своему достоинству - возможности не рисковать жизнями пилотов.
Это преимущество играет важную роль и сейчас. Например, во время войны во Вьетнаме (1965-1973 гг.) американские ВВС потеряли около пяти тысяч самолетов. В то же время беспилотники совершили почти три с половиной тысячи вылетов, а их потери составили всего 4 %. В ходе боевых действий в долине Бекаа в Ливане (1982 г.) дроны помогли израильским ВВС почти полностью уничтожить сирийскую систему ПВО и избежать потерь.
Однако беспилотные системы, как уже отметил выше Владимир Щербаков, имеют и ряд существенных недостатков технического и юридического характера. Сюда можно отнести отсутствие каких-либо национальных стандартов в системах управления дронами. Грубо говоря, если беспилотник действует на основе заложенной в него программы, его маршрут невозможно отменить или изменить. Контроль над дроном, управляемым дистанционно, противник может перехватить или ослабить, используя простые компьютерные программки. Подобные прецеденты уже случались с американскими БПЛА и в Ираке и в Афганистане.
Полностью автономный беспилотник, управляемый искусственным интеллектом, далеко не всегда способен объективно оценить обстановку и может принять ошибочное решение об атаке. Результатом таких ошибок стали сотни жертв среди мирных жителей в Ираке, Афганистане, Пакистане и Йемене. Впрочем, обрушить из поднебесья бомбы и ракеты на какую-нибудь гражданскую церемонию может и удаленный оператор дрона, что также наверняка бывало уже не раз в американской практике применения БПЛА.
По всей видимости, именно этот аспект в сфере использования БПЛА имел в виду Владимир Путин, коснувшийся на днях
перспектив российских беспилотных программ. На совещании по вопросам развития отечественных ВВС президент России заявил, что беспилотники - это серьезные боевые комплексы, а не компьютерная игра. Исходя из этого, Россия намерена развивать программы БПЛА, но практика применения дронов российскими военными и спецслужбами будет иной, чем принятая на вооружение США и другими странами.
Кстати, в эпоху СССР советские разведывательные и ударные дроны уверенно летали в небе Европы в то время, когда страны в ее западной части еще только приступали к разработке своих беспилотных систем. Достаточно назвать такие реализованные советские проекты, как комплекс "Ястреб", Ту-141 "Стриж", Ту-141 "Рейс", программа ударных БПЛА "Коршун".
В период с 1972 по 1989 год в СССР было построено 950 военных дронов разного назначения. Апогеем советской беспилотной программы совершенно заслуженно признан космический челнок "Буран", совершивший в 1988 году в автоматическом режиме весь полет, включая посадку. К сожалению, распад Советского Союза, "лихие" 1990 годы ощутимо затормозили развитие российской беспилотной авиации.
Впрочем, совсем недавно в рамках Минобороны РФ стартовала новая программа обучения операторов беспилотных систем, а западные СМИ заговорили о секретных разработках в России сверхдальнего дрона. Развитие беспилотных комплексов неизбежно становится элементом современной гонки вооружений, замечает военный обозреватель информагентства "Росинформбюро" Анатолий Соколов:
"Беспилотный летательный аппарат - в настоящее время это как бы синтезатор современных технологий и аккумулятор всех достижений в области оптико-электронных систем, средств разведки, наблюдения, связи и так далее".
Остается добавить, что с 2003 по 2012 год в общемировом масштабе были сделаны закупки различных типов дронов на сумму свыше трех с половиной миллиардов долларов. Через 10 лет, прогнозирует Forecast International, мировой рынок БПЛА вырастет до 70 млрд долларов.
ИсточникНикита Сорокин