Центр при СБУ будет предоставлять иностранным партнерам информацию о выезжающих за границу

Nov 14, 2022 14:17



Антитеррористический центр при СБУ сможет получать от предприятий транспорта, независимо от формы собственности, информацию о пассажирах и персонале международных и внутренних рейсов.
В Верховной Раде зарегистрирован проект постановления о принятии в первом чтении законопроекта 8146 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма, а также в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию борьбы с терроризмом». Авторами являются группа народных депутатов, включая председателя Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергея Ионушаса.

В УК и УПК Украины вносятся изменения, в частности, в части обеспечения межгосударственного информационного обмена о лицах, выезжающих за границу с террористической целью.

Так, на сегодняшний день Служба безопасности Украины определена контактным пунктом, ответственным за обмен упомянутой информацией (Закон Украины от 20.09.2022 № 2589-IX «О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма»). Однако изложенного недостаточно для надлежащего информационного обмена между государствами - сторонами Дополнительного протокола.

Поэтому с целью предоставления иностранным партнерам исчерпывающей и достоверной информации, предусмотренной статьей 7 Дополнительного протокола (а также обеспечения хранения и анализа аналогичных сведений, полученных от иностранных государств), проект возлагает на Антитеррористический центр при СБУ задачу:

а) вести список террористических организаций и групп.

Используя сведения, внесенные в этот перечень, СБУ будет сообщать иностранным государствам о перемещении за границу лиц, причастных к соответствующим террористическим организациям и группам. Как отмечают авторы, ведение упомянутого перечня также согласовывается с обязанностью Украины осуществлять обмен информацией с Европейским Союзом относительно террористических группировок и поддерживающих их организованных групп;

б) осуществлять национальную координацию и международное взаимодействие по вопросам получения, обработки, распространения, хранения и защиты информации о пассажирах (API/PNR).

Наделение Антитеррористического центра при СБУ полномочиями по обработке такой информации позволит реализовать не только требования Дополнительного протокола, но и обеспечит соответствие национального законодательства общепринятым практикам борьбы с международным терроризмом по внедрению в Украине системы обработки предварительной информации о пассажирах (API/PNR), а также Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2016/681/ЕС от 27.04.2016 «Об использовании данных системы бронирования (PNR) для предупреждения, выявления, расследования и уголовного преследования преступлений террористической направленности и тяжких преступлений».

Соответствующие изменения вносятся в Воздушный кодекс Украины (ВК), Закон Украины «О транспорте» и Государственную программу авиационной безопасности гражданской авиации, утвержденную Законом Украины от 21 марта 2017 года.

Согласно обновленной ч. 4 ст. 70 ВК «с целью ускорения и упрощения процедур таможенного и пограничного оформления авиаперевозчик или эксплуатант аэропорта, или субъект наземного обслуживания направляет в главный орган в общегосударственной системе борьбы с террористической деятельностью, орган охраны государственной границы и таможенных органов, осуществляющих деятельность в пунктах пропуска для воздушного сообщения, предварительную информацию о членах экипажа, пассажирах, импортных, экспортных и транзитных грузах, перевозимых воздушными судами.

Порядок получения, обработки, распространения, хранения, защиты информации пассажиров (advance passenger information/passenger name record) и другой указанной в этой части информации определяется Кабинетом Министров Украины по представлению Службы безопасности Украины.

Также определено, что при выполнении международных рейсов из/в Украину или транзитных рейсов через аэропорты Украины авиаперевозчик обязан предоставлять Антитеррористическому центру при Службе безопасности Украины информацию о пассажирах (advance passenger information/passenger name record) таких международных рейсов с целью противодействия перемещению лиц, причастных к террористической деятельности.

Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины предоставляет органу охраны государственной границы, таможенным органам и главному органу в общегосударственной системе борьбы с террористической деятельностью информацию о пассажирах, включающую фамилию, имя пассажира, его пол, гражданство, дату рождения, серию, номер документа, удостоверяющего личность (информация о пассажирах (advance passenger information), таких международных рейсов).

Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины с целью организации противодействия перемещению лиц, причастных к террористической деятельности, а также предупреждения пересечения государственной границы Украины лицами, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины, имеет право получать от предприятий транспорта, независимо от формы собственности, информацию о пассажирах и персонале международных и внутренних рейсов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

В целом, для достижения поставленных целей законопроектом предусмотрены изменения в:

Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины, согласно которым:

  • устанавливается уголовная ответственность за прохождение обучения терроризму, пересечение государственной границы Украины с террористической целью, а также за финансирование этих деяний;
  • определяется подследственность указанных преступлений - досудебное расследование таких преступлений будут осуществлять следователи Службы безопасности Украины;
  • расширяются основания для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера в случае совершения его уполномоченным лицом названных преступлений;
  • определяется возможность применения во время военного положения к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении упомянутых преступлений, только одного вида меры пресечения - содержания под стражей (при наличии оснований для применения меры пресечения) с предоставлением права следственному судье, суду не определять при этом размер залога;
  • предусматривается возможность осуществления специального досудебного расследования (in absentia) в уголовных производствах по упомянутым преступлениям;
  • из части первой статьи 258-3 УК Украины выделяется ответственность за участие в террористической группе или террористической организации и излагается как отдельный состав преступления в части второй настоящей статьи;
  • статья 258-3 УК Украины дополняется новой частью третьей, что будет предусматривать такой квалифицирующий признак, как совершение соответствующих преступлений должностным лицом с использованием своего должностного положения.

Закон Украины "О борьбе с терроризмом", предусматривающие:

  • введение правовых основ для проведения антитеррористической подготовки населения;
  • определение новых субъектов борьбы с терроризмом (с учетом современной системы органов государственной власти) и определение полномочий последних;
  • усовершенствование полномочий Службы безопасности Украины как главного субъекта борьбы с терроризмом;
  • наделение Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины полномочиями формировать и вести перечень террористических организаций и групп, а также осуществлять национальную координацию по вопросам получения, обработки, распространения, хранения и защиты информации о пассажирах (API/PNR) в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН по международному противодействию терроризму относительно перемещения лиц, причастных к террористической деятельности, предупреждение, выявление, расследование уголовных правонарушений, совершаемых с террористической целью, других уголовных правонарушений, а также предупреждение пересечения государственной границы Украины лицами, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины;
  • делегирование Правительству Украины полномочий по определению механизма возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта;
  • предоставление полномочий субъектам борьбы с терроризмом участвовать в совместных антитеррористических мероприятиях с участием иностранных государств или межгосударственных объединений путем привлечения своих сил и средств, а также проводить совместные антитеррористические мероприятия на территории Украины и других государств в соответствии с международными договорами (сделками).

Источник

Граница, Мигранты, Законопроекты, СБУ, Аналитика, Антитеррор

Previous post Next post
Up